logo
Документ Microsoft Word (4)

71 Вопрос

Основание и порядок привлечения к административной ответственности. виды административной ответственности

Административное правонарушение (проступок) - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.     Административная ответственность за проступки, предусмотренные КоАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (ст. 10 КоАП). Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.     Административное взыскание - мера ответственности за совершение административного правонарушения. В соответствии со ст. 24 КоАП, за совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест.     В случае несогласия с наложенным взысканием постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, а также может быть опротестовано прокурором. Следует также знать, что суд вправе изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, учитывая при этом характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 14 апреля 1988 г. № 4, в редакции постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г.).

Административная ответственность, виды административной ответственности

К общим требованиям назначения административного наказания относятся: - принципы привлечения к административной ответственности (ст. 4.1. КоАП РФ), - открытый перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств (ст. 4.2.), - закрытый перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств (ст. 4.3.), которые профсоюз может использовать для обоснования увеличения размера штрафа, - назначение наказаний за совокупность административных правонарушений, - сроки: сроки давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5.) и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. 

Срок давности привлечения к административной ответственности означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности не в любое время после его совершения, а только в определенный период времени. В соответствии со статьей 4.5. КоАП РФ, срок давности в общем случае составляет 2 месяца. Но. например, для правонарушения, за которое предусмотрено административное наказание в виде дисквалификации, срок давности составляет 1 год (ч. 3 ст. 4.5. КоАП РФ). Это небольшой промежуток времени, на практике могут возникать неблагоприятные последствия. Ведь главное в указанном определении - слова «может быть привлечен». То есть в отношении лица может начаться административное производство, но по истечении сроков давности это производство должно быть прекращено (п. 6 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ) и лицо не может считаться подвергнутым административному наказанию. В качестве примера можно привести дело, в процессе которого Свободный профсоюз работников МП «Медавтотранс» (г. Нижний Тагил) обратился в суд с заявлением о привлечении работодателя к административной ответственности за невыполнение рекомендаций трудового арбитража. Заявление профсоюза находилось в суде очень долго по той причине, что суд сначала отказал в принятии этого заявления, потом вынес определение об оставлении его без движения. В конечном итоге, производство по данному административному делу было судом прекращено в связи с истечением 2-месячного срока давности привлечения к административной ответственности. Естественно, что в этой ситуации вина полностью лежит на судье, который различными способами затягивал рассмотрение заявления профсоюза, но результат остался таким, каким он и был - производство по делу прекратили, а работодатель к ответственности привлечен не был. Срок давности привлечения к административной ответственности не подлежит ни приостановлению, ни возобновлению, даже если в основе пропуска срока лежит вина суда. Правда, часть 5 статьи 4.5. КоАП РФ предусматривает одно основание для приостановления сроков давности, но это основание не так часто встречается, поскольку связано с ходатайством лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. Итак, КоАП РФ не устанавливает срок, в течение которого может быть подано заявление о привлечении к административной ответственности, но такое заявление необходимо подавать немедленно по мере того, как профсоюзу или работнику стало известно о фактах нарушения трудового законодательства со стороны работодателя. Срок давности для привлечения к административной ответственности начинает течь с определенного момента. Таким моментом статья 4.5 КоАП РФ называет момент - то есть вполне конкретную календарную дату - совершения административного проступка. А если проступок был длящимся (то есть нарушение имело место в определенную календарную дату и продолжается до настоящего момента), срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения такого проступка. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет 1 год (ст. 5.46. КоАП РФ). Это означает, что повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек этот срок, является обстоятельством, отягчающим ответственность (подп. 3 ч. 1 ст. 4.3. КоАП РФ). Также состояние подверженности административному наказанию за аналогичное административное правонарушение является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Административная ответственность, виды административной ответственности