logo
Конституционное право Бащкирии

Теория разделения властей и конституция республики башкортостан

О.А.Филиппов,

адъюнктСанкт-Петербургскогоуниверситета МВД РФ

В Конституции Республики Башкортостан 1993 года нашли отра­жение многие достижения мировой общественно-правовой мысли, в том числе и теория разделения властей. Идеи этой теории являются обще­социальной ценностью планетарного масштаба и способствуют созданию подлинно демократического правового общества,

Приняв в 1993 годуКонституцию и заявив о решимости создатьде­мократическое правовое государство, многонациональный народ Башкор­тостана встал на путь цивилизованного государственного строительства.Реализацияпринципа разделения властей является одним изважнейших условий в данном направлении. Статья 6 Конституции прямо определила, что «государственная власть в Республике Башкортостан осуществляетсяпопринципу ееразделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Республике Башкортостан самостоятельны».

В соответствии с Конституцией Башкортостана законодательная власть осуществляется двухпалатным Государственным Собранием Рес­публики Башкортостан, исполнительная - Кабинетом Министров Респуб­лики Башкортостан, судебная - судами Республики Башкортостан.

Президент является главой государства и в соответствии с концеп­цией президентской власти обеспечивает согласованное функционирова­ние и взаимодействие всех ветвей государственной власти и ответствен­ностьгосударства перед народом.

Деятельность по формированию правового государства в Башкорто­стане существенно облегчается тем, что республика - суверенное государ­ство, и имеет возможность самостоятельно принимать решение для реали­зации демократических принципов. Суверенитет предполагает верховен­ство государственной власти- При организации государственной власти в суверенном государстве установлен правовой статус и определенный про­цессуальный характер функционирования всех государственных органов. Вместе с тем только суверенная государственная власть может обеспечить признание и реализацию требований права как в собственной законода-

тельной,исполнительной и судебной деятельности, так и в политическойи общественной жизни всегообщества.

Государственное Собрание Республики Башкортостан является высшим представительным и законодательным органом Республики Баш­кортостан. Срок полномочий Государственного Собрания четыре года. Государственное Собрание состоит из двух Палат: Палаты представителей и Законодательной палаты.

В соответствии состатьей 129Конституции Башкортостанаправом законодательной инициативы обладают Палаты Государственного Собра­ния, депутаты, комитеты и комиссии Государственного Собрания, Прези­дент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкор­тостан, Конституционный суд Республики Башкортостан, Верховный суд Республики Башкортостан, Высшийарбитражный суд Республики Баш­кортостан, ПрокурорРеспублики Башкортостан, а также действующие на основе законов общественные объединения и союзы в лице их республи­канских выборных органов.

Представляется, что закрепление в Конституции столь широкого круга субъектов законодательного процесса нуждается в корректировке. На практике столь широкий круг субъектов законотворческой инициативы приводит к инфляции законопроектов, зачастую необоснованных и мало­важных, затруднению и задержке прохождения в законодательном органе наиболее важных законов.Круг субъектов законотворческой инициативы может быть ограничен, и эти функции могут быть предоставлены только основным органам законодательной, исполнительной и судебной власти и самимзаконодателям.

Создание объективно слаженной системы законодательства Респуб­лики Башкортостан и эффективная работа Государственного Собрания как законодательного органа зависит от объема его компетенции, В соответст­вующих статьях Конституции республики закреплена компетенция Госу­дарственного Собрания и Кабинета Министров, осуществляющего функ­ции исполнительной власти.

Кабинет Министров Республики Башкортостан - Правительство Рес­публикиБашкортостан - является органом исполнительной власти, как гласит статья 100 Конституции Башкортостана.

Свидетельством самостоятельности исполнительной ветви власти является установление Конституцией положения о том,что Премьер-министр вносит представления посоставу и структуре Правительства, т.е. им формируется система государственных органов, призванных осуществ­лять функции исполнительной власти на территории Башкортостана. На настоящем этапе государственного строительства в Республике Башкорто-

стан наблюдается постепенный переход к компетентному Правительству с системой равновесия прав, ответственности и подконтрольности всех его структурныхединиц о чемсвидетельствует принятие закона «О республи­канских органах исполнительной власти Республики Башкортостан».

В соответствии со статьей 133 Конституции правосудие в Башкорто­стане осуществляется только судом. Судебную власть, являющуюся одной изветвей государственной власти, в Республике Башкортостан представ­ляет судебная система, включающая в себя Конституционный суд Респуб­лики Башкортостан, Верховный суд Республики Башкортостан, Высший арбитражный суд Республики Башкортостан и местные суды.

Помимо четкого разграничения пределов ведения по горизонтали в, законодательстве реализация принципов разделения вл&стей должна под­крепляться средствами обеспечения невозможности сосредоточения вла­сти в одной из ветвей. Это разрешается с помощью выработанного миро-кой государственно-правовой мыслью системой «сдержек и противове­сов», которая представляет собой специальные средства в виде правовые гарантий и механизмов. В Конституции Башкортостана предусматривается такая система. Она включает в себя процедурность принятия законов, ин­ститут импичмента, проверку конституционности нормативных правовых актов, принятых органами законодательной и исполнительной власти.

Мировой опыт государств свидетельствует, что помимо достоинств при реализации теории разделения властей выявляются и ее недостатки. Своему рождению теория разделения властей обязана периоду абсолю­тизма, точнее сказать борьбе с абсолютизмом, но только в двадцатом веке удалось создать реальные модели организации государственной власти, которые соответствуют требованиям правовой и демократической госу­дарственности. Теория разделения властей в классическом варианте таит в себе такой недостаток, как излишняя обособленность ветвей власти по от­ношению друг к другу, влекущая проявление неких корпоративных инте­ресов и трудности в согласовании позиций. Предполагаемая теорией раз­деления властей независимость ветвей власти может привести к их проти­востоянию и даже противоборству и такого рода примеры имеются в со­временной России. Опыт современного государственно-правового разви­тия свидетельствует о том, что классическая модель разделения властей нуждается в модернизации и применении на практике координирующего органа в лице президента. Резервов для развития концепции разделения властей в Башкортостане более чем достаточно. Наблюдаемое в мировой практике сближение законодательной и исполнительной ветвей власти ха­рактерно и для Башкортостана.

Из Конституции Башкортостана следует, что Башкортостан является унитарным государством с президентской формой правления и входит в состав Российской Федерации. Одной из главных особенностей государст­венно-правового развития Башкортостана последних лет является учреж­дение поста Президента и усиление роли этого органа. Это прежде всего связано со сложившейся социально-экономической ситуацией и решимо­стью народа Башкортостана к проведению кардинальных реформ как в го­сударственном строительстве, так и в других сферах общественной жизни.

Закрепленным статьей 93 Конституции порядком формирования президентской власти, установлено, что Президент Республики Башкорто­стан избирается гражданами Республики Башкортостан на основе всеоб­щего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Из­брание Президента именно народом республики предопределяет его осо­бый политико-правовой статус, возлагает на него всю полноту ответст­венности за выполнение общих дел в республике и наделяет его властны­ми полномочиями.

Конституцией республики не предусматривается институт вице-президентства, В случае прекращения полномочий президентом досрочно, при отрешении от должности, смерти, отставки, в период до избрания но­вого Президента, президентские обязанности возлагаются на Премьер-министра, а если последний не может принять на себя эти полномочия, они переходят к Председателю Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Учреждение в Республике Башкортостан поста Президента повыси­ло роль и ответственность Правительства, самостоятельно осуществляю­щего исполнительную власть и подотчетному Президенту и государствен­ному Собранию. Учреждение президентской формы правления, способст- • вуя усилению исполнительной власти, тем самым способствует укрепле­нию государственной природы республики и в конечном счете эффектив­ному проведению в Башкортостане социально - экономических реформ.

В соответствии с Конституцией Президент республики занимает центральное место в политической системе государства и олицетворяет собой единство государственной власти. В свою очередь успешное вы­полнение Президентом своих функций напрямую зависит от слаженной работы органов законодательной, исполнительной и судебной власти.