О природе президентской власти в республике башкортостан
Р.Х-Хажипой
доценткафедры теории и историтР государства и права БАГСУ
Государственная власть в Республике Башкортостан, как в целом и в Российской Федерации, базируется на ряде исходных, системополагаю-щих принципов, сообщающих ей легитимный и демократический характер. И если безусловным по важности и первенствующим по значимости здесь выступает принцип приоритета прав человека, то вторым по значению является принцип разделения властей. В демократическом государстве эти принципы не просто взаимодополняют друг друга, но образуют диалектическое единство: надлежащее разделение и соотношение властей создает институциональные гарантии прав человека, составляет один из компонентов правовой государственности; в свою очередь, внутреннее (з.к-сиологическое) содержание и смысл разделения властей заключаются именно в конечной направленности на обеспечение и реальную осуществимость прав и свобод человека.
Статья 6Конституции Республики Башкортостан гласит: «Государ-^ ственная властьв Республике Башкортостан осуществляется по принципу! разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Законода-|тельная, исполнительнаяи судебная власти в Республике Башкортостан | самостоятельны. На территории Республики Башкортостан обеспечивается 1 единство государственной власти».:
Закрепление этого важнейшего политико-правового принципа, а также провозглашение в статье 2 этого же раздела Конституции положения о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Республике Башкортостан», постулировало приверженность Башкортостана идеям и принципам правового государства, зафиксировало его принадлежность к демократическим, правовым государствам современности. Ни одна из прежних Конституций республики не манифестировала подобных концептуальных юридических новаций.
Вместе с тем при практической реализации принципа разделения властей Конституция Башкортостана не смогла избежать, к сожалению, и некоторых логико-юридических противоречий, природа которых впрочем становится понятной, если принять во внимание тот факт, что институты и нормы гражданского общества у нас начали складываться лишь в послед-
неедесятилетие, а конституционноеправотворчество находится встадиисвоегостановления.
Прежде всего противоречивость Конституции проявляется в недостаточной проработанное™ вопросов разделения и соотношения различных ветвей государственной власти. Так, упоминаемая выше статья 6 Основного Закона провозглашает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а следующая за ней статья 7 содержит следующее положение: «Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан».
Логическое толкование текста данной нормы позволяет сделать вывод о том, что властей в республике согласно Конституции не три, а четыре: к уже известной и традиционной триаде - законодательной, исполнительной и судебной - прибавляется четвертая властная ветвь - президентская. К слову сказать, аналогичное расхождение между 10 и 11 статьями заложено и в тексте Конституции Российской Федерации. Разница лишь в том, что среди верховных носителей государственной власти в Российской Федерации первым упоминается Президент Российской Федерации и только затем следуют Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации.
Появление «новой» властной вертикали в Конституциях Российской Федерации и ее субъектов - вполне определенное отражение запросов и требований времени и может в этой связи рассматриваться как специфический вариант компромисса различных политических сил в сложных условиях перехода от прежних форм тоталитарной жизни к новым общественным отношениям, основанным на принципах действительной демократии и права, Конституционное закрепление президентской власти, придание ей «особого статуса», наделение Президента достаточно широким кругом полномочий и одновременно с этим известная неопределенность и специфичность его правового положения были вызваны рядом существенных причин и обстоятельств, главным образом - необходимостью обеспечения единства и авторитета государственной власти, потребностью формирования юридических предпосылок ее взаимосогласованного и гармоничного функционирования в условиях переходного периода.
Означает ли сказанное, что институт президентства образует у нас вполне самостоятельную ветвь власти со своим специфическим набором политико-юридического инструментария, способов решения возникающих общественных проблем, места в политической системе и т.п.? Или же он
входит вкачестве одногоиз элементов в системутрадиционных государственно-властных отношений общества?
Анализ показывает, что на эти вопросы могут быть даны два различных по своей сути ответа.
Первый: конституционно-правовая фигура Президента - это институт прежде всего и исключительно исполнительной власти. Такого мнения придерживаются, в частности, ряд московских ученых.
Аргументируя свою позицию, эти ученые считают, что в условиях разделения властей Президент страны должен находиться в определенном правовомполе, за пределами которого разделение властей нарушается. Говоря иначе, статуирование президентской власти в качестве суверенной и самостоятельной с неизбежностью приходит в противоречие с теорией разделения властей и конституционными положениями, закрепляющими к' в качестве исходного и ведущего конституционно-правового принципа. Псих мнению, Президент как конституционно-правовая фигура - это либо номинальный глава государства, т.е. должностное лицо, остающееся за рамками разделения властей, но практически не обладающее реальными властными полномочиями, либо должностное лицо государстаа, обладаю"!щеереальными полномочиями исполнительной власти. Президент по сво- i им конституционным полномочиямне является институтом и главой ис-| полнительной власти. ;i
Второй возможный и более предпочтительный вариант ответа на' поставленный выше вопрос: президентская власть - в условиях «смешан-' ной», полупрезидентской - полупарламентской республики (которая в целом характерна для современной России и государств - республик в ее составе) образует если не четвертую, то вполне самостоятельную, «особую» и специфическую ветвь власти.
Такую точку зрения также отстаивают и некоторые ученые, Профессор В.Е.Чиркин, к примеру, отмечает, что практика многих стран свидетельствует о следующем: концепция разделения властей, являющаяся непреложным постулатом демократии, имеет прежде всего ориентирующий характер и нигде, по крайней мере в современных условиях, не осуществляется и, видимо, не может быть осуществлена в «чистых» формах», Классической страной разделения властей при республиканской форме правления считаются США, но и в ней нет непреодолимых границ между «ветвями» власти.
. Действительно, согласно статье 91 Конституции Республики Башкортостан Президент является главой республики, ее высшим должностным лицом. Он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции и законов Республики Башкортостан, защищает
государственный суверенитет, экономические и политические интересы республики.
Статья 95 Конституции наделяет Президента достаточно широким кругомполномочий, он обладаетправом законодательной инициативы;
подписывает и обнародует законы; с согласия Государственного Собрания назначает Премьер-министра; руководит деятельностью Кабинета Министров и принимает его отставку; представляет бюджет парламенту; опротестовывает и приостанавливает действие актов государственных органов Российской Федерации на территории республики; назначает и освобождает гнавадминистраций районов и городов; представляет Государственному Собранию кандидатуры судей всех рангов, а также Прокурора республики; решает вопросы гражданства и предоставления убежища и т.д. Кроме того, в пределах своей компетенции Президент издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение.
Таким образом, с одной стороны, Президент выступает как глава исполнительной власти - назначает Премьер-министра; формирует в целом Кабинет Министров (центральный орган исполнительной власти), руководит деятельностью и принимает его отставку; назначает и освобождает глав администраций районов и городов; принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности; решает вопросы гражданства. Президент вправе отменять решения руководителей исполнительной власти на территории республики, если они противоречат Конституции и законам Республики Башкортостан, а также отстранять от исполнения обязанностей руководителей исполнительной власти в случае нарушения ими законодательства республики.
Вместе с тем часть предоставленных Конституцией полномочий выводит Президента за рамки «чисто» исполнительной власти и вводит его в правовое доле других ветвей государственной власти - законодательной и судебной. В частности, это касается конституционных положений о том, что Президент; является главой и высшим должностным лицом республики; выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции и законов республики; подписывает и обнародует законы, принятые парламентом (т.е. обладает правом вето); Президент наделен полномочиями опротестовывать и приостанавливать действие актов Российской Федерации на территории республики; представляет Государственному Собранию кандидатуры на пост судей, а также Прокурора республики; вводит чрезвычайное положение и некоторые другие- Кроме того, по Конституции Президент наделен важнейшими полномочиями в области законодательной власти - правом издавать указы и распоряжения как нормативного, так и ненормативного характера.
Все это позволяетквалифицировать конституционно-правовую фид гуру Президента в качестве особой ветви государственной власти, не относящейся напрямую ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной власти. Вполупрезидентской республике, каковой является Башкортостан, Президенткак бы ставится над ветвями власти, «выносится за скобки», выполняя функции «обеспечителя» единства и взаимодействия государственной власти (положение о том, что «на территории Республики Башкортостан обеспечивается единство государственной власти» прямо зафиксировано в статье б Конституции республики). Его исполнительно-распорядительная и законотворческая деятельность дополняется, а иногда и вытесняется арбитражной, Он начинает играть роль арбитра по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда и по отношению к обществу в целом.
В то же время, в отличие от Конституции Российской Федераций, Конституция Республики Башкортостан предусмотрела достаточно гибкие и эффективные механизмы взаимного согласования разнообразных государственно-властных интересов, поставила жесткие юридические запреты, исключающие диктат одной власти над другой.
Согласно статье 100 Конституции Кабинет Министров - Правительство Республики Башкортостан, являясь органом исполнительной власти, подотчетен в одинаковой степени и Государственному Собранию и Президенту. Приэтом вновь образованный Кабинет Министров представляет программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий одновременно Президенту и Парламенту, а отчитывается о проделанной работе непосредственно перед последним не реже одного раза в год. ||
Немаловажную роль в гармонизации и оптимизации отношение различных институтов государственной власти в современном Башкортм стане играют нормы Конституции, фиксирующие специфические контрольные и распорядительные прерогативы Парламента - Государственно, го Собрания республики - по ограничению президентских функций и поля номочий. Часть таких полномочий, устанавливающих формы парламенте ского контроля над исполнительной властью, закреплена в статье 88 Кон|| ституции. Согласно им Государственное Собрание Республики Башкорто-| стан обладает правом: совместно с Президентом определять внутреннюю я| внешнюю политику республики; устанавливать порядок организации щ деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, орга-' нов местной власти и местного самоуправления; решать вопрос о доверии Президенту и его отставке; отменять указы и распоряжения Президента в случае ихнесоответствия Конституции и законам республики.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система