Римское государство в период республики
Правовое положение лиц. Правовое положение лица в Республике определялось тремя статусами: статусом свободы, статусом гражданства и статусом семьи. Постатусу свободыжители делились на свободных и рабов, постатусу гражданства– на граждан и неграждан, постатусу семьи– на глав семей (paterfamilias– «домовладык»), лиц «собственного права», и их подвластных, лиц «чужого права». Утрата данных статусов приводила к полной или частичной потере лицом своих прав. Умаление правоспособности (capitisdeminutio) могло происходить в трех видах:maxima,mediaиminima. Полная утрата правоспособности связывалась с потерей статуса свободы (при этом лицо утрачивало и статусы гражданства и семьи). Потеря статуса гражданства приводила к утрате прав гражданина (и одновременно статуса семьи), но при сохранении лицом свободы. Потеря статуса семьи имела следствием только изменение семейного положения лица.
Социальная структура. В ранней Республике сохранилось деление свободных граждан на патрициев и плебеев. Борьба за их равноправие велась на протяжении трех столетий. Начиная с 494 г. до н.э., права плебеев стали охраняться особыми должностными лицами –народными трибунами. Постепенно плебеи получили право на занятие высших государственных должностей (в частности, по закону Лициния-Секстия 367 г. до н.э. один из консулов обязательно должен был избираться из плебеев). Им было предоставлено правоквиритскогобрака (с патрициями) (по закону Канулея 445 г. до н.э.).Закон Гортензия 287 г. до н.э.объявил решения плебейских собраний по трибам обязательными для всего народа (без утверждения их сенатом). Этот закон завершил многолетнюю борьбу плебеев за свои права.
В результате слияния патрициев и богатых плебеев в Риме сложилась наиболее состоятельная группа граждан – нобилитет (nobilitas– знать). Формально нобили не обладали особыми правами, но поскольку нобилитет объединял самых богатых и знатных лиц, именно из его состава стал формироваться сенат. Таким образом, нобилитет стал основой для созданиясенаторского сословия, высшего сословия в Риме. Сенаторы должны были обладать высоким имущественным цензом (до 800 тыс. сестерциев), прежде чем войти в сенат, они обычно проходили службу в качестве магистратов. Они заносились в особый сенаторский список, который пересматривался раз в пять лет. За недостойное поведение лицо могло быть исключено из списка. Заниматься торговлей и ростовщичеством лицам сенаторского звания запрещалось. Разрешалось занятие земледелием как отвечающее обычаям предков. Отличительными знаками сенаторов были белая туника с широкой пурпурной вертикальной полосой и гладкий золотой перстень на правой руке.
Вторым после сенаторского сословия в Риме стало сословие всадников. Его составила незнатная верхушка плебса. Имущественный ценз всадников был ниже, чем у сенаторов (400 тыс. сестерциев). Им было разрешено заниматься торговлей, предпринимательством, брать откупа (например, провинциальных налогов). Всадники превратились в крупную финансовую и торговую элиту Рима. Если сенаторы являлись сановной и земельной аристократией по преимуществу, то всадники были денежной аристократией. Они также давали офицеров для армии, могли занимать магистратские должности. По закону Г. Гракха 122 г. до н.э. им было предоставлено право заседать в судах, что ранее составляло прерогативу сенаторов. Отличительными знаками всадников стали туника с узкой пурпурной вертикальной полосой и золотой перстень. К всадникам приближалась категорияэрарных трибунов, обладавших имущественным цензом менее 400 тыс. сестерциев. С 70 по 46 гг. до н.э. они также имели право заседать в судах.
Все остальные граждане Рима причислялись к плебсу, без принадлежности к какому-либо сословию. По договорам с Римом право римского гражданства полностью или частично могло предоставляться жителям других городов Италии. Жители латинских общин, союзных с Римом, получили обозначение латинов. Все латины были наделены полной имущественной правоспособностью наравне с римскими гражданами, но право квиритского брака было предоставлено не всем. После Союзнических войн вIв. до н.э. жители всех италийских городов получили полные права римских граждан. Не имели прав гражданперегрины. К ним причислялись иностранцы, временно или постоянно проживавшие на территории Республики. Они обладали некоторыми имущественными правами, но в целях защиты своих интересов вынуждены были прибегать к патронату римских граждан.
Рабовладение в Риме получило самое широкое распространение среди древних обществ. Источниками рабства являлись военный плен, покупка раба, естественный прирост, обращение в рабство в качестве наказания, долговое рабство. Продажа в рабство за долги была запрещена только по закону Пётелия-Папирия 326 г. до н.э.Рабы делились на государственных и частных. Особенно тяжелым было положение частных рабов. Раб не считался лицом:serviressunt– «рабы суть вещи». Раб был лишен правоспособности, однако, не имея никаких прав, он мог реализовывать права своего господина, т.е. обладал дееспособностью. Чтобы повысить производительность труда рабов, господа стали предоставлять в пользование раба некоторое имущество –пекулий(в том числе у раба мог быть свой раб –викарий). Господин не нес никакой ответственности по договорным обязательствам раба, но должен был отвечать за деликт, причиненный рабом (возместить ущерб либо выдать виновного раба пострадавшей стороне). В отношении раба его господин обладал правом жизни и смерти, убийство раба не считалось преступлением. Раб был лишен семьи, ему дозволялось только сожительство (contubernium), право, впрочем, признавало кровные родственные связи рабов. Отпуск рабов на волю (manumissio) мог производиться в различных формах: по завещанию господина, посредством фиктивного процесса о свободе, вследствие заявления господина (формальные способы). Освобождение раба могло носить и неформальный характер: путем объявления перед свидетелями или посредством отпускного письма. Отпуск на волю мог осуществляться и по инициативе государства. Вольноотпущенники (либертины) не получали полных прав, которыми обладали свободнорожденные римские граждане. Так, вольноотпущенник не мог занять магистратскую должность и должен был находиться под патронатом бывшего господина.
Государственный строй. Чаще всего форму правления в Римской республике определяют как аристократическую. Однако еще Цицерон видел в ней смешение разных форм: демократии, аристократии и монархии. Демократические черты проявлялись в деятельности народных собраний, аристократические – в деятельности сената, монархические – в деятельности высших магистратов. Комиции, сенат и магистратура вместе составляли основу государственного строя Республики.
Народные собрания в Риме были трех видов: куриатные, центуриатные и трибутные. Писатель IIв. Авл Геллий определял их так: «Если голосование проводится по родам людей, то это куриатные комиции, если по цензу и возрастам – это центуриатные, если по регионам и местностям – это трибутные». В эпоху Республикикуриатные комициипотеряли свое значение. В их компетенции продолжали оставаться семейные дела (усыновление, утверждение завещаний). Они также формально наделяли высшей властью магистратов. К концу республиканского периода они превратились в собрания узкого состава: в них участвовали три авгура (жреца) и 30 ликторов, очевидно, представлявших отдельные курии. На первое место по значимости выходятцентуриатные комиции. Постепенно произошел разрыв данных комиций с военной организацией: они приобрели исключительно политический характер. Само число центурий увеличилось: сIIIв. до н.э. их было уже 373. При этом каждый из пяти классов получил право выставлять по 70 центурий. Таким образом, преимущество первого класса было ликвидировано. Центуриатным комициям принадлежали законодательные и судебные полномочия. Их решения облекались в форму закона (lex), который вступал в силу после утверждения его сенатом (в дальнейшем такого утверждения уже не требовалось). Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, предоставления римского гражданства, они также рассматривали апелляции на приговоры о смертной казни или телесном наказании (поправу провокации). В этих комициях проходили выборы высших магистратов: консулов, преторов и цензоров. В период республики начали функционировать народные собрания по трибам –трибутные комиции. (В серединеIIIв. до н.э. число триб достигло 35.) Первоначально в собраниях по трибам принимали участие только плебеи (conciliaplebistributa). Их решения называлисьплебисцитами. Затем стали проводиться собрания с участием плебеев и патрициев, которые и получили наименование собственно трибутных комиций (comitiatributa). По закону Гортензия 287 г. до н.э. решения плебейских собраний по трибам приобрели общеобязательный характер: плебисциты получили равную силу с законами. Грань же между плебейскими и патрицианско-плебейскими собраниями фактически исчезла. В целом трибутные комиции уступали по значению центуриатным собраниям. Они могли принимать апелляции только на приговоры о взимании штрафов и избирали лишь низших должностных лиц.
Сенатформально являлся совещательным учреждением при магистратах, фактически же он превратился в высший правительственный орган. Состав сената включал 300 человек, но вIв. до н.э. был расширен: при Сулле он достиг 600 человек, при Юлии Цезаре – 900. Он формировался первоначально консулами, затем по закону Овиния 312 г. до н.э. его стали формировать цензоры, причем не на один год, как раньше, а на пять лет. Право созыва и председательства на заседаниях сената принадлежало высшим магистратам, в дальнейшем право созыва сената получили и народные трибуны. Сенаторы должны были выступать по очереди в соответствии с расположением их имен в сенаторском списке (обычно по рангу прежних магистратских должностей, занимавшихся сенаторами). Сенат не обладал правом издания законов, но он предварительно обсуждал законопроекты и первоначально также утверждал законы, принятые в комициях. Решения сената облекались в формусенатус-консультов(«рекомендаций сената»). В ведении сената находились вопросы религиозного культа, государственные финансы, вопросы безопасности, управление провинциями и дипломатия.
Магистратурыв Риме в основном являлись выборными, краткосрочными (как правило, на один год), коллегиальными, безвозмездными и ответственными (об исключениях из этих правил см. ниже). Исполнение должности рассматривалось как почет –honor, поэтому не оплачивалось из казны. Магистраты были наделены правоминтерцессии– правом вмешательства в действия своего коллеги или ниже стоящего магистрата: по этому праву один магистрат мог отменить решение другого магистрата. Это должно было сдерживать власть магистратов, не давая принять ей абсолютный характер. Виновного в должностном преступлении магистрата также могли привлечь к суду народного собрания. Все магистраты делились на две категории: ординарных (обычных) и экстра-ординарных (чрезвычайных). Общее понятие власти магистрата обозначалось терминомpotestas, высшая же власть носила названиеimperium.Imperiumвключал в себя высшее военное командование, высшую административную гражданскую власть, судебную власть по уголовным делам и право ауспиций (проведения религиозных обрядов – птицегаданий). Высшая власть подразделялась наsummum imperium(высочайший империум),imperium maius (большой империум) иimperium minus (малый империум). Первый принадлежал диктатору (высшему экстраординарному магистрату), который мог выносить смертный приговор без обжалования его в народном собрании. Второй относился к власти консула, который мог вынести безапелляционный смертный приговор только за пределами Рима, но в пределах города он мог быть обжалован в центуриатном собрании. Третий принадлежал претору, который не имел права выносить смертные приговоры. Властьpotestasпредполагала только право выносить распоряжения и налагать штрафы в случае их неисполнения.
К ординарным магистратамотносились: консулы, преторы, цензоры, эдилы, квесторы, народные трибуны и члены постоянных коллегий. Среди них консулы, преторы и цензоры являлись высшими. Консулы, по сути, заменили прежнего царя (rex). Они получили почти все царские полномочия, за исключением жреческих. Однако со временем рост влияния народных собраний и сената, введение новых магистратур привели к тому, что реально значительную власть консулы сохранили только в военной сфере. Они могли производить набор армии, назначать ее командиров, сами возглавляли войска во время военных действий. В качестве гражданских руководителей консулы созывали и председательствовали на народных собраниях и в сенате, вносили предложения и законопроекты, следили за безопасностью государства, за исполнением законов и пр. Консул мог интерцедировать (т.е. применять право интерцессии) всем ординарным магистратам, кроме цензора. Помощниками консулов и их заместителями стали преторы. Создание претуры было связано с частым отсутствием консулов в Риме по военным обстоятельствам. Сначала в 366 г. до н.э. была создана только одна преторская должность (младшего коллеги консулов), который получил в свое ведение римское судопроизводство. С 242 г. до н.э. стали выбирать двух преторов:городского претора, который вел судебные дела римских граждан, иперегринского претора, который вел дела иностранцев или разбирал их споры с римскими гражданами. Позднее были введены еще четыре преторские должности: для управления Сицилией, Сардинией и территориями в Испании. При Сулле было уже 8 преторов, а при Юлии Цезаре – 16. Особое значение эта должность приобрела в развитии римской юстиции, в создании норм особого преторского права. Двое цензоров сначала избирались на пять лет, затем раз в пять лет на полтора года. Главная задача, возложенная на них, заключалась в проведении ценза, составлении списков населения и распределении граждан по трибам, классам, центуриям, зачисление в сенаторы и всадники. Им также принадлежало наблюдение за нравами в римском обществе. На цензора не распространялось право интерцессии других магистратов, кроме его коллеги, и его решения были безапелляционны. Должность цензора была безответственна.
В Vв. до н.э. были введены должности двух плебейских эдилов, которые должны были помогать народным трибунам, затем вIVв. до н.э. к ним добавили еще двух курульных эдилов: их должности считались более высокими и замещались поначалу только патрициями. Впрочем, довольно быстро и они стали доступны плебеям. Эдилы – это прежде всего полицейская должность в Риме и его округе. Они должны были следить за порядком и санитарным состоянием в городе, надзирать за рынками, заботиться о продовольственном снабжении и участвовать в организации общественных игр. Поскольку последняя обязанность была связана с немалыми финансовыми затратами, в том числе с собственными вложениями магистрата, должность эдила была доступна только очень состоятельным лицам. Квесторы поначалу назначались консулами и считались их помощниками, но затем стали избираться на трибутных собраниях. Поначалу вVв. до н.э. их было двое, а вIв. до н.э. при Юлии Цезаре уже 40. Первоначально квесторы вели следствие по уголовным делам, но затем превратились в государственных казначеев. В их ведении находились римская казна (aerarium) и государственный архив. Помимо этих городских квесторов были также провинциальные (помощники провинциальных наместников или полководцев по финансово-хозяйственной части) и италийские (наблюдавшие за поступлением провинциальных сборов в казну и за правильным выставлением воинских контингентов союзников).Законом Виллия 180 г. до н.э.была установлена иерархия должностей (квестор, курульный эдил, претор, консул) и порядок их прохождения. Занятие высшей должности теперь было невозможно без пребывания в низшей. Кандидат на должность квестора должен был быть не моложе 27 лет и до этого десять лет отслужить в армии (или в течение десяти лет являться по призыву на военную службу). Закон также установил обязательный двухлетний перерыв между прекращением пребывания в одной должности и избранием на следующую. Закон Суллы 81 г. до н.э. ввел возрастной ценз для занятия должности квестора – не моложе 30 лет, а отсюда для претуры – не моложе 39 и для консулата – не моложе 42 лет.
Помимо указанных ординарных должностей существовали мелкие должности, распреде-ленные по пяти коллегиям – так называемые двадцать шесть мужей. Они расследовали на месте преступления, приводили в исполнение смертную казнь, чеканили монету, осуществляли другие функции.
На особом положении находились народные трибуны. Они избирались исключительно из плебеев сначала в количестве двух, затем пяти, а потом десяти человек. Трибуны призваны былизащищать интересы плебеев и могли заявить протест против нарушений их прав, наложив вето (veto –«запрещаю») на постановления сената, решения народных собраний и распоряжения любого магистрата (кроме диктатора и цензора). Трибун имел право ареста любого гражданина, проведения его публичного допроса, мог наложить в виде наказания штраф и в исключительных случаях даже приговорить к смертной казни. Сам народный трибун являлся лицом неприкосновенным и не подлежал ответственности. Трибуны могли созывать и председательствовать на плебейских собраниях по трибам. Позже они приобрели влияние на принятие законов и получили доступ в сенат.
К экстраординарным магистратамотносились: диктатор, начальники конницы (помощники диктатора), интеррексы (сенаторы, руководившие страной в период отсутствия консулов до нового их избрания), децемвиры (готовившие ЗаконыXIIтаблиц), члены разных чрезвычайных комиссий и некоторые другие. Важной была должностьдиктатора. Он назначался одним из консулов по решению сената при возникновении сложной ситуации в государстве, внутренней или внешней угрозы. Диктатор всегда назначался для решения какого-то конкретного дела, а срок его полномочий не должен был превышать шести месяцев. После завершения порученного он обязан был сложить свои полномочия, даже если назначенный срок еще не истек. В рамках поставленных задач власть диктатора носила неограниченный характер, и за свои действия он ответственности не нес.
Переход от республики к империи. Изменение формы правления в Римском государстве было связано с глубоким кризисом республиканских институтов власти вIв. до н.э. Значительное расширение территории Римского государства в Европе, Азии и Африке привело к необходимости изменений в управлении. Старая государственная система была рассчитана на управление небольшим пространством полиса и не подходила к управлению великой державой. Кризис полисных структур власти протекал на фоне внутриполитической нестабильности, восстаний рабов и роста авторитарных тенденций в политической жизни. В русле этих тенденций старые республиканские органы власти подверглись серьезной деформации. Так, экстраординарная магистратура диктатора из краткосрочной превратилась в бессрочную (диктатура на неопределенный срок Луция Корнелия Суллы82–79 гг. до н.э.;«вечная диктатура»Гая Юлия Цезаря44 г. до н.э.). Расширение состава сената позволяло наполнять его сторонниками авторитарных вождей. Увеличение числа магистратов преследовало сходную цель, но одновременно было способно парализовать их активность: любой из них мог применить право интерцессии в отношении коллег. Большую роль в политической борьбе стала играть армия. После реформы Гая Мария107 г. до н.э.она стала профессиональной и независимой от сообщества римских граждан, превратилась в самостоятельную политическую силу, подчиненную интересам своего лидера. Таким образом, государственные структуры Рима развивались в направлении усиления единоличной власти. Ее правовое оформление произошло в период правления приемного сына Цезаря, Октавиана Августа, в последней третиIв. до н.э.
Yandex.RTB R-A-252273-3- М.В. Кричевцев
- Рабочая программа
- Раздел1. Организационно-методический
- 1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4. Формы контроля
- Раздел2. Содержание дисциплины
- 2.1. Тематический план учебной дисциплины(распределение часов)
- 2.2. Содержание отдельных тем Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
- Тема 2. Государство и право Древнего Востока
- Тема 3. Государство и право античного мира
- Тема 4. Государство и право Европы в эпоху раннего Средневековья
- Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–xVвв.
- Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
- Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
- Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–xiXвв.
- Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX– началеXxIвв.
- Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: французское право
- Раздел3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Темы докладов (рефератов)
- 3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
- 3.3. Список литературы
- Тексты лекций
- Тема1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
- Контрольные вопросы
- Тема2. Государство и право Древнего Востока
- 2.1. Государство Древнего Египта
- 2.2. Право Древнего Египта
- 2.3. Государство Древней Месопотамии
- 2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
- Контрольные вопросы
- Тема3. Государство и право Античного мира
- 3.1. Государство Древней Греции
- Спартанское государство
- Афинское государство. Афинский полис от возникновения до конца архаической эпохи
- Афинское государство в эпоху классики
- 3.2. Афинское право
- 3.3. Государство Древнего Рима
- Рим в эпоху царей
- Римское государство в период республики
- Римское государство в период империи
- 3.4. Римское право
- Источники римского права
- Основные институты римского права
- Контрольные вопросы
- Тема4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
- 4.1. Франкское государствоV–iXвв.
- 4.2. Франкское право. Салическая правда
- Контрольные вопросы
- Тема5. Государство и право средневековой Западной ЕвропыIx–xVвв.
- 5.1. Средневековое государство и право во Франции Французский феодализм
- Сеньориальная монархия во Франции IX–xiiIвв.
- Сословия и сословное представительство во Франции XIV–xVвв.
- 5.2. Средневековое государство и право в Англии Английское государство XI–xVвв.
- Право средневековой Англии XI–xVвв.
- 5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
- 6.1. Государство Арабского Халифата
- 6.2. Мусульманское право
- Контрольные вопросы
- Тема7. Абсолютистские государства в Европе
- 7.1. Абсолютизм во ФранцииXv–xviiIвв.
- 7.2. Абсолютизм в АнглииXv–xviIвв.
- 7.3. Абсолютизм в ПруссииXvii–xiXвв.
- Контрольные вопросы
- Тема8. Конституционная история зарубежных стран вXvii–xiXвв.
- 8.1. Конституционная история АнглииXvii–xiXвв. Английское государство в период Великой революции xviIв.
- Складывание конституционной монархии в Англии во второй половине XVII– началеXviiIвв.
- Парламентская монархия в Великобритании XVIII–xiXвв.
- 8.2. Конституционная история сшаxviii–xiXвв. Создание государства сша. Конституция 1787 г. И Билль о правах
- Государство сша в конце XVIII–xiXвв.
- 8.3. Конституционная история ФранцииXviii–xiXвв. Французское государство в эпоху Великой революции 1789–1799 гг.
- Французское государство в эпоху Консулата и Империи Наполеона I
- Конституционная история Франции xiXв.: от Реставрации Бурбонов до Третьей республики
- 8.4. Объединение Германии вXiXв. Создание Второй Германской империи
- Контрольные вопросы
- Тема9. Конституционная история зарубежных стран вXx– началеXxIвв.
- 9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
- 9.2. Французское государство вXx– началеXxIвв.
- Контрольные вопросы
- Тема10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
- 10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804г.)
- 10.2. Французский Уголовный кодекс 1810г.
- Контрольные вопросы
- Словарь терминов (Глоссарий)
- Материалы тестовой системы
- Тема 10
- Методические указания для выполнения контрольных работ Раздел1. Общие положения
- Раздел2. Инструкция по выполнению контрольной работы
- 2.1. Требования к объему текста контрольной работы
- 2.2. Правила выбора варианта контрольной работы
- Раздел3. Структура контрольной работы
- Раздел4. Задания для выполнения контрольной работы
- 4.1. Ситуационные (практические) задачи
- 4.2. Тестовые задания
- Раздел5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
- Раздел6. Процедура оценки контрольной работы
- Содержание