Государственное строительство
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: < КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ а
Л.Ш-Галиева,
аспирант юридического . , . факультета БашП/'
В последнее время российскими политологами, социологами и даже юристами все чаще термины «местная власть» и «местное самоуправление» признаются равнозначными и употребляются как слова-синонимы. Вместе с тем политика в области законодательного регулирования местной власти в Башкортостане имеет существенные особенности. В Конституции Республики Башкортостан закреплено два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. В то же время согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованием является «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория..., в пределах которых осуществляются самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». Такой вид местной власти, как местное государственное управление, федеральным законодательством не предусмотрен, но и не запрещен, подтверждением чему является признание Конституционным судом российской Федерации за субъектами Федерации права самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти на своей территории, включая представительные и исполнительные органы государственной власти районов и городов.
Высказывания некоторых правоведов о том, что сложившийся в нашей республике подход к устройству местной власти является искусственным, политически и экономически непродуманным и даже приводит к ущемлению политических праа граждан республики, на наш взгляд, необоснованны.
НормыКонституции Республики Башкортостан о местнойвластинеявляются принципиальным нововведением, неким правовым феноменом. Наоборот, конституционно закрепив сложившиеся отношения в области регулирования местной власти, законодательучел положительный опыт мировой практики.
В ряде цивилизованных иностранных государств «именно субъект Федерации не только передает полномочия на места, но и контролирует их в различных объемах и различными способами. Местные органы могут получить лишь то, что изсвоих полномочий передадут им органыгосударственной власти субъектов Федерации на основе регионального закона, причем для каждой территории объем и характер этих полномочий Moiyr варьироваться».
Следует также отметить, чторазделение местной власти на видыспособствовалотому, что в республике удалось избежать нивелирования разницы между сельской и городской местной властью, свойственной федеральному уровню, что благоприятно отразилось на выполнении местной властью хозяйственных и иных функций. К ведению органов местного государственного управления в республике отнесены такие важные вопросы, как промышленность, строительство, использование и распоряжение природными ресурсами, и т.д. Этообстоятельство существенно расширяет круг полномочий органов местной власти республики по сравнению с компетенцией органов местной власти других регионов России и позволяет оперативно, с учетом местных особенностей решать рядважнейших задач, направленных на удовлетворение гражданами своихпотребностей и исполнение обязанностей перед государством. Опытом Башкортостаназаинтересовались соседние регионы. Не так давно на рассмотрение в Государственную Думу РоссийскойФедерации был внесен проект Федерального закона об общихпринципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, призванный решить целый ряд проблем, которых, к слову, наша республика избежала именно благодаря тому, чтозаконодательно закрепиларазличные виды местнойвласти.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О местном государственном управлении в Республике Башкортостан» граждане, проживающие на соответствующей территории, имеют право на участие в местном государственном управлении без каких-либо ограничений. Это положение гарантируется правом (статья 3);
а) участвовать в непосредственном решении вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению местного государственного управления;
б) избирать и быть избранными в органы местного государственного управления;
в) доступа к муниципальной службе;
г) получения информации о деятельности органов местного государственного управления;
д) обращения с иском в суд о восстановлении нарушенного права на участие в местном государственном управлении.
В Законе Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» также закреплены гарантии права граждан на участие в местном самоуправлении.
Разумеется, в республике в этой области государственного строительства имеются и свои проблемы - прежде всего это отсутствие должного финансирования мероприятий, направленных на решение органами местной власти вопросов своей компетенции, и политическая пассивность населения. Большой проблемой остается несовершенство нормативной правовой базы. Несмотря на то, что в республике принято значительное количество нормативных правовых актов, предусматривающих активное участие местных органов власти в различных сферах деятельности государства и гражданского общества, создание законодательной базы, способной обеспечить условия для функционирования органов местной власти, в настоящее время еще не завершено. В частности, не принят в новой редакции Земельный кодекс, призванный определить принципы и критерии распоряжения землями, относящимися к различным формам собственности; не решены многие вопросы муниципальной собственности. До сих пор не зарегистрированы в Министерстве юстиции республики уставы большинства сельсоветов и поссоветов.
На данном этапе государственного строительства особо значимым представляется укрепление материально-финансовой базы местной власти, возможное при оказании содействия республиканскими органами власти при одновременном контроле с их стороны за осуществлением социально-экономических программ. Созданы предпосылки для разработки Концепции региональной политики, предусматривающей условия и принципы комплексного развития всех районов республики.
Таким образом, можно сделать вывод, что за последние пять лет в Республике Башкортостан осуществлен комплекс мероприятий по изменению структуры и статуса органов местной власти, проведена серьезная работа по формированию законодательной основы, обеспечивающей условия для ее деятельности, основой которой явилась Конституция Республики Башкортостан.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ БАШКОРТОСТАНА О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
З.И.Еникеев,
председатель Комитета
Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан
Л.А.Бикбаева,
соискатель кафедрыюридического факультета БашГУ
Все основныеинституты государстванаходят свое закрепление в Основном Законе -Конституции. Одним изтаких важнейших институтов является институт местного самоуправления. Ведь безего структур, без осуществления принципов народовластия нет гражданского общества,нет правовогогосударства, в конечном счете - нет демократии.
У нас в республике местноесамоуправление имеет давние традиции, но ни в России ни в Башкортостанев прошлые века Конституций не было.Их роль выполняли различные акты конституционно-правового уровня: договоры, соглашения, положения. В нихзакреплялись основные характеристики местного самоуправления: цели, задачи такого самоуправления; выборы достойныхк управлению лиц, ихответственность; перечень вопросов, решаемых на собраниях (сходах); структура выборных органов,их названия и т. д.
Первыми конституционно-правовыми актами, закрепившими в XVI веке институт самоуправления в Башкортостане, являются договоры башкирских родов и племен с царским правительством. Эти источники права получили отражение в своеобразных письменных памятниках, генеалогических летописях башкирского народа - шежере.
При заключении договоров царское правительство наряду с другимибрало на себяобязательства сохранить местное самоуправление башкир и местное традиционное правосудие на основеобычного права(гадат хокугы) и норм шариата (адат хокугы).
Все значимые для рода и племени вопросы решались на народных собраниях (сходах)-йыйынах, общенациональные вопросы - на всебаш-кирских йыйынах. Существовал и институт аксакалов, где заседали уважаемые люди.
В 1863 году царским правительством было принято Положение о башкирах - своеобразный свод российских законов о башкирах. Этот конституционно-правовой акт в определенной степени демократизировал общественную жизнь башкир, восстановил местное самоуправление.
Особый интерес представляют статьи, касающиеся вопросов местного самоуправления. Обустройстве сельских (деревенских) и волостных (юртовых) обществ и их общесгвенном управлении говорится в разделе П Положения о башкирах. Статья 74 гласит: «По делам хозяйственным башкиры составляют сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости(юрты). В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным». Сельскоеобщественное управление башкир состояло изсельского схода и сельского старосты. Крометого, общества по своему усмотрению могли назначать сборщиков податей, лесных и полевых сторожей, сельских писарей, смотрителей хлебных магазинов, училищ ибольниц, еслипоследние будут устроены за счет обществ (статья 78).
Сельский сход составлялся из домохозяев, принадлежащих к составу сельского общества, и из всех, назначенных по выбору сельских должностных лиц. Лица, не проживающее в обществе, не имеющие усадебной оседлости и не ведущие в обществе никакого хозяйства, исключались из списков домохозяев общества и не имели права участия на сходе до фактического возвращения их в общество. Если земля находилась во владении отдельных селений, входящих в состав сельского общества, сходы составлялись по каждому селению отдельно. Вотчинники и припущенники составляли отдельные сходы.
В Положении подробно описаны права сельского и волостного сходов.
В целом введение Положения о башкирах явилось определенной ступенью на пути правовой эволюции башкир: они получили возможность осуществлять самоуправление в соответствии со своими традициями, совместно и самостоятельно управлять той территорией, на которой они проживают, регламентировать значительную часть дел, действуя в рамках закона и в интересах населения. Эта форма правового состояния башкирской национальности дожила фактически до революции 1917 года.
Послефевральской революции, которая демократизировала общественную жизнь, быстро сформировалось башкирское национальное движение. В июле и в августе 1917 года в Оренбурге и Уфе прошли два башкирских Курултая, где был создан Центральный Совет (Шуро) и принято решение создать Республику Башкурдистаи на автономных началах. Лидеры башкирского движения, провозглашая лозунг обавтономии Башкорто-
стана, подразумевали суверенное его развитие в составе демократической Российской Федерации. В январе 1918 года ими было разработано Положение об автономии Малой Башкирии, которое можно назвать Конституцией Башкурдистана. Об организации местного самоуправления на местах говорилось в Положении о кантониальном управлении. Башкортостан в то время был разделен на кантоны, поэтому кантониальные учреждения ведали делами местного управления и хозяйства в пределах кантона.
Кантониальное управление, образованное кантониальным съездом, состояло из кантониальных дум (диван) и кантониальных управ (башкар-ма). Кантониальные думы должны были состоять из гласных, избираемых на трехлетний срок. Число кантониальных гласных по каждому кантону устанавливалось курултаем в количестве от 15 до 40 лиц в зависимости от численности населения кантонов. Это положение подробно расписывало полномочия, организацию и деятельность кантониальных учреждений.
Первой Конституцией республики, носящей данное название, явилась Конституция Башкирской Советской Социалистической Республики 1925 года. Статья первая Основного Закона закрепляла положение о том, что Башкирия является автономной республикой, свободно входящей в состав РСФСР и через нее объединяющейся в Союз Советских Социалистических Республик, свободно определяющей форму своих взаимоотношений с общефедеративной властью.
Глава шестая Конституции была посвящена местной власти и местному самоуправлению. Оназакрепляла: высшей в пределах данной территории (кантона, уезда или волости) властью является съезд Советов. В съездах Советов могли принимать участие представители всех Советов, находящихся на территории административной единицы.
, Съезды Советов составлялись следующим образом: а) кантонные -изпредставителей Советов городов и городских селений, фабрики заводов, расположенных вне городских поселений, сельских Советов, по расчету: от Советов городов - 1 делегат на 200 избирателей, от волостных съездов Советов - 1 делегат на тысячу населения, но не свыше 300 делегатов на кантон; б)волостные - из представителей всех Советов,находящихся на территорииволости, порасчету: 1 делегат на 300 человекнаселения, но не свыше 150 делегатов на волость.
Съезды Советовдолжны были избирать своиисполнительные органы - исполнительные комитеты для руководства текущей работой по управлению территорией в границах своего ведения.
В городах и селениях образовывались Советы депутатов, которые также для выполнения текущей работы избирали из своего состава испол-
нительный орган. Члены Советов депутатов обязаны были регулярно отчитываться перед избирателями.
Кантонные и волостные органы должны были принимать меры к поднятию своей территории в культурном и хозяйственном отношении;
составлять и утверждать местные бюджеты; разрешать вопросы, имеющие местное значение для данной территории; обсуждать вопросыобщегосударственного значения какпо собственному почину, так и попредложению вышестоящих органов советской власти и т.д.
Правом избирать и быть избранным в Советы, по Конституции Башкирской АССР 1925 года, пользовались, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет: а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда; б) красноармейцы и краснофлотцы Рабо-че-Крестьянской Армии и Флота; в) граждане, входящие в категории перечисленных пунктов, потерявшие в какой-то мере трудоспособность. Проверка правильности выборов возлагалась на избирательные комиссии, а проверка правильности полномочий делегатов, избираемых на съезды Советов, - на мандатные комиссии.
Избиратели, пославшие в Совет депутата, имели право во всякое время его отозвать и произвести новые выборы.
Эта Конституция, окончательно определившая правовое положение БАССР как автономной республики, разрабатывалась с 1924 года по 1925-й, окончательно была утверждена V Всебашкирским съездом Советов 27 марта 1925 года.
Центральной власти эта Конституция не понравилась. При ВЦИКе была создана специальная комиссия для рассмотрения конституций автономных республик, которая, в нарушение принципа национальной автономии, Соглашения центральной советской власти с Башкирским правительством об автономии Башкирии, не признала легитимность данной Конституции. В результате Конституция БАССР 1925 года, хотя и была принята Всебашкирским съездом Советов, так и осталась официально не утвержденной центральной властью.
По советским Конституциям Башкирской АССР 1937 и 1978 годов партийный диктат и так называемый институт демократического централизма органы местного управления превратили в безвластные структуры. Например, в статье 120 Конституции Башкирской АССР 1978 года говорится, что «местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов
граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов...», т.е, государственные интересы здесь преобладали над интересами граждан.
Сейчас местное самоуправление в Республике Башкортостан - гарантируемая действующей Конституцией Республики Башкортостан 1993 года - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, причем обязательно в интересах проживающих на той или иной территории. - .
Деятельность эта осуществляется непосредственно населением и через выборные и другие органы местного самоуправления. Это демократическое положение закреплено в статье ] 10 действующего Основного Закона республики.
В конце 1994 года в соответствии с конституционным положениемВерховным СоветомРеспублики Башкортостан были приняты законы «О местном государственном управлении» и «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», в результате чего города и районы получили свой статус, а сельские и поселковые Советы - свой. Это положение соответствует статье 108 Конституции Республики Башкортостан, где закреплены два вида местной власти:местное государственное управление и местное самоуправление.
В статье 111Конституции Республики Башкортостан говорится,чтоорганы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают налоги исборы, осуществляют охрану общественного порядка, решаютиные вопросы местного значения, причем органы государственной власти должны содействовать местномусамоуправлению.
Каковы же по Конституции Республики Башкортостан гарантии местного самоуправления? Это самостоятельное определение структуры местного самоуправления; право на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти- Ограничивать права местного самоуправления запрещено.
Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Конституции Республики Башкортостан - 5 лет. Для истории этот срок явно небольшой. Но по своемусодержанию Основной Закон явился итогом длительного конституционного развития республики, берущего
свое начало еще в XVI веке. Местноесамоуправление признавалось, потом ограничивалось, запрещалось, однако через какое-то время возрождалось, затем опять запрещалось. Только пять лет назад появилась возможностьреальногоосуществления народовластияв Башкортостане, возможность полностью реализоватьколоссальный потенциал народа, егоэнергии, знаний и возможностейв становлении демократического правового государства. Это стало возможно спринятием Основного ЗаконаРеспублики Башкортостан, конституционно закрепившего гарантии местного самоуправления, егосамостоятельность.
Конституция Республики Башкортостан 1993 года " действующий акт, в том числе и в части местного самоуправления. В марте 1998 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений а Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Сейчас идет процесс регистрации уставов местных сообществ.
О СТАТУСЕ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЕТЕЕЕ КОНСТИТУЦИИ
Р.Н-Зиннуров,
помощник Прокурора Республики Башкортостан по особымпоручениям
Становление реального федеративного государства в России обусловило принятие новых Конституций республик, входящих в Российскую Федерацию, самостоятельно ими разработанных и оригинальных по своему содержанию. При рассмотрении проблемы соответствия Конституций России и ее республик было бы разумным не противопоставлять эти документы, не рассматривать любое самостоятельное положение республиканских Конституций, как проявление сепаратизма. Сложившиеся на сегодня федеративные отношения в стране свидетельствуют о том, что некоторые субъекты Федерации имеют в своем статусе ряд особенностей в соответствии с положениями Федеративного Договора или двусторонних договоров (например, Республика Татарстан, Республика Башкортостан)-
Важно отметить, что Конституция Республики Башкортостан содержит специальную статью о Прокуратуре республики. В статье 142 представлена четкая регламентация функций органов прокуратуры. Согласно этой нормы Конституции Прокурор республики и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Республики Башкортостан, действующих на территории республики законов, всеми министерствами, государственными комитетами и другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, органами местной власти и самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями, кооперативными организациями, должностными лицами, а также гражданами.
Рядведущих правоведов России, отмечая отсутствие перечня функций прокуратуры в Конституции России, рассматривают этот факт как упущение, объясняя егоотсутствие влиянием на Конституцию той политической борьбы, которая велась вокруг судеб прокуратуры а начале 90-х годов.
Отнюдь не противопоставляя указанную выше норму Конституции Республики Башкортостан Конституции России, хотелось бы обратить вниманиена то, чтопо Конституции Республики Башкортостан прокуратура осуществляет надзор заточным и единообразным исполнением Конституции Республики Башкортостан. Подобной нормы в КонституцииРоссийскойФедерации нет,
Говоря о статусе Прокуратуры Республики Башкортостан в свете норм Конституции республики, необходимо отметить ее следующий безусловно положительный аспект. Речь идет о праве Прокурора республики обращаться с запросом в Конституционный суд республики, о конституционности того или иного закона, указа Президента и постановления правительства республики.
Практика и опыт деятельности прокурора Республики Башкортостан показали, что такие полномочия в условиях активной деятельности многочисленных субъектов законотворчестване толькоактуальны, но инеобходимы.
Следующий важный момент правового статуса Прокуратуры республики определен статьей 129 Конституции Башкортостана, а также пунктом 1 статьи 9 Закона о прокуратуре республики, несомненно выгодно выделяющий Конституцию Башкортостана - право законодательной инициативы Прокурора Республики Башкортостан.
Этими полномочиями Генеральный Прокурор России до настоящего времени не наделен, что на наш взгляд, существенно осложняет его участие в законотворческом процессе, поскольку, непосредственно подобная деятельность Генерального Прокурора возможна лишь через Президента Российской Федерации.
Между тем в соответствии с Законом о прокуратуре Российской федерации; участие прокуратуры в законотворческом процессе, является одним из основных направлений ее деятельности. Являясь органом надзора за соблюдением законности во всех сферах общественных отношений, прокуратура в своей повседневной практике сталкивается с проблемами применения самых различных законов, поэтому она наилучшим образом приспособлена к выявлению их пробелов и недостатков,
Исходя из этого, прокуратура может квалифицированно и своевременно ставить перед законодателем вопрос об устранении недостатков в действующих законах или принятии новых. Следует поэтому согласиться с высказанной в юридической науке позицией о необходимости предоставления Генеральному Прокурору Российской Федерации права законодательной инициативы.
В Конституции Республики Башкортостан статусу и организационным сторонам деятельности прокуратуры отведена самостоятельная глава. Очевидно, этим самым законодатель подчеркивает специфику, независимость и в то же время, особыеусловия деятельности этогонадзорного органа. Как представляется, это наиболее приемлемая позиция с точки зрения особого статуса органовпрокуратуры в системе других государственных органов республики.
Помещение же в Конституции России статьи опрокуратуре в главу«Судебнаявласть», с нашей точки зрения, хотя и не может рассматриваться как установкана поглощениеее судебной властью вряд ли можнопри-
знать удачной. Как уже отмечалось, упомянутая структура Конституции Республики Башкортостан, исходя с чисто правовых позиций, безусловно представляется более предпочтительней.
Вместес тем, хотелось бы подчеркнуть, что мы весьма далеки от идеализации Конституции и Закона о Прокуратуре Республики Башкортостан, не можем их рассматривать как документысвободные от недостатков и недоработок. Отметимнекоторые изних.
К примеру, статья 3 Закона о прокуратуре Российской Федерации, в качестве правовой основы деятельности прокуратуры, называет и Конституцию России и другие федеральные законы. Аналогичная статья Закона о прокуратуре Республики Башкортостан, в качестве таковых, называет лишь Конституцию республики и другие законодательные акты, действующие на ее территории.
Между тем эта норма Закона о прокуратуре Республики Башкортостан, находится в определенном противоречии с пунктом 1 статьи 4 этого же Закона, согласно которого, органы прокуратуры Республики Башкортостан входят в систему органов Российской прокуратуры. Таким образом, согласно юридического смысла этой нормы, допускающей, на наш взгляд, двоякое толкование, можно лишь предполагать, что законодатель охватил понятием «другие законодательные акты» и Конституцию России, Иначе получается, что находясь в системе органов Российской прокуратуры, прокуратура Башкортостана должна руководствоваться лишь Конституцией Республики Башкортостан и республиканским Законом о прокуратуре.
В целом же, как уже отмечалось выше, проблема соответствия Конституций России и ее республик, вопрос в большей степени политический, затрагивающий основы и принципы Российского федерализма, обусловленного глубокими историческими и социально-экономическими особенностями развития России и ее регионов.
Конституция Республики Башкортостан, как илюбая другая Конституция, юридически устанавливает не реальное, а должное состояние государства и общества, тоесть отражает не столько фактическое положение дел, а выступаетобразцом, будущей моделью.
Именно в этой связи, прокуратура призвана своей деятельностью способствовать взаимодействию властей, их совокупному согласованному функционированию как единой государственной власти, которая заинтересована а сохранении и укреплении законности, являющейся основной задачей органов прокуратуры. Без законности, основанной на неуклонном и жестком соблюдении всех норм Конституции, не может быть сильного, успешно выполняющего свои функции государства, стремящегося стать правовым,
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система