Глава 5 сейм
Статья 55
Сейм состоит из представителей Народа - 141 члена Сейма, избираемых сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, путем тайно голосования.
Сейм считается избранным, если в него избрано не менее 3/5 членов Сейма.
Порядок избрания членов Сейма устанавливается законом.
Статья 56
Членом Сейма может быть избран гражданин Литовской Республики, который не связан присягой или обязательством с иностранным государством и в день выборов имеет не менее 25 лет, а также постоянно проживает в Литве.
Членами Сейма не могут быть избраны лица, не отбывшие наказания по приговору, назначенному судом, а также лица, признанные судом недееспособными.
Статья 57
Очередные выборы Сейма проводятся не ранее чем за два месяца и не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий членов Сейма.
Статья 58
Досрочные выборы Сейма могут проводиться по постановлению Сейма, принятому большинством голосов не менее чем 3/5 всех членов Сейма.
Досрочные выборы Сейма могут быть объявлены и Президентом Республики:
1) если Сеймом в течение 30 дней после представления не было принято решение о новой программе Правительства или после первого представления программы Правительства в течение 60 дней два раза подряд не была одобрена программа Правительства;
2) по предложению Правительства, если Сеймом непосредственно выражается недоверие Правительству.
Президент Республики не может объявить о досрочных выборах Сейма, если до истечения срока полномочий Президента Республики осталось менее 6 месяцев, а также если после досрочных выборов Сейма не прошло 6 месяцев.
В постановлении Сейма или в акте Президента Республики относительно досрочных выборов Сейма указывается день выборов нового Сейма. Выборы нового Сейма должны быть проведены не позднее чем в течение 3 месяцев после принятия решения о досрочных выборах.
Статья 59
Отсчет срока полномочий членов Сейма начинается со дня первого заседания вновь избранного Сейма. С началом этого заседания истекает срок полномочий ранее избранных членов Сейма.
Избранный член Сейма все права представителя народа приобретает только после принесения им в Сейме присяги на верность Литовской Республике.
Член Сейма, не принесший в установленном законом порядке присягу или принесший присягу условно, утрачивает мандат члена Сейма. В связи с этим Сеймом принимается постановление.
При исполнении своих обязанностей члены Сейма руководствуются Конституцией Литовской Республики, интересами государства, своей совестью и не могут ограничиваться никакими мандатами.
Статья 60
Обязанности члена Сейма, за исключением его обязанностей в Сейме, несовместимы ни с какими другими должностями в государственных учреждениях и организациях, а также с работой в предпринимательских, коммерческих и других частных учреждениях или на предприятиях. На срок действия своих полномочий член Сейма освобождается от обязанности проходить службу по охране края.
Член Сейма может назначаться только Премьер-министром или министром.
Работа члена Сейма, а также расходы, связанные с его парламентской деятельностью, оплачиваются за счет средств государственного бюджета. Член Сейма не может получать никакого иного оклада, за исключением оплаты за творческую деятельность.
Обязанности, права и гарантии деятельности члена Сейма устанавливаются законом.
Статья 61
Член Сейма вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, министрам, руководителям других государственных институтов, образуемых или избираемых Сеймом. Они обязаны дать устный или письменный ответ на сессии Сейма в порядке, установленном Сеймом.
Во время сессии группой не менее 1/5 членов Сейма может быть предъявлена Премьер-министру или министру интерпелляция.
Сейм после обсуждения ответа Премьер-министра на интерпелляцию может постановить, что ответ неудовлетворителен, и большинством голосов половины всех членов Сейма выразить недоверие Премьер-министру или МИНИСТРУ.
Порядок голосования устанавливается законом.
Статья 62
Личность члена Сейма неприкосновенна.
Член Сейма без согласия Сейма не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, не может быть иным образом ограничена его свобода.
Член Сейма за голосование или выступления в Сейме не может преследоваться. Вместе с тем за оскорбление личности или клевету он может привлекаться к ответственности в общем порядке.
Статья 63
Полномочия члена Сейма прекращаются в случае:
1) истечения срок полномочий или с началом первого заседания избранного на досрочных выборах Сейма;
2) его смерти;
3) его отставки;
4) признания его судом недееспособным;
5) лишения Сеймом его мандата в порядке процесса импичмента;
6) признания выборов недействительными или в случае грубого нарушения Закона о выборах;
7) перехода его на работу или если он не отказывается от работы, не совместимой с обязанностями члена Сейма;
8) утраты им гражданства Литовской Республики.
Статья 64
Сейм ежегодно собирается на две очередные - весеннюю и осеннюю - сессии. Весенняя сессия начинается 10 марта и заканчивается 30 июня. Осенняя сессия начинается 10 сентября и заканчивается 23 декабря. Сейм может вынести постановление о продлении сессии.
Внеочередные сессии созываются Председателем Сейма по предложению не менее трети всех членов Сейма, а в предусмотренных Конституцией случаях - Президентом Республики.
Статья 65
Вновь избранный Сейм на свое первое заседание, которое должно состояться не позднее чем в течение 15 дней после избрания Сейма, созывается Президентом Республики. Если Президент Республики не созывает Сейм, члены Сейма собираются сами на следующий день после завершения пятнадцатидневного срока.
Статья 66
Заседание Сейма ведет Председатель Сейма или его заместитель.
Первое после выборов заседание Сейма открывает старейший по возрасту член Сейма.
Статья 67
Сейм:
1) обсуждает и принимает поправки к Конституции;
2) издает законы;
3) принимает постановления относительно референдумов;
4) назначает выборы Президента Литовской Республики;
5) учреждает предусмотренные законом государственные институты, а также назначает и освобождает их руководителей;
6) одобряет или не одобряет кандидатуру Премьер-министра, представляемую Президентом Республики;
7) рассматривает представленную Премьер-министром программу Правительства и принимает решение относительно ее одобрения;
8) по предложению Правительства образует или упраздняет министерства Литовской Республики;
9) осуществляет контроль за деятельностью Правительства, может выражать недоверие Премьер-министру или министру;
10) назначает судей Конституционного Суда, судей Верховного Суда, а также председателей этих судов;
11) назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы;
12) назначает выборы Советов самоуправлений;
13) образует Главную избирательную комиссию и вносит изменения в ее состав;
14) утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением;
15) устанавливает государственные налоги и другие обязательные платежи;
16) ратифицирует и денонсирует международные договоры Литовской Республики, рассматривает другие вопросы внешней политики;
17) устанавливает административное деление Республики:
18) учреждает государственные награды Литовской Республики;
19) издает акты об амнистии;
20) вводит прямое правление, военное и чрезвычайное положение, объявляет мобилизацию и принимает решение об использовании вооруженных сил.
Статья 68
Право законодательной инициативы в Сейме принадлежит членам Сейма, Президенту Республики и Правительству.
Право законодательной инициативы имеют также граждане Литовской Республики. 50 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, могут представить в Сейм проект закона, который Сейм обязан рассмотреть.
Статья 69
Законы в Сейме принимаются с соблюдением процедуры, установленной законом.
Законы считаются принятыми, если за них проголосовало большинство членов Сейма, участвовавших в заседании.
Конституционные законы Литовской Республики принимаются, если за них проголосовало более половины всех членов Сейма, а изменения в них вносятся большинством голосов не менее 3/5 всех членов Сейма. Перечень конституционных законов устанавливается Сеймом большинством голосов 3/5 членов Сейма.
Положения законов Литовской Республики могут приниматься и референдумом.
Статья 70
Принятые Сеймом законы вводятся в действие после подписания и официального обнародования их Президентом Литовской Республики, если самими законами не установлен более поздний срок введения в действие.
Иные принятые Сеймом акты и Статус Сейма подписываются Председателем Сейма. Эти акты вводятся в действие на следующий день после их обнародования, если самими актами не установлен иной порядок введения их в действие.
Статья 71
Президент Республики не позднее чем в десятидневный срок после вручения либо подписывает и официально обнародует принятый Сеймом закон, либо возвращает его Сейму с соответствующей мотивировкой для повторного рас смотрения.
Если в указанный срок принятый Сеймом закон Президент Литовской Республики не возвращает и не подписывает его, такой закон вводится в действие после подписания и официального обнародования его Председателем Сейма.
Принятый путем референдума закон или иной акт не позднее чем в течение 5 дней должен быть подписан и официально обнародован Президентом Республики.
Если в указанный срок такой закон Президент Республики не подписывает и не обнародует, закон вводится в действие после его подписания и официального обнародования Председателем Сейма.
Статья 72
Возвращенный Президентом Республики закон Сейм может заново рассмотреть и принять.
Повторно рассмотренный Сеймом закон считается принятым, если были приняты представленные Президентом Республики поправки и дополнения или если за закон проголосовало более 1/2, а за конституционный закон - не менее 3/5 всех членов Сейма.
Такие законы Президент Республики обязан не позднее чем в течение трех дней подписать и незамедлительно официально их обнародовать.
Статья 73
Жалобы граждан относительно злоупотреблений или бюрократизма со стороны государственных должностных лиц (за исключением судей) и должностных лиц самоуправлений рассматриваются контролерами Сейма. Они вправе вносить предложения в суд об освобождении виновных должностных лиц от занимаемых должностей.
Полномочия контролеров Сейма устанавливаются законом.
В случае необходимости Сейм создает и другие институты контроля. Их система и полномочия устанавливаются законом.
Статья 74
Президент Республики, председатель и судьи Конституционного суда, председатель и судьи Верховного Суда, председатель и судьи Апелляционного суда, члены Сейма за грубое нарушение Конституции либо нарушение присяги, а также при выявлении факта совершения преступления большинством 3/5 голосов всех членов Сейма могут быть отстранены от занимаемых должностей или лишены мандата члена Сейма. Это осуществляется в порядке процесса импичмента, который устанавливается Статутом Сейма.
Статья 75
Назначенные или избранные Сеймом должностные лица, за исключением указанных в статье 74 Конституции лиц, освобождаются от должностей в случае недоверия, выраженного им Сеймом большинством голосов всех членов Сейма.
Статья 76
Структуры и порядок работы Сейма устанавливаются статутом Сейма. Статус Сейма имеет силу закона.
- Раздел III Конституции Республики Туркменистан - "Система органов власти и управления"; раздел V Конституции Республики Узбекистан - "Организация государственной власти", и др.
- Раздел I общие пололожения
- Глава 1 власть народа
- Глава 2 основы государства
- Раздел II основные права и свободы
- Глава 3
- Глава 4 права и свободы гражданина
- Глава 5 основные обязанности граждан
- Раздел III государственная власть
- Глава 6. Законодательная власть
- Глава 8 судебная власть
- Глава 9 нахичеванская автономная республика
- Глава 10 местное самоуправление
- Раздел IV
- Глава 11
- Глава 12
- Раздел V заключительные полномочия
- Глава 13 законодательная система
- Глава 1 основы конституционного строя
- Глава 2
- Глава 3 президент республики
- Глава 4 национальное собрание
- Глава 5 правительство
- Глава 6 судебная власть
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9 . Переходные положения
- Раздел I основы конституционного строя
- Раздел II
- Раздел III избирательная система. Референдум
- Глава 1 избирательная система
- Глава 2 референдум (народное голосование)
- Раздел IV президент, парламент, правительство, суд
- Глава 3 президент республики беларусь
- Глава 4 Парламент Национальное собрание
- Глава 5
- Глава 6 суд
- Раздел V
- Раздел VI
- Глава 7 прокуратура
- Глава 8
- Раздел VII
- Раздел VIII
- Раздел IX
- Глава 1 общие положения
- Глава 2
- Глава 3 парламент грузии
- Глава 4 президент грузии
- Глава 5 судебная власть
- Глава 6 государственные финансы и контроль
- Глава 7 оборона государства
- Глава 8 пересмотр конституции
- Глава 9 переходные положения
- Глава 1 основы конституционного строя
- Глава 2 права и свободы человека и гражданина
- Глава 3 законодательная власть
- Глава 4 исполнительная власть
- Глава 5 судебная власть
- Глава 6 местное самоуправление
- Глава 7
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III президент
- Раздел IV
- Раздел V
- Раздел VI
- Раздел VII суды и правосудие
- Раздел VIII
- Раздел IX
- Глава 1 кыргызская республика
- Раздел I
- Раздел II устройство и деятельность государства
- Глава 2 граждане
- Раздел I гражданство
- Раздел II
- Раздел III
- Глава 3
- Раздел I
- Раздел II полномочия президента
- Глава 4 жогорку кенеш
- Раздел 1
- Раздел II
- Глава 5 исполнительная власть
- Раздел II правительство
- Раздел 2 местная государственная администрация
- Раздел 3 прокуратура
- Глава 6 суды и правосудие
- Глава 7 местное самоуправление
- Глава 8
- Раздел II
- Раздел III
- Раздел I
- Раздел II основные права, свободы и обязанности
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 основные права и свободы
- Глава 3 основные обязанности
- Раздел III публичные власти
- Глава 4 парламент
- Часть 1 Организация и деятельность
- Часть 2 статус депутатов
- Часть 3 законодательство
- Глава 5 президент республики молдова
- Глава 6 правительство
- Глава 7 отношения парламента с правительством
- Глава 8 публичное управление
- Глава 9 судебная власть
- Часть 1 судебные инстанции
- Часть 2
- Часть 3
- Раздел IV
- Раздел V
- Раздел VI
- Раздел VII
- Раздел VII "Заключительные и переходные положения" является составной частью настоящей Конституции и регулирует вопросы, касающиеся вступления ее в силу.
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2 права и свободы человека и гражданина
- Глава 3 федеративное устройство
- Глава 4 президент российской федерации
- Глава 5 федеральное собрание
- Глава 6 правительство российской федерации
- Глава 7 судебная власть
- Глава 8 местное самоуправление
- Глава 9
- Глава 1 основы конституционного строя
- Глава 2
- Глава 3 маджлиси оли
- Глава 4 президент
- Глава 5 правительство
- Глава 6 местная власть
- Глава 7
- Глава 8 суд
- Глава 9 прокуратура
- Глава 10
- Раздел I основы конституционного строя
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 1
- Глава 2 халк маслахаты туркменистана
- Глава 3 президент туркменистана
- Глава 4
- Глава 5 кабинет министров
- Глава 6
- Раздел IV местное самоуправление
- Раздел V избирательная система, референдум
- Раздел VI судебная власть
- Раздел VII прокуратура
- Раздел VIII
- Раздел I основные принципы
- Глава 1 государственный суверенитет
- Глава 2 народовластие
- Глава 3 верховенство конституции и закона
- Глава 4 внешняя политика
- Раздел II
- Глава 5 общие положения
- Глава 6 гражданство
- Глава 7 личные права и свободы
- Глава 8 политические права
- Глава 9 экономические и социальные права
- Глава 10 гарантии прав и свобод человека
- Глава 11 обязанности граждан
- Раздел III общество и личность
- Глава 12 экономические основы общества
- Глава 13 общественные объединения
- Глава 14 семья
- Глава 15 средства массовой информации
- Раздел IV
- Глава 16
- Глава 17 республика каракалпакстан
- Раздел V организация государственной власти
- Глава 18 олий мажлис республики узбекистан
- Глава 19 президент республики узбекистан
- Глава 20 кабинет министров
- Глава 21
- Глава 22 судебная власть республики узбекистан
- Глава 23 избирательная система
- Глава 24 прокуратура
- Глава 25 финансы и кредит
- Глава 26 оборона и безопасность
- Раздел V I
- Раздел I основные принципы
- Глава 1 государственный суверенитет
- Глава 2 народовластие
- Глава 4
- Раздел II
- Глава 5 общие положения
- Глава 6 гражданство
- Глава 7 личные права и свободы
- Глава 8 политические права
- Глава 13 общественные объединения
- Глава 14 семья
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- Глава 22 избирательная система
- Глава 23 конституционный надзор
- Глава 24 прокуратура
- Глава 25 финансы и бюджет
- Раздел VI порядок изменения конституции
- Раздел I общие положения
- Раздел II
- Раздел III выборы. Референдум
- Раздел IV верховная рада украины
- Раздел V президент украины
- Раздел VI кабинет министров украины.
- Раздел VII прокуратура
- Раздел VIII правосудие
- Раздел IX территориальное устройство украины
- Раздел XI местное самоуправление
- Раздел XII конституционный суд украины
- Раздел XIII
- Раздел XIV заключительные положения
- Раздел XV переходные положения
- Глава 1 литовское государство
- Глава 2 человек и государство
- Глава 3 общество и государство
- Глава 4 народное хозяйство и труд
- Глава 5 сейм
- Глава 6 президент республики
- Глава 7 правительство литовской республики
- Глава 9 суд
- Глава 10.
- Глава 11 финансы и государственный бюджет
- Глава 12 государственный контроль
- Глава 13 внешняя политика и защита государства
- Глава 14 изменение конституции
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 основные права, свободы и обязанности
- Глава 3 народ
- Глава 4 государственное собрание
- Глава 5 президент республики
- Глава 6 правительство республики
- Глава 7 законодательство
- Глава 8 финансы и государственный бюджет
- Глава 9
- Глава 10 государственная оборона
- Глава 11 государственный контроль
- Глава 12 канцлер юстиции
- Глава 13
- Глава 14 местное самоуправление
- Глава 15 изменение конституции