13.1. Сущность культуры предпринимательства его тайны, этика и этикет
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Культура (словарь Ожегова) – это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей; высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
Культура предпринимательства – это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
Экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулировании предпринимательской деятельности. Экономическая свобода как основа культуры предпринимательства не означает проявления вседозволенности для отдельных ее участников – обладателей огромного финансового состояния (так называемых олигархов). Государство устанавливает определенное преграды для ограничения проявления экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом – строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является тесное ведение его субъектами своего бизнеса. Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.
Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, – а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.
Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях, в противном случае они будут «боронами удачи», о чем свидетельствует история развития предпринимательства.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура. Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.
Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:
предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;
организацией предпринимательской деятельности;
мотивацией собственника фирмы и служащих;
уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;
наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;
созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;
наличием набора четких, определенных представителей о ценностях, к которым стремится фирма;
высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;
умением руководства брать ответственность на себя, не выискивая виновников неудач;
достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;
ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;
хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;
высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;
созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
обеспечением здорового морального климата в фирме и др.
Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательских успех.
Предпринимательская этика – одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще – это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, складу души, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
- Основы предпринимательской деятельности Оглавление
- Тема 1. Общая характеристика предпринимательства
- 1.1. Развитие теоретических представлений о предпринимательстве.
- 1.2. Сущность и функции предпринимательства
- Тема 2. Типология предпринимательства
- 2.1. Классификация, типы и виды предпринимательства
- Тема 3. Предпринимательская среда
- 3.1. Сущность предпринимательской среды.
- 3.2. Внешняя предпринимательская среда.
- 3.3. Внутренняя предпринимательская среда.
- Тема 4. Субъекты предпринимательской деятельности.
- 4.1. Физические лица.
- 4.2. Юридические лица.
- 4.3. Иностранные граждане.
- Тема 5. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Частные лица.
- Хозяйственные товарищества и общества
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Дочерние и зависимые общества
- Производственные кооперативы
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Потребительский кооператив
- Общественные и религиозные организации (объединения)
- Учреждения
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Тема 6. Малое предпринимательство
- 6.1. Субъекты малого предпринимательства
- 6.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- 6.3. Проблемы и государственная поддержка
- 6.4. Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности.
- Тема 7. Организация собственного дела
- 7.1. Общие условия и принципы.
- 7.2. Этапы создания собственного бизнеса:
- 7.3. Приобретение бизнеса.
- 7.4. Гос. Регистрация, постановка на учёт и открытие счёта, лицензирование.
- 7.5. Товарный знак и знак обслуживания.
- Тема 8. Бизнес-планирование
- 8.1. Назначение бизнес-плана
- 8.2. Состав бизнес-плана и принципы его разработки
- 8.2.1. Раздел «Возможности организации (резюме)»
- 8.2.2. Раздел «Виды товаров (работ и услуг)»
- 8.2.3. Раздел «Рынки сбыта»
- 8.2.4. Раздел «Конкуренция на рынках сбыта»
- 8.2.5. Раздел «План маркетинга»
- 8.2.6. Раздел «План производства»
- 8.2.7. Раздел «Организационный план»
- 8.2.8. Раздел «Правовое обеспечение деятельности организации»
- 8.2.9. Раздел «Оценка рисков и страхование»
- 8.2.10. Раздел «Финансовый план»
- 8.2.11. Раздел «Стратегия финансирования»
- Тема 10. Кадровое обеспечение предпринимательских фирм
- 10.1. Сущность кадрового обеспечения и формирование требований
- 10.2. Каналы поиска и методы отбора
- 10.3. Заключение и прекращение контракта; коллективный договор
- Тема 11. Договорные отношения
- 11.1. Сущность сделок и их виды; недействительность сделок
- 11.2. Сущность и виды договоров
- 11.3. Заключение, изменение и расторжение договоров
- 11.4. Рассмотрение экономических споров
- Тема 13. Культура предпринимательства и предпринимательская тайна
- 13.1. Сущность культуры предпринимательства его тайны, этика и этикет
- 13.2. Сведения, составляющие предпринимательскую тайну и их защита
- Тема 14. Предпринимательский риск
- 14.1. Сущность предпринимательского риска и его классификация; факторы риска
- Тема 15. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- 15.1. Сущность и виды ответственности предпринимателей
- 15.2. Гражданская ответственность
- 15.3. Уголовная ответственность
- 15.4. Административная ответственность
- 15.5. Ответственность за налоговые правонарушения
- 15.6. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- 15.7. Ответственность за низкое качество продукции и нарушение санитарных норм