logo
Конституционное право Бащкирии

О природе президентской власти в республике башкортостан

Р.Х-Хажипой

доценткафедры теории и историтР государства и права БАГСУ

Государственная власть в Республике Башкортостан, как в целом и в Российской Федерации, базируется на ряде исходных, системополагаю-щих принципов, сообщающих ей легитимный и демократический харак­тер. И если безусловным по важности и первенствующим по значимости здесь выступает принцип приоритета прав человека, то вторым по значе­нию является принцип разделения властей. В демократическом государст­ве эти принципы не просто взаимодополняют друг друга, но образуют диа­лектическое единство: надлежащее разделение и соотношение властей создает институциональные гарантии прав человека, составляет один из компонентов правовой государственности; в свою очередь, внутреннее (з.к-сиологическое) содержание и смысл разделения властей заключаются именно в конечной направленности на обеспечение и реальную осущест­вимость прав и свобод человека.

Статья 6Конституции Республики Башкортостан гласит: «Государ-^ ственная властьв Республике Башкортостан осуществляется по принципу! разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Законода-|тельная, исполнительнаяи судебная власти в Республике Башкортостан | самостоятельны. На территории Республики Башкортостан обеспечивается 1 единство государственной власти».:

Закрепление этого важнейшего политико-правового принципа, а также провозглашение в статье 2 этого же раздела Конституции положения о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Республике Башкортостан», постулировало приверженность Башкортоста­на идеям и принципам правового государства, зафиксировало его принад­лежность к демократическим, правовым государствам современности. Ни одна из прежних Конституций республики не манифестировала подобных концептуальных юридических новаций.

Вместе с тем при практической реализации принципа разделения властей Конституция Башкортостана не смогла избежать, к сожалению, и некоторых логико-юридических противоречий, природа которых впрочем становится понятной, если принять во внимание тот факт, что институты и нормы гражданского общества у нас начали складываться лишь в послед-

неедесятилетие, а конституционноеправотворчество находится встадиисвоегостановления.

Прежде всего противоречивость Конституции проявляется в недос­таточной проработанное™ вопросов разделения и соотношения различных ветвей государственной власти. Так, упоминаемая выше статья 6 Основно­го Закона провозглашает разделение властей на законодательную, испол­нительную и судебную, а следующая за ней статья 7 содержит следующее положение: «Государственная власть в Республике Башкортостан осущест­вляют Государственное собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан».

Логическое толкование текста данной нормы позволяет сделать вы­вод о том, что властей в республике согласно Конституции не три, а четы­ре: к уже известной и традиционной триаде - законодательной, исполни­тельной и судебной - прибавляется четвертая властная ветвь - президент­ская. К слову сказать, аналогичное расхождение между 10 и 11 статьями заложено и в тексте Конституции Российской Федерации. Разница лишь в том, что среди верховных носителей государственной власти в Российской Федерации первым упоминается Президент Российской Федерации и толь­ко затем следуют Федеральное Собрание, Правительство и суды Россий­ской Федерации.

Появление «новой» властной вертикали в Конституциях Россий­ской Федерации и ее субъектов - вполне определенное отражение запросов и требований времени и может в этой связи рассматриваться как специфи­ческий вариант компромисса различных политических сил в сложных ус­ловиях перехода от прежних форм тоталитарной жизни к новым общест­венным отношениям, основанным на принципах действительной демокра­тии и права, Конституционное закрепление президентской власти, прида­ние ей «особого статуса», наделение Президента достаточно широким кругом полномочий и одновременно с этим известная неопределенность и специфичность его правового положения были вызваны рядом сущест­венных причин и обстоятельств, главным образом - необходимостью обеспечения единства и авторитета государственной власти, потребностью формирования юридических предпосылок ее взаимосогласованного и гар­моничного функционирования в условиях переходного периода.

Означает ли сказанное, что институт президентства образует у нас вполне самостоятельную ветвь власти со своим специфическим набором политико-юридического инструментария, способов решения возникающих общественных проблем, места в политической системе и т.п.? Или же он

входит вкачестве одногоиз элементов в системутрадиционных государст­венно-властных отношений общества?

Анализ показывает, что на эти вопросы могут быть даны два раз­личных по своей сути ответа.

Первый: конституционно-правовая фигура Президента - это ин­ститут прежде всего и исключительно исполнительной власти. Такого мнения придерживаются, в частности, ряд московских ученых.

Аргументируя свою позицию, эти ученые считают, что в условиях разделения властей Президент страны должен находиться в определенном правовомполе, за пределами которого разделение властей нарушается. Го­воря иначе, статуирование президентской власти в качестве суверенной и самостоятельной с неизбежностью приходит в противоречие с теорией разделения властей и конституционными положениями, закрепляющими к' в качестве исходного и ведущего конституционно-правового принципа. Пс­их мнению, Президент как конституционно-правовая фигура - это либо номинальный глава государства, т.е. должностное лицо, остающееся за рамками разделения властей, но практически не обладающее реальными властными полномочиями, либо должностное лицо государстаа, обладаю"!щеереальными полномочиями исполнительной власти. Президент по сво- i им конституционным полномочиямне является институтом и главой ис-| полнительной власти. ;i

Второй возможный и более предпочтительный вариант ответа на' поставленный выше вопрос: президентская власть - в условиях «смешан-' ной», полупрезидентской - полупарламентской республики (которая в це­лом характерна для современной России и государств - республик в ее со­ставе) образует если не четвертую, то вполне самостоятельную, «особую» и специфическую ветвь власти.

Такую точку зрения также отстаивают и некоторые ученые, Про­фессор В.Е.Чиркин, к примеру, отмечает, что практика многих стран сви­детельствует о следующем: концепция разделения властей, являющаяся непреложным постулатом демократии, имеет прежде всего ориентирую­щий характер и нигде, по крайней мере в современных условиях, не осу­ществляется и, видимо, не может быть осуществлена в «чистых» формах», Классической страной разделения властей при республиканской форме правления считаются США, но и в ней нет непреодолимых границ между «ветвями» власти.

. Действительно, согласно статье 91 Конституции Республики Баш­кортостан Президент является главой республики, ее высшим должност­ным лицом. Он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции и законов Республики Башкортостан, защищает

государственный суверенитет, экономические и политические интересы республики.

Статья 95 Конституции наделяет Президента достаточно широким кругомполномочий, он обладаетправом законодательной инициативы;

подписывает и обнародует законы; с согласия Государственного Собрания назначает Премьер-министра; руководит деятельностью Кабинета Мини­стров и принимает его отставку; представляет бюджет парламенту; опроте­стовывает и приостанавливает действие актов государственных органов Российской Федерации на территории республики; назначает и освобож­дает гнавадминистраций районов и городов; представляет Государствен­ному Собранию кандидатуры судей всех рангов, а также Прокурора рес­публики; решает вопросы гражданства и предоставления убежища и т.д. Кроме того, в пределах своей компетенции Президент издает указы и рас­поряжения, проверяет их исполнение.

Таким образом, с одной стороны, Президент выступает как глава исполнительной власти - назначает Премьер-министра; формирует в целом Кабинет Министров (центральный орган исполнительной власти), руково­дит деятельностью и принимает его отставку; назначает и освобождает глав администраций районов и городов; принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности; решает вопросы граждан­ства. Президент вправе отменять решения руководителей исполнительной власти на территории республики, если они противоречат Конституции и законам Республики Башкортостан, а также отстранять от исполнения обя­занностей руководителей исполнительной власти в случае нарушения ими законодательства республики.

Вместе с тем часть предоставленных Конституцией полномочий выводит Президента за рамки «чисто» исполнительной власти и вводит его в правовое доле других ветвей государственной власти - законодательной и судебной. В частности, это касается конституционных положений о том, что Президент; является главой и высшим должностным лицом республи­ки; выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции и законов республики; подписывает и обнародует законы, принятые парламентом (т.е. обладает правом вето); Президент наделен полномочиями опротестовывать и приостанавливать действие актов Рос­сийской Федерации на территории республики; представляет Государст­венному Собранию кандидатуры на пост судей, а также Прокурора рес­публики; вводит чрезвычайное положение и некоторые другие- Кроме того, по Конституции Президент наделен важнейшими полномочиями в области законодательной власти - правом издавать указы и распоряжения как нор­мативного, так и ненормативного характера.

Все это позволяетквалифицировать конституционно-правовую фид гуру Президента в качестве особой ветви государственной власти, не отно­сящейся напрямую ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к су­дебной власти. Вполупрезидентской республике, каковой является Баш­кортостан, Президенткак бы ставится над ветвями власти, «выносится за скобки», выполняя функции «обеспечителя» единства и взаимодействия государственной власти (положение о том, что «на территории Республики Башкортостан обеспечивается единство государственной власти» прямо зафиксировано в статье б Конституции республики). Его исполнительно-распорядительная и законотворческая деятельность дополняется, а иногда и вытесняется арбитражной, Он начинает играть роль арбитра по отноше­нию к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда и по отно­шению к обществу в целом.

В то же время, в отличие от Конституции Российской Федераций, Конституция Республики Башкортостан предусмотрела достаточно гибкие и эффективные механизмы взаимного согласования разнообразных госу­дарственно-властных интересов, поставила жесткие юридические запреты, исключающие диктат одной власти над другой.

Согласно статье 100 Конституции Кабинет Министров - Прави­тельство Республики Башкортостан, являясь органом исполнительной вла­сти, подотчетен в одинаковой степени и Государственному Собранию и Президенту. Приэтом вновь образованный Кабинет Министров представ­ляет программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий од­новременно Президенту и Парламенту, а отчитывается о проделанной ра­боте непосредственно перед последним не реже одного раза в год. ||

Немаловажную роль в гармонизации и оптимизации отношение различных институтов государственной власти в современном Башкортм стане играют нормы Конституции, фиксирующие специфические кон­трольные и распорядительные прерогативы Парламента - Государственно, го Собрания республики - по ограничению президентских функций и поля номочий. Часть таких полномочий, устанавливающих формы парламенте ского контроля над исполнительной властью, закреплена в статье 88 Кон|| ституции. Согласно им Государственное Собрание Республики Башкорто-| стан обладает правом: совместно с Президентом определять внутреннюю я| внешнюю политику республики; устанавливать порядок организации щ деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, орга-' нов местной власти и местного самоуправления; решать вопрос о доверии Президенту и его отставке; отменять указы и распоряжения Президента в случае ихнесоответствия Конституции и законам республики.