Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
Семинар - 2 часа
Цель занятия: подробно проанализировать основные категории профессиональной этики: «долг», «честь», «совесть» и др. Рассмотреть их применительно к специфике полицейской службы.
П Л А Н
Анализ диалектической взаимосвязи базовых категорий этики «добро» и «зло».
Взаимосвязь основополагающих категорий «справедливость», «законность», «гуманизм».
Содержание основных категорий профессиональной этики сотрудников ОВД:
« долг» и «ответственность».
Общее и особенное в категориях профессиональной этики «честь» и «достоинство».
Общее и особенное в категориях профессиональной этики «совесть» и «стыд»,
Темы докладов
Деонтологическая сущность категорий морали в профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел.
Реализация категорий добра и зла в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Моральное и экзистенциальное в категории достоинства.
Ж.-П.Сартр о категории стыда.
Истинное и ложное понимание «чести офицера» и «чести мундира» в профессиональной деятельности сотрудника полиции.
Основная литература
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
Дополнительная литература
Новые методы подготовки кадров полиции/ милиции. Материалы международного семинара (24-25 января 2006 г.), Московский университет МВД России. М., 2006.
Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие/ под ред. В.Я.Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно осмыслить, как реализуются категории «добро» и «зло» в практической деятельности сотрудника полиции. Становясь на защиту добра и борясь со злом, сотрудник должен учитывать моральные аспекты того или иного конкретного явления и моральные последствия своих действий. Он всегда должен помнить, что не бывает ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Так, добро по отношению к одним людям (например, попустительство правонарушителю) неизбежно оборачивается злом по отношению к другим людям (тем, кому он причинил ущерб) и к нему самому, ибо безнаказанность развращает.
Второй вопрос требует подробного рассмотрения категории справедливости, являющейся базовой для всех форм юриспруденции, в том числе и в служебной деятельности сотрудников полиции. Главная проблематика в ее понимании и применении заключается в том, что категория справедливости теснейшим образом связана с законностью, является ее непременным атрибутом. Правовое понятие «презумпция невиновности», базируется на таких этических категориях как «справедливость» и «гуманизм». Вместе с тем, как известно, жизненные явления в своей совокупности не могут быть полностью определены законом, тогда как мораль является всеобъемлющей. Поэтому одной из задач участников семинара является раскрытие на конкретных примерах применения категории справедливости в ситуациях, находящихся в области этого несовпадения.
Третий вопрос посвящается рассмотрению таких категорий профессиональной этики, как долг и ответственность, которые в деятельности работника органов внутренних дел играют ведущую роль. В теоретическом плане важно уяснить взаимосвязь долга и категорического нравственного императива, мотивационное значение долга, своеобразие понимания категории долга у представителей различных философских школ. Необходимо раскрыть соотношение служебного и нравственного долга - их единство и взаимосвязь в деятельности сотрудника полиции.
Ответственность в этом плане логично рассмотреть не как самостоятельную категорию, а в контексте исполнения долга. Целесообразно выделить различные виды моральной ответственности, сопоставить ее с ответственностью юридической, соотнести понятия свободы, необходимости и ответственности. Отдельный интерес представляет освещение диалектики свободы и ответственности в кадровой политике органов внутренних дел.
В четвертом вопросе освещаются категории !честь» и «достоинство». Необходимо осветить моральный, экзистенциальный и правовой аспекты понятия достоинства, после чего установить черты единства и различия с категорией чести, используя приемы анализа диалектической пары «субъективное-объективное». Подробно следует остановиться на таких понятиях, как «честь офицера», «честь мундира», «честь коллектива», «человек чести». Проанализировать проблему корректности совместного употребления понятий «честь» и «достоинство» в нормативных актах и средствах массовой информации.
Пятый вопрос целесообразно рассмотреть по аналогичной схеме. Следует показать важнейшую роль совести - как для высокого качества службы, так и особенно в тех случаях, когда деятельность сотрудника не может быть проконтролирована ни руководством, ни гражданами. Затем можно провести сопоставление этой категории с категорией стыда – по линиям «субъективное-объективное», «рациональное-иррациональное», «социальное-природное», «этическое-эстетическое» и др. Самостоятельный интерес представляет обсуждение совести как механизма моральной ответственности, а также феномена «чистой совести».
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы