logo
госники ГМУ

24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения

Управленческое решение – это нахождение определенного варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат.

Принятие и реализация решений – сложный процесс, состоящий из нескольких стадий и этапов.

1 Стадия признания необходимости решения включает этапы:

– признание проблемы;

– формулирование проблемы;

– определение критериев решения проблемы.

Для признания или непризнания существования в организации проблемы следует изучить ситуацию. Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует, то и решения не требуется.

Процесс протекает по-разному для структурированных и неструктурированных проблем. В первом случае признание проблемы происходит достаточно прямолинейно, во втором – имеется точная информация о тенденциях развития организации и ее внешнем окружении.

При формулировании проблемы она может быть определена как возможная, кризисная или повторяющаяся. Повторяющиеся проблемы относятся к структурированным, а возможные и кризисные – к неструктурированным. Следовательно, для структурированных проблем необходимы программированные решения, для неструктурированных – программированные.

Определение и формулирование проблемы позволяют менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем, где приводятся проблемы от наиболее важных до наименее.

При определении критериев успешного решения выбираются критерии двух типов: “мы должны” и “мы хотим”. Во втором случае рассматриваются цели, которые желательны. Этот критерий заставляет думать о возможных вариантах, при этом не исключаются идеальные.

2 Стадия принятия решения состоит из следующих этапов:

– разработка альтернатив;

– оценка альтернатив;

– выбор альтернатив.

Многие альтернативные решения известны из предыдущего опыта. Однако нередко возникают новые уникальные проблемы.

В этих случаях необходим творческий подход. Существуют методы поиска альтернатив: “мозговая атака”, метод выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, причинно-следственная диаграмма, карта мнений.

Все выявленные альтернативы должны быть сравнены или оценены. Их оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон с помощью количественных и качественных измерителей. При этом применяются следующие методы: критериальное сравнение Кепнера – Трегое, платежная матрица, дерево целей или решений, с помощью которого можно получить общую картину решения: выборы, риски и возможные исходы.

3 Стадия выполнения решения включает:

– организацию выполнения решения;

– анализ и контроль выполнения решения;

– обратную связь и корректировки.

Предположение, что если решение принято, то оно обязательно будет выполнено, часто бывает ошибочным.

Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен мотивировать людей на реализацию решения. Для этого нужно составить план мероприятий по выполнению решения, распределить права и обязанности среди участников с учетом того, чтобы были максимально использованы их способности. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией, отрегулировать отношения между участниками, согласовать их интересы.