29. Правовые методы реализации исполнительной власти.
Методы государственного управления – способы реализации задач и функций исполнительной власти, используемые ими для непосредственного воздействия на управляемые объекты.
Методы используются органами исполнительной власти для решения задач, стоящих перед ними и выражающих их компетенцию.
Особенности методов государственного управления:
- применяются органами исполнительной власти и связаны с существованием соответствующей ветви государственной власти;
- отражают характер связи, взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом государственного управления, а также характер применяемых в отношении объекта управления правомочий властного субъекта административного права;
- являются средством осуществления субъектами государственного управления их компетенции;
- подбираются в каждом конкретном случае в зависимости от специфики объекта управления, ситуации и других подобного рода существенных обстоятельств;
- имеют организующее предназначение, упорядочивая происходящие в системе управления процессы;
- зависят часто от субъективных факторов, в том числе политического характера;
- методам государственного управления присущ динамизм;
- неразрывно связаны с формами государственного управления, поскольку зачастую сама форма определяет применяемый метод управления, и наоборот: необходимость применения определенного метода диктует необходимость использования конкретной формы.
Для эффективного государственного управления необходимо добиться обоснованного сочетания методов убеждения и методов принуждения.
Убеждение — это метод административного воздействия, направленный на поведение людей, при котором те или иные действия совершаются ими в согласии с их внутренними убеждениями, добровольно и сознательно.
Метод убеждения предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих отношении, строго соблюдения ими установленных государством правил.
Сущность убеждения состоит в том, что оно является методом воздействия на общественные отношения, а его содержание включает комплекс различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер воздействия на сознание и поведение людей.
Меры убеждения могут быть: стимулирующие, воспитательные, разъяснительные.
Стимулирующие меры включают в себя:
- экономические меры стимулирования, которые применяются в основном в отношении субъектов хозяйственного оборота: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и могут проявляться в виде установления налоговых и финансовых льгот; квотирования; льготного кредитования; введения льготных режимов осуществления тех или иных видов деятельности;
- стимулирование организационного характера, которое заключается, в частности, в облегчении процедуры прохождения определенных бюрократических процедур для стимулируемого объекта, введении упрощенной процедуры бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявлении менее строгих требований к структуре, порядку деятельности, организации работы организации;
- социальное стимулирование основано на создании системы льгот, обеспечивающих поддержание надлежащего жизненного уровня социально незащищенных слоев общества;
- поощрительное стимулирование основано на адресном выделении того или иного лица в связи с осуществляемой им деятельностью, совершением конкретного социально положительного поступка.
Воспитательные меры реализуются, например, в исправительных учреждения, где осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.
Разъяснительные меры заключаются в проведение митингов, организации инструктажей, публичных выступлениях и интервью высших должностных лиц государства, выпуске листовок, рекламных материалов (в том числе так называемой «социальной рекламы» на телевидении), а также манипулирования (безусловно, недопустимого) средствами массовой информации. Собственно разъяснительные меры направлены в той или иной степени на создание общественного мнения по конкретному вопросу социальной действительности.
- 1. Понятие и сущность государственного управления как вида социального управления.
- 2. Исполнительная власть как категория государственного управления.
- 3. Административное право самостоятельная отрасль российского права: характеристика предмета отрасли.
- 4. Методы административно-правового регулирования.
- 5. Система административного права: понятие, критерии систематизации.
- 6. Система источников административного права.
- 7. Административное право в правовой системе России.
- 8. Административное право как наука и учебная дисциплина.
- 9. Характеристика норм административного права: понятие, признаки, классификация, способы реализации.
- 10. Административные правоотношения: понятие, особенности, виды.
- 11. Характеристика структуры административного правоотношения.
- 12Административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права.
- 13. Характеристика административно-правового статуса граждан.
- 14. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 15. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
- 16. Административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений.
- 17. Общая характеристика специальных административных процедур: регистрация, аккредитация, лицензирование, стандартизация, сертификация.
- 18. Административная опека: понятие, содержание, основания применения.
- 19. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды.
- 20. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 21. Территориальные и региональные органы исполнительной власти.
- 22. Система государственной службы в России: понятие, виды, принципы.
- 23. Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения.
- 24. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих.
- 25. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти.
- 26. Формы государственного управления: понятие, признаки, классификация.
- 27. Характеристика правовых актов управления: понятие, признаки, виды.
- 28. Административный договор: понятие, признаки, содержание, виды.
- 29. Правовые методы реализации исполнительной власти.
- 30. Меры административного принуждения: понятие, признаки, классификация.
- 31. Административные наказания: понятие, виды, общая характеристика отдельных видов.
- 32. Общие условия назначения административного наказания.
- 33. Административная ответственность: понятие, признаки, основания привлечения к ответственности.
- 34. Основания освобождения от административной ответственности.
- 35. Характеристика обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
- Глава XVII
- 36. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 37. Характеристика состава административного правонарушения.