Государственное регулирование монополистической деятельности
Действующее законодательство предусматривает множество мер правового воздействия и регулирования деятельности субъектов хозяйствования занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обеспечения здоровой конкуренции и предупреждения противозаконной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.
В зависимости от цели применения мер воздействия, они классифицируются на:
средства, используемые с целью отграничения сфер и объектов антимонопольного регулирования;
средства, применяемые в целях предупреждения противоправных антиконкурентных проявлений и контроля за экономическим состоянием рынка;
средства, применяемые с целью пресечения правонарушений в сфере конкуренции.
В целях проведения государственной антимонопольной политики Республика Беларусь приняла в 1993 году Комплексную программу демонополизации народного хозяйства, и основными ее задачами ставилось ограничение монополистической деятельности на территории Республики Беларусь, недопущение возникновения новых монополистических структур, обеспечение государственной защиты товаропроизводителей и потребителей от проявления монополизма и иные действия в этой сфере.
Ст.8 Закона о монополистической деятельности в связи с этим, конкретно предусматривает меры государственного воздействия направленные на реализацию поставленных задач:
осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
принятие в установленном порядке мер реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
осуществление государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
осуществление государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
оказание содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
принятие иных мер.
Государственный контроль предусматривает два вида контроля – предварительный и последующий. Предварительный контроль включает в себя: выявление субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; регистрацию субъектов и сведений о них, об объемах производства товаров и др. Последующий контроль – осуществляется в целях принятия мер реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; принудительное разделение, разукрупнение и др. Так, например, антимонопольный орган может принять решение о необходимости разделения хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если он два или более раза нарушил антимонопольное законодательство. Правила регулирования этой процедуры установлены «Инструкцией по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь», утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27 марта 2000г. №5 [106].
Однако при этом будут учитываться условия возможного организационного или территориального обособления предприятия, возможность разграничения сфер деятельности, отсутствие тесной технологической связи разделяемых предприятий и другие факторы, влияющие на деятельность данного субъекта хозяйствования.
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
- Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы
- Субъекты правоотношений связанные с банкротством
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Субъекты и объекты приватизации
- Способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации
- 1. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
- 2. Принятие решения о приватизации.
- 3. Создание комиссии по приватизации объекта.
- 4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
- 5. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров. Система хозяйственных договоров
- Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Лекция 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Установление предельных индексов изменения цен (тарифов)
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и ответственность за его нарушение
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее формы
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Субъекты, объекты и источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями