6.5. Организация управления внешней политикой в России
Внешняя политика России основана на принципе мирного сосуществования. Во взаимозависимом мире невозможно достичь внутреннего спокойствия посредством интенсивного заградительного огня по периметру государственной границы. Только честная и принципиальная позиция России в международной политике способна восстановить былой престиж державы.
Реалии, из которых должна исходить сегодня Россия, заключаются в:
— смене идеологического противостояния и блоковой конфронтации сложным сплетением новых противоречий;
— появлении новых мировых «центров силы» (прежде всего Индии и Китая);
— создании на постсоветском пространстве ряда независимых государств, не всегда проводящих дружественную России политику;
— проникновении в ближнее зарубежье агентов влияния и прямых посланцев других государств мира (США, Турции, Китая, Кореи, арабских стран);
— возникновении на российских границах «горячих точек»;
— растущем столкновении разнонаправленных интересов цивилизационных центров, культурных традиций и религиозных течений;
— угрозе оттеснения России на периферию мирового сообщества.
Исходя из этого полномочия правительства в области внешней политики определены как:
— руководство в сфере отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями и обеспечение представительства в них интересов страны;
— подготовка и подписание, в пределах своей компетенции, международных соглашений, обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдение за выполнением другими государствами указанных договоров и обязательств;
— отстаивание геополитических
Головной фигурой, определяющей основные направления внешней политики, является президент Российской Федерации. В этой деятельности ему помогает Совет безопасности. Органом федеральной государственной власти, непосредственно реализующим внешнюю политику, является Министерство иностранных дел России (МИД).
В отличие от других министерств и ведомств основные подразделения МИД действуют не в российских регионах, а за рубежом. Система дипломатических
С точки зрения государственного суверенитета перед внешнеполитической службой России стоят, прежде всего, задачи сохранения современной пространственной конфигурации. Колоссальный ресурс — территория, хранящая несметные природные богатства,— выступает в качестве гаранта будущего процветания России.
Необходимость создания по периметру государственной границы «зоны безопасности», защищающей внутренние центры страны, требует проведения продуманной и сбалансированной политики в отношении ближнего зарубежья. Ключевыми моментами внешней политики России являются отношения с США и Европейским союзом. Не менее значимы для России является налаживание системы добрососедских отношений с независимыми государствами постсоветского пространства, прежде всего странами – членами Содружества Независимых Государств (СНГ). Для реализации этой задачи в ведении МИД находится Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Целям построение системы союзнических отношений с этими странами служат (кроме СНГ) созданные по инициативе РФ международные организации – ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), а также ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Последняя из названных, кроме постсоветских государств, включает и стратегически важных для России партнеров (Китай, Индию, Монголию, Иран, Пакистан).
Нельзя не учитывать, что во внешнеполитической стратегии современной России идет борьба двух тенденций: старой имперской, исходящей из традиционных представлений о великодержавном статусе нашей страны и использующей соответствующие инструменты внешней политики, и новой геостратегической, оперирующей новаторскими подходами к разрешению геополитических проблем страны.
Резюме
1. В общественном сознании наиболее значимой воспринимается исполнительная власть.
2. Фактором, объясняющим ее значимость является постоянная непосредственная связь ее представителей с гражданами.
3. Система исполнительной власти охватывает все наиболее важные сферы деятельности общества.
4. Реализация направлений деятельности сталкивается как с разным пониманием приоритетов развития, так и с различными моделями этой реализации (монетаризм и градуализм, монополизм и антимонополизм, фритредерство и протекционизм и т. п.).
5. Система исполнительной власти нуждается в постоянном обновлении структуры и кадров в связи с перманентно возникающими новыми проблемами и появлением современных моделей управления.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов