logo
Конституционное право Бащкирии

Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан

Р.З.Амиров, старший преподавателькафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ

Условия и порядок введения режима чрезвычайного положения на территории республик в составе Российской Федерации регламентируются в настоящее время Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР от 17 мая 1991 года «О чрезвычайном положении». Конституциями и со­ответствующими законами республик.

В республиканских Конституциях нормы, устанавливающие усло­вия и порядок введения режима чрезвычайного положения, закрепляются в разделах о правах и свободах граждан, о полномочиях республиканских органов власти. Режим чрезвычайного положения на территориях респуб­лик и в отдельных местностях может устанавливаться Президентом (Рес­публики Башкортостан, Татарстан, Ингушетия, Калмыкия и др.), главой исполнительной власти (Республика Карелия), высшим органом исполни­тельной власти (Республика Дагестан) с утверждением решения высшим законодательным органом республики. В Чеченской Республике режим чрезвычайного положения может вводиться как президентом, так и парла­ментом.

В соответствии со статьей 95 Конституции Республики Башкор­тостан чрезвычайное положение на территории республики или в от­дельных ее местностях вводится Президентом Республики Башкортостан в интересах обеспечения безопасности граждан. В срок не позднеесуток принятое решение должно быть внесено на утверждениеГосударственно­го Собрания.

Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает возможность введения чрезвычайного положения Указом Президиума Верховного Со­вета республики (в настоящее время - Президентом) с уведомлением Пре­зидента РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР, если обстоя­тельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения затрагивают территорию только одной республики.

В соответствии со статьей 68 Конституции Республики Башкорто­стан федеральные органы власти не могут вводить чрезвычайное по­ложение на территории Республики Башкортостан или в отдельных ее ме-

стностях безпредварительного согласияГосударственного Собрания Рес­публики Башкортостан.Данное положение содержится и в пункте 4 статьи III Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полно­мочий между федеральными органами государственной власти Россий­скойФедерации и органами власти суверенныхреспублик в составе Рос­сийской Федерации. Российский закон «О чрезвычайном положении» пре­дусматривает необходимость согласия высшего законодательного органа'республикилишь в случае, если чрезвычайное положение вводится только на территории одной из республик, входящих в состав Российской Феде­рации. В то жевремя такогосогласия нетребуется, если:

1) в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федера­ции чрезвычайное положение вводится Президентом России на всей тер­ритории Российской Федерации (указ утверждается Советом Федерации);

2)чрезвычайное положение на территории республики вводится с целью пресечения массовых беспорядков, сопровождающихсянасилием (статья 6 Закон «О чрезвычайном положении»).

Порядок и условиявведения чрезвычайного положения на терри­тории Республики Башкортостан в указанных случаях республиканским законодательством не регламентируются. В такойситуации возникает Коллизия между федеральным законодательством и статьей 68Конститу­ции Республики Башкортостан. Для ее устранения, видимо, следует внести изменения и дополнения в действующий ЗаконРеспублики Башкортостан «О чрезвычайном положении». Такая необходимость вытекает изтой же статьи 68:«Чрезвычайное положение на всей территории Республики Башкортостан и в ееотдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и s порядке, установленных законом РеспубликиБашкорто­стан».

На территориях отдельных республик чрезвычайное положение вводилось указом Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 года в Моздокском, Пригородном районах и прилегающих к нему местностях Северной Осетии и и Малобекском и Назраноаском районах Ингушской Республики. 7 февраля 1995 года Совет Федерации отказал в утверждении Указа о продлении режима чрезвычайного положения, в связи с чем был

отменен.

Пробельность и наличие устаревших норм в чрезвычайном законо­дательстве Российской Федерации способствуют ущемлению прав рес­публик, что видно на примере действий органов федеральной власти на территории Чеченской Республики. Как известно, для пресечения стрем­ления Чечни выйти из состава Российской Федерации был использован силовой метод - введение на территорию республики сил и средств МВД и

Министерства обороны Российской Федерации.Чрезвычайное положение в Чеченской Республике официально не объявлялось. Ссылка на Закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» была дана в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года «О мероприя­тиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики»: «Создать Группу руководства дейст­виями по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формиро­ваний, введению и поддержанию режима чрезвычайного положения на территории Чеченской республики». Однако указ не был опубликован, следовательно, исполнению не подлежал.Правовой основойдействий МВД и Вооруженных Сил являлись подзаконные акты. Следует отметить, что возможность осуществления правоохранительных функций Воору­женными Силами нынедействующим российским законодательством не предусмотрена.

В июле 1995 года Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности ряда актов, связанных с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике, при­знав, что указы Президента Российской Федерации приняты в пределах его конституционных полномочий. Фактически, по мнению ряда судей, данным Постановлением было признано наличие у президента «скрытых» полномочий, не закрепленных конституционными нормами- По мнению судьи Конституционного суда Н.В.Витрука, в Чеченской Республике был установлен специальный (особый) правовой режим, не совпадающий по своим характеристикам ни с чрезвычайным ни с военным положением. Представитель Президента России определил его как режим восстанов­ления основ конституционного строя, конституционной законности и пра­вопорядка на территории субъекта Российской Федерации.

Таким образом, апелляция к скрытым полномочиям Президента Российской Федераци в сфере реализации чрезвычайного законодательст­ва чревата произволом федерального центра в отношении республик, Это может выразиться в установлении на их территории специального (особо­го) режима, не закрепленного в федеральном законодательстве, в обход республиканских органов законодательной власти.

Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает воз­можность применения федеральным центром силовых методов для обес­печения внутригосударственной безопасности и целостности федерации, Так, Президент США как главнокомандующий страны может осуществ­лять свои полномочия при условии чрезвычайных ситуаций: восстаний, массовых беспорядков. В этих случаях он «правомочен прибегать к ис­пользованию военной силы». Президент может по просьбе законодатель-

ного собрания или губернатора штата использовать национальную гвар­дию и войска «такой численностью и в таких пределах, какие он сочтет необходимыми». Допускает закон и то, что Президент, без просьбы вла­стей штатов, может прибегнуть к действиям национальной гвардии и воо­руженных сил на территории любого штата, когда, по его мнению, там по­являются «незаконные препятствия функционированию государственной власти и исполнению законов», когда создаются и активизируются «неза­конные объединения или вспыхивают мятежи». Военная сила в этом слу­чае используется в таких пределах, «какие Президент сочтет необходимы­ми для восстановления законности и порядка»,

Статья 87а Основного закона ФРГ гласит: «В случае состояния обороны или напряженности на вооруженные силы может быть возложена защита гражданских объектов, проводимая в порядке поддержки полицей­ских мероприятий; вооруженные силы взаимодействуют при этом с соот­ветствующими ведомствами, Для отражения опасности, угрожающей су­ществованию или основам свободного демократического строя Федерации или одной из земель, федеральное Правительство может при недостатке полицейских сил и сил Федеральной пограничной охраны, использовать вооруженные силы для оказания помощи полиции и федеральной погра­ничной охране при защите гражданских объектов и для борьбы с органи­зованными и располагающими боевым вооружением группами. Действия вооруженных сил должны быть прекращены, если того потребует Бундес­таг или Бундесрат».

Таким образом, так называемое федеральное вторжение осущест­вляется в демократических государствах строго на основании закона. Учи­тывая опыт зарубежных федераций, необходимо упорядочить как феде­ральное, так и республиканское законодательство, регламентирующее по­рядок и условия введения режима чрезвычайного положения.