О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
С.Н.Галлямова,
зам. директорааудиторскойкомпании«Россинтел»
В становлении новой России и нового Башкортостана, в налаживании их отношений еще немало проблем. Многие из них вызваны тем, что у нас практически нет опыта межгосударственных отношений в рамках Федерации. Россия делает первые шаги по налаживанию отношений с суверенными государствами, входящими в ее состав. Однако очевидно, что Башкортостан твердо выбрал цивилизованный и демократический путь совершенствования своих взаимоотношений с Российской Федерацией, основанный на договорных началах.
Приобретя в 1990 году статус суверенного государства, Россия получила уникальный шанс для формирования принципиально новой концепции федеративных отношений. В этом направлении был сделан большой шаг вперед: 31 марта 1992 года практически всеми регионами России был подписан Федеративный договор. Этот документ сыграл исключительную роль в достижении стабильности, в преобразовании унитарной России в федеративное государство.
Вместе с тем практика свидетельствует, что процесс перехода от унитарного к федеративному государству проходит в России сложно и противоречиво.
Одной из серьезных проблем, требующих своего всестороннего изучения и обоснованного решения, является проблема соотношения текущего законодательства Российской Федерации и республик в ее составе, в том числе Республики Башкортостан.
Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, принятые в декабре 1993 года, и Договор от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» по-новому решают эту проблему, принципиально по-иному расставляют акценты в соотношении федеральной и республиканской систем законодательства.
Конституция Российской Федерации (часть 2 статьи 5) провозглашает, что республика в составе Российской Федерации имеет свою Конституцию и законодательство. Изучение показывает, что законодательный массив в Республике Башкортостан формируется достаточно быстро. Сейчас а республике принято 16 кодексов, действует более 350 законов, большое количество указов Президента и постановлений Правительства Республики Башкортостан. В этих условиях следует приветствовать принятие в республике закона о нормативных правовых актах, в котором определяются виды актов, порядок их подготовки, принятия и вступления в силу.
В статье 6 Закона «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» сказано, что «Конституция Республики Башкортостан -Основной Закон государства, закрепляющий основополагающие принципы правового регулирования и являющийся правовой основой текущего законодательства и непосредственным источником права Республики Башкортостан.
Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить Конституции Республики Башкортостан».
На территории Республики Башкортостан действуют законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Конституция Башкортостана закрепляет принцип обязательности актов Российской Федерации на своей территории: «Обязательными на территории Республики Башкортостан являются законы Российской Федерации, принятые по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации».
Однако на практике дело обстоит значительно сложнее, Приведем примеры. На территории республики с 1 мая 1995 года действует Трудовой кодекс Республики Башкортостан, являющийся первым систематизированным документом республики в области трудовых отношений. Высший законодательный орган Республики Башкортостан правомочен был принять такой закон, поскольку по Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий трудовое законодательство отнесено к ведению Республики Башкортостан.
Трудовой кодекс Республики Башкортостан с 1 мая 1995 года обеспечивает действие на территории нашей республики ряда прогрессивных
норм в области трудовых правоотношений, которых еще нет в трудовом законодательстве Российской Федерации. Например, в соответствии со статьей 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан размер выходного пособия не может быть ниже размера среднего месячного заработка работника, тогда как в России пока действует аналогичная норма (статья 36 КЗоТ РФ), предусматривающая выплату выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Также в более высоком размере оплачивается ночная и сверхурочная работа по Трудовому кодексу Республики Башкортостан, нежели это предусмотрено в действующем КЗоТ Российской Федерации.
Вместе с тем, к сожалению, в Трудовом Кодексе Республики Башкортостан не предусмотрено такое правовое основание прекращения трудового договора, как увольнение переводом с одного предприятия на другое по согласованию руководителей этих предприятий или переход на выборную должность, хотя на практике такие случаи встречаются. В подобных обстоятельствах, по нашему мнению, следует руководствоваться пунктом 5 статьи 29 КЗоТ Российской Федерации, поскольку в данном случае уровень гарантий трудовых прав в Кодексе законов о труде Российской Федерации выше, чем в Трудовом кодексе Республики Башкортостан.
Другой пример. 24 февраля 1995 года Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан принимает Постановление «О порядке применения на территории Республики Башкортостан части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а 17 октября 1996 года Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан подписывает Постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан «О порядке применения на территории Республики Башкортостан части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации».
Обаэти Постановлениясодержат следующие нормы - части первая и вторая Гражданского кодекса РоссийскойФедерации действуют на территории Республики Башкортостанв части, не противоречащей Конституции Республики Башкортостани Договору РоссийскойФедерации и РеспубликиБашкортостан от 3 августа 1994года.
По запросу Прокуратуры Республики Башкортостан о проверке конституционности вышеуказанных постановлений Конституционный суд Республики Башкортостан 27 октября 1997 года принял специальное постановление, в котором вышеуказанные постановления высшего органа власти республики признаются соответствующими Конституции Республики Башкортостан и Договору от 3 августа 1994 года. Указывается, что
этот вопрос должен быть предметом дополнительного договорного согласования сторон и может быть решен согласно части 3 статьи 7 Договора. В статье отмечено, что споры по осуществлению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, установленных настоящим Договором, разрешаются в согласованном между ними порядке в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан,
Представляется, что такое решение соответствует требованию Договора от 3 августа 1994 года о проведении согласительных процедур, а также тому положению Договора, что согласование текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан находится в совместном ведении сторон (статья 4 Договора).
Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года подчеркивает равноправие сторон Договора тем, что в самом названии Договора речь идет о взаимном делегировании полномочий. Вместе с тем следовало бы в Законе «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» урегулировать вопрос о том, как же будут решаться противоречия между нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации согласно статье 5 Договора, и соответствующими нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
Для правильногорешения проблемы соотношения федерального и республиканского законодательства надлежит решить и целый ряд других вопросов. Нужно добиться ясного представления о системе республиканского законодательства и его отраслевой структуре. Актуальной является разработка научной Концепции республиканского законодательства и его отраслей. Следовало бы завершить и принять Концепцию правовой реформы в Республике Башкортостан, о подготовке которой было принято решение еще тригода назад-
Требуется усовершенствовать механизмпредотвращения и устранения юридическихколлизий, законодательно закрепить процедуры преодоления разногласий и споровмежду государственными органами Федерации и республики, так и болееактивной деятельности судов и иныхправозащитных структур.
Таким образом, система законодательства, действующая на территории Республики Башкортостан, включает в себя законы, принимаемые федеральным законодателем, и законы, принимаемые законодателем республики, причем и те и другие - законы прямого действия и сферы их теоретически не должны пересекаться. Все они принимаются разными за-
конодателями в пределахопределенных им объемовкомпетенции. Причем закон, принятый законодателем на уровне республики в составе Российской Федерации, обладает такой же юридической силой, как и федеральный закон, принятый в пределах компетенции федерального законодателя.Противостояние законоввозникает только тогда, когда один законодатель внедряется в объем компетенциидругого. Этои есть основные проблемы взаимодействия федеральных законов и законов республики в составе Федерации, образующихединое правовое поле.
Все это свидетельствует о том, что накоплен интересный опыт принятия законов, обладающих равной юридической силой, хотя и принятых законодателями с разными объемами компетенции в одной и той же сфере правового регулирования. Наступило время определения организационного и правового механизма, который бы позволил не только предостеречь от принятия законодателями законов вне пределов своей компетенции по одному и тому же вопросу, но и предусмотрел формы и способы разрешения правовых коллизий, имея в виду уважение и сохранение самостоятельности как федерального законодателя, так и законодателя республики в составе Российской Федерации.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система