Глава 2. Отграничение преступлений от иных видов правонарушений.
В Российском законодательстве существует множество отраслей права
регулирующих те или иные отношения. Поэтому, в зависимости от того, какой
отраслью права регулируется то или иное правонарушение, оно может быть
административным, гражданским и уголовным. Административный проступок по
своим признакам весьма схож с преступлением, но от последнего отличается
меньшей степенью опасности и, следовательно, другим характером
ответственности, которая регулируется уже не УК, а соответствующими
административными актами, уставами; гражданский - Гражданским кодексом и
другими нормами.
При этом общественная опасность свойственна и уголовным, и
административным правонарушениям, но степень и характер их различны.
Характер общественной опасности преступления выражает его качественную
характеристику, т. е. ценность объекта посягательства и другие его
свойства. В общем, суть характера опасности соответствует специфике
защищаемых отношений, определяет последствия их нарушения, их вредность и
субъективные моменты, свойственные правонарушению. Степень же общественной
опасности отражает значение объективных и субъективных моментов,
характеризующих преступление и проступок. Речь идет главным образом о
сравнительной ценности нарушаемого блага, тяжести последствий, форме вины и
т. п. Свое окончательное выражение все эти характеристики находят в санкции
соответствующей нормы.
Итак, можно сделать два вывода:
а) отличие общественной опасности различных правонарушений состоит,
главным образом, в ее степени, что служит основным критерием разграничения
преступлений и других правонарушений;
б) граница между преступлениями и административными правонарушениями в
известной мере условна и подвижна. Поэтому в известные периоды развития
общества уголовные правонарушения могут стать лишь административными и,
наоборот, административное правонарушение по велению закона может стать
уголовно наказуемым деянием. Основным ориентиром в этих акциях является
принцип социальной справедливости.
Справедливость — это масштаб оценки реальной жизни, общественной
действительности с точки зрения должного поведения или отношения, каким оно
является (представляется) общественному сознанию. Именно справедливость как
социальная и этическая категория лежит в основе понятия и правовой
справедливости строгости юридической санкции, степени общественной
опасности деяния. Конечно, сказанное является в некоторой степени условным,
однако полный разрыв между официальным правосознанием и общественным
мнением может быть причиной настоящего паралича уголовной юстиции. Поэтому
законодатель должен в определениях преступного и меры ответственности за
него опираться на мнение народа, во всяком случае значительного его
большинства, и при этом учитывать в полном объеме интересы государства[7].
Многообразие условий, в которых совершаются преступления, учитывается
нашим уголовным законодательством в полной мере. Особенно полно это
определено в ч. 2 ст. 14 УК: «Не является преступлением действие
(бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния,
предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не
представляющее общественной опасности...»[8].
Как известно, основанием уголовной ответственности является состав
преступления в действиях обвиняемого. Но это формальная сторона дела. Любой
закон содержит лишь общее описание преступного деяния, которое может
формально соответствовать всем объективным признакам законного состава, но
по существу не представлять собой уголовно-правовой общественной опасности.
В этих условиях нет никакой необходимости привлекать субъекта к уголовной
ответственности, ибо его действия малозначительны и вследствие их
совершения не наступили какие-либо весомые последствия. Рассматриваемые
деяния отличаются от всех других проступков, являющихся юридическим фактом
в уголовно-правовом смысле, тем, что вмещают в себя чисто внешние, т. е.
формальные признаки состава преступления.
Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание за
него может только суд, причем только в установленной для этого
процессуальной форме. Отбывание наказания регламентируется специальным
(уголовно-исполнительным) законодательством. У лиц, отбывших наказание в
виде лишения свободы, некоторое время (в зависимости от срока лишения
свободы) сохраняется судимость. Это особое юридическое состояние,
отражающееся на правовом положении лица, считающегося судимым, и
признаваемое отягчающим обстоятельством при повторном совершении
преступления[9].
Правовыми проступками являются все остальные правонарушения, т.е.
противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не
общественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так
называемые правовые взыскания. Проступки различаются между собой по сферам
правопорядка, которые они подрывают, и по видам взысканий, которые за них
применяются. Они бывают административными, дисциплинарными, гражданско-
правовыми.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на
государственный или общественный порядок, государственную или общественную
собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления
противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое
законодательством предусмотрена административная ответственность. За
совершение административных правонарушений применяются такие взыскания, как
предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием
совершения или непосредственным объектом административного правонарушения,
конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным
объектом административного правонарушения, лишение специального права
(права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные
работы на срок до двух месяцев, административный арест до пятнадцати суток.
Виды административных взысканий, органы, уполномоченные рассматривать дела
об административных правонарушениях, виды административных правонарушений,
производство по делам о них, а также порядок исполнения постановлений о
наложении административных взысканий определены Кодексом РФ об
административных правонарушениях.
Дисциплинарными проступками считаются нарушения трудовой, служебной,
воинской, учебной дисциплины. За такие на рушения налагаются различные
дисциплинарные взыскания. Так, трудовым законодательством предусмотрены
такие взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на
нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный
срок, увольнение с работы. Уставами о дисциплине предусмотрены такие виды
взысканий, которые соответствуют специфике воинской службы, работы в
органах внутренних дел, на железнодорожном транспорте, в гражданской
авиации и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых
других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями.
Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией предприятия,
учреждения, организации, специально образуемыми органами (квалификационными
комиссиями — в отношении судей).
Гражданские правонарушения (деликты) — это причинения неправомерными
действиями вреда личности, организации или их имуществу, а также заключение
противозаконных сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение
права собственности, авторских или избирательных прав. Гражданские
правонарушения влекут применение к правонарушителю таких мер правового
воздействия, как принудительное возмещение причиненного вреда,
восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности и
т.п.
Здравый смысл подсказывает, что если форма действия не соответствует
по своему содержанию фактической общественной опасности, то предпочтение
должно отдаваться содержанию, а отнюдь не форме. Практически, в данном
случае отсутствует состав преступления при наличии его оболочки, т. е.
видимости состава. В подобных обстоятельствах отсутствует и та степень
общественной опасности деяния, которая присуща преступлению, а значит, нет
и никаких оснований для уголовной ответственности вообще.
Правило, заложенное в ч. 2 ст. 14 УК, подчеркивает серьезный характер
уголовной общественной опасности и в этом смысле возвышает уголовное право
над всеми остальными отраслями права. Следует вывод, что здесь речь идет о
полном отсутствии общественной опасности, а не только опасности уголовно-
правовой, значит, подобные действия не могут образовывать какое-либо
правонарушение вообще.
В практике применения ч. 2 ст. 14 иногда имеет место неверное
толкование ее: эту часть применяют тогда, когда есть резон применять другие
статьи УК, освобождающие от уголовной ответственности по другим основаниям.
Иногда ссылаются на нее, когда деяние общественно опасно, но совершившее
его лицо не является общественно опасным[10].
Лицо должно быть освобождено от ответственности независимо от
характеристики его личности, если поступок, совершенный им, не является
преступлением вообще. Равенство всех перед законом возможно только в том
случае, когда главным в оценке деятельности человека будет его деяние, а не
он сам как личность с его позитивными и негативными качествами.
Еще раз следует подчеркнуть, что малозначительность деяния означает,
что действия, направленные на объект, таковы, что они задевают его в малой
степени и не могут причинить ему существенного вреда (например,
приготовление к явно незначительному преступлению, совершение каких-то
второстепенных действий) — в общем, умысел субъекта всегда должен быть
направлен на совершение именно незначительного правонарушения[11].
Малозначительное деяние, в силу отсутствия общественной опасности не
содержащее в себе состава преступления, может образовать состав иного
правонарушения (например, административного или дисциплинарного), и в этом
случае к лицу, его совершившему, могут быть применены меры
административного, дисциплинарного или общественного воздействия, не
являющиеся наказанием.
- 4 Вопрос
- 4. Политическая система общества
- 3. Место и роль государства в политической системе общества
- 14 Вопрос
- 19 Вопрос
- 24 Вопрос
- 25 Вопрос
- 31 Вопрос
- 110 Глава III. Конституционное право
- § 1 Конституция Российской Федерации общая характеристика 111
- 112 Глава III Конституционное право
- § 1 Конституция Российской Федерации общая характеристика 113
- 114 Глава III Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 115 § 2. Конституционный строй России
- 116 Глава III. Конституционное право
- § 2. Конституционный строй России 117
- 118 Глава III. Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 119
- 120 Глава III. Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 121
- 122 Глава III. Конституционное право
- § 2. Конституционный строй России 123
- 124 Глава III Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 125
- 126 Глава III. Конституционное право
- § 3 Конституционный статус личности 127
- 32 Вопрос
- [Править]Разработка проекта
- [Править]Принятие (1993)
- [Править]Конституция Российской Федерации 1993 года Структура
- [Править]Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- [Править]Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России
- Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:
- [Править]Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России
- [Править]Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
- [Править]Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
- [Править]Отличие Конституции от законов
- Конституция и ограничение прав и свобод человека
- 33 Вопрос
- Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы
- 34 Вопрос
- Особенности федеративного устройства России
- 35 Вопрос
- 36 Вопрос Реферат: Особенности конституционно-правового статуса субъектов рф
- 1. Состав субъектов Российской Федерации
- 2. Правовой статус субъектов Российской Федерации
- 3. Особенности правового статуса республик
- 4. Особенности правового статуса автономий
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос
- 39 Вопрос
- 1. Президент рф по Конституции 1993 года: общие подходы
- 2. Президент - как глава государства
- 3. Выборы Президента Российской Федерации
- 4. Компетенция Президента рф
- 40 Вопрос
- § 7. Компетенция Федерального Собрания
- Сновы конституционного статуса ФедеральногоСобрания, его место в системе органов государства
- 43 Вопрос
- 44 Вопрос
- 1. Понятие местного самоуправления.
- 2. Понятие основ местного самоуправления.
- 3. Правовые основы местного самоуправления.
- Часть 4 статьи 15 Конституции рф закрепляет то, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы рф.
- 55 Вопрос
- 22.1. Понятие и основания возникновения обязательств. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств
- 56 Вопрос
- Договор в гражданском праве
- [Править]Официальное толкование [править]Правовые акты России
- [Править]Новаторский подход
- 57 Вопрос
- Формы гражданско-правовой ответственности
- [Править]Принципы гражданско-правовой ответственности
- [Править]Условия гражданско-правовой ответственности
- [Править]Функции
- 58 Вопрос
- 59 Вопрос
- 60 Вопрос
- 67 Вопрос
- Понятие и основания прекращения брака
- 68 Вопрос
- 2. Семейные правоотношения
- 3. Брак в семейном праве
- 69 Вопрос
- Предмет административного права
- Система административного права
- 1. Источники административного права. Их виды
- 70 Вопрос
- Понятие административного правонарушения и его состава.
- Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
- Понятие и основание административной ответственности.
- 71 Вопрос
- Особенности административной ответственности
- [Править]Виды
- 74 Вопрос
- Глава 1. Понятие и признаки преступления
- Глава 2. Отграничение преступлений от иных видов правонарушений.
- Глава 3. Виды преступлений.
- 75 Вопрос
- 1.2 Понятие, признаки и сущность соучастия в преступлении
- Виды соучастия
- 2.1 Основания деления соучастия на виды
- 3.1 Основания деления и значение форм соучастия
- 76 Вопрос
- 77 Вопрос
- Принципы экологического права
- Система экологического права России
- 2.Понятие, виды и структура экологических правонарушений
- 78 Вопрос
- 1. Правовая основа института государственной тайны
- Защита государственной тайны в Российской Федерации
- Степени секретности
- [Править]Рассекречивание сведений
- [Править]Ограничения
- 79 Вопрос
- Ава IV. Законодательная и нормативно-правовая база защиты информации в российской федерации Направления развития законодательства
- 80 Вопрос
- Общие положения, касающиеся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (рид)
- Развитие международного и отечественного законодательства об интеллектуальной собственности
- Авторское право
- Права, смежные с авторскими
- Общие вопросы патентного права. Изобретение
- Полезная модель
- Промышленный образец
- Право на селекционное достижение
- Право на топологии интегральных микросхем
- Право на секрет производства (ноу-хау)
- Право на фирменное наименование
- Право на товарный знак и знак обслуживания
- Право на наименование места происхождения товара
- Право на коммерческое обозначение
- Право использования рид в составе единой технологии
- Нарушения прав на рид и пресечение недобросовестной конкуренции