logo
1 НОВЫЕ КОНСТИТУЦИИ СТРАН СНГ И БАЛТИИ

Глава 10 государственная оборона

Статья 124

Граждане Эстонии обязаны участвовать в обороне государства на основаниях и в порядке, установленных законом.

Лицо, которое по религиозным или нравственным соображениям отказывается от службы в Силах обороны, обязано в установленном порядке пройти альтернативную службу.

Если законом в интересах специфики службы не установлено иное, то лица, находящиеся на службе в Силах обороны и на альтернативной службе, пользуются всеми конституционными правами, свободами и обязанностями. Запрещается ограничивать права и свободы, установленные в частях третьей и четвертой статьи 8, в статьях 11-18, в части третьей статьи 20, в статьях 21-28, 32, 33, 36-43, в частях первой и второй статьи 44, в статьях 40-51.

Правовой статус лиц, находящихся на службе в Силах обороны и на альтернативной службе, устанавливается за коном.

Статья 125

Лицо, находящееся на действительной службе, не может занимать иную выборную или номенклатурную должность и участвовать в деятельности какой-либо партии.

Статья 126

Основы строительства Сил обороны и организаций государственной обороны Эстонии устанавливаются законом.

Основы организации государственной обороны устанавливаются Законом о государственной обороне в мирное время и Законом о государственной обороне в военное время.

Статья 127

Возглавляет государственную оборону Президент Республики.

Совет государственной обороны при Президенте Республики является совещательным органом, состав и задачи которого устанавливаются законом.

Силами обороны и организациями государственной обороны Эстонии в мирное время руководит командующий Силами обороны, а в военное время - главнокомандующий Силами обороны. Командующий и главнокомандующий Силами обороны назначаются на должность и освобождаются от должности Государственным Собранием по представлению Президента Республики.

Статья 128

Государственное Собрание по представлению Президента объявляет военное положение, мобилизацию и демобилизацию, принимает решение об использовании Сил обороны для выполнения международных обязательств Эстонского государства.

В случае агрессии, направленной против Эстонской Республики, Президент Республики, не дожидаясь решения Государственного Собрания, объявляет военное положение и мобилизацию и назначает главнокомандующего Силами обороны.

Статья 129

В случае возникновения опасности, угрожающей конституционному строю Эстонии, Государственное Собрание может по представлению Президента Республики или Правительства Республики большинством голосов своего состава ввести чрезвычайное положение во всем государстве на срок не более трех месяцев.

Порядок введения чрезвычайного положения устанавливается законом.

Статья 130

Во время чрезвычайного или военного положения в интересах государственной безопасности и общественного порядка, в случаях и в порядке, установленных законом, права и свободы лиц могут быть ограничены, на них могут быть возложены обязанности. Не могут быть ограничены права и свободы, установленные статьями 8. 11-18, частью третьей статьи 20, статьями 22, 23, частями второй и четвертой статьи 24, статьями 25, 27, 28, частью второй статьи 36, статьями 40, 41, 49 и частью первой статьи 51 Конституции.

Статья 131

Во время чрезвычайного или военного положения не проводятся выборы в Государственное Собрание, выборы Президента Республики, выборы в представительные собрания местных самоуправлении, а также не прекращаются их полномочия.

Полномочия Государственного Собрания, Президента Республики и председателей собраний местных самоуправлений продлеваются, если они истекли бы во время чрезвычайного или военного положения или же в течение трех месяцев со дня отмены чрезвычайного или военного положения. В указанных случаях новые выборы назначаются в течение трех месяцев со дня отмены чрезвычайного или военного положения.