Законодательная власть в Республике Башкортостан и система Законодательства Республики Башкортостан.
Законодательный орган (По первоначальной редакции конституции РБ. В процессе становления)
Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан стал таким парламентским органом, сформированным в соответствии с нормами новой Конституции, действующим на основе реализации принципа разделения и взаимного сдерживания ветвей государственной власти. Он явился постоянно действующим и работающим на профессиональной основе высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Башкортостан. В отличие от своего предшественника – Верховного Совета, он не исполнял исполнительно-распорядительные функции. Часть функций исполнительного характера, как, например, формирование правительства и руководство его деятельностью, предложение кандидатур на ряд государственных постов и должностей была закреплена за Президентом Республики Башкортостан.
Высшим представительным и единственным законодательным органом в Республике Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан (статья 66 Конституции Республики Башкортостан по первоначальной редакции). Он состоял из двух палат - Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Законодательная Палата состояла из 30 депутатов, избираемых по одномандатным округам сроком на 4 года и работающих на профессиональной и постоянной основе. В Палату Представителей входило по два представителя от каждого района (района в городе) и города республики, не имеющего районного деления. Члены Палаты Представителей осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.
Основной функцией Законодательной Палаты являлась законодательная деятельность. Она принимала законы, за исключением Конституции (внесение в нее изменений и дополнений) и утверждения бюджета Республики Башкортостан, которые являются предметом совместного ведения двух Палат.
Принятые Законодательной Палатой законы Республики Башкортостан, постановления по предметам ведения Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан, за исключением вопросов, подлежащих рассмотрению на совместных заседаниях Палат, в течение 5 дней передавались на рассмотрение Палаты Представителей, которая не более чем в 30-дневный срок их одобряла или отклоняла.
В случае отклонения закона или постановления, принятого Законодательной Палатой, Палатой Представителей приводилось обоснование принятого решения. При отклонении указанных нормативных правовых актов ввиду неприемлемости их отдельных положений Палата Представителей предлагала единую редакцию отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов статей отклоняемого акта и вносила предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий.
Не рассмотренные в течение 30 дней Палатой Представителей нормативные правовые акты, принятые Законодательной Палатой, считались одобренными.
К совместному ведению двух палат относились: определение совместно с Президентом Республики Башкортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан; решение вопросов о доверии Президенту Республики Башкортостан, об отставке Президента Республики Башкортостан и о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан; принятие решения о проведении республиканского народного голосования (референдума); назначение сроков формирования Палаты Представителей и выборов депутатов Законодательной Палаты, назначение выборов Президента Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, назначение членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан; утверждение указа Президента Республики Башкортостан о чрезвычайном положении, вводимом при наличии обстоятельств и в порядке, установленных законом.
На совместных заседаниях Законодательной Палаты и Палаты Представителей решались также вопросы избрания и дачи согласия на назначение Президентом Республики Башкортостан, назначения или согласования назначения таких должностных лиц, как Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Премьер-министр Республики Башкортостан, Председатель Государственного контрольного комитета Республики Башкортостан, Уполномоченный по правам человека Республики Башкортостан, руководитель и члены Конституционного Суда, Верховного Суда и Арбитражного суда Республики Башкортостан, Прокурор Республики Башкортостан. При принятии решения на совместных заседаниях Палат соблюдался принцип их равенства. Голосование в таких случаях производилось отдельно по Палатам и решения принимались большинством голосов от общего числа членов Палаты Представителей и депутатов Законодательной Палаты. В отношениях Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан с Президентом Республики Башкортостан проведена линия на обеспечение самостоятельности и независимости данного института власти. Например, Президент Республики Башкортостан ни при каких обстоятельствах не обладал правом па роспуск Парламента Республики Башкортостан. Однако он владел мощными рычагами воздействия на деятельность Государственного Собрании - Курултая Республики Башкортостан. Так, назначенные Президентом Республики Башкортостан главы администраций районов и городов с 1995 года в обязательном порядке избирались депутатами Палаты Представителей, получая таким образом легитимизацию власти от населения данного района и города. Глава администрации, проигравший выборы в Парламент республики, как правило, освобождался от должности. Опираясь на глав администраций. Президент Башкортостана имел возможность проводить свою политику через Парламент республики. Хотя такое положение не согласовывалось с принципом разделения властей, тем не менее практика деятельности Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан показала свою дееспособность. В период демонтажа административно-командной системы такое положение в определенной степени гарантировало постепенный переход к новой формации. Принимаемые Законодательной Палатой законопроекты только после апробации на целесообразность и на жизнеспособность у глав администраций подписывались Президентом республики. За время существования двухпалатного Государственного Собрания не было ни одного случая отклонения того или иного законопроекта Палатой Представителей по корпоративным интересам глав администраций.
Таким образом, обозревая начальный период функционирования высшего законодательного и представительного органа, анализируя первый опыт парламентской деятельности, есть все основания полагать, что Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан прочно вошло в политическую жизнь и законодательное пространство не только Башкортостана, но и России в целом.
После внесения изменений в Конституцию Республики Башкортостан 3 декабря 2002 года Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан перешло на однопалатный режим работы в составе 120 депутатов. Из них 25 депутатов работают на постоянной основе. Существенно расширены полномочия Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. Так, Государственное Собрание образовывает Контрольно-счетную палату Республики Башкортостан (редакция Конституции Республики Башкортостан от 3 декабря 2002 года) и принимает решение о наделении кандидатуры, представленной Президентом Российской Федерации, полномочиями Президента Республики Башкортостан (редакция Конституции Республики Башкортостан от 15 июня 2006 года).
Отсутствие второй палаты упрощает принятие законов, придает законодательному процессу большую оперативность и динамику. Но одновременно накладывает большую ответственность на депутатов.
Переход к однопалатному законодательному органу объективно обусловлен достигнутым уровнем развития государственности, стабилизацией экономической и политической ситуации в республике в целом. Решая проблему выбора оптимальной модели республиканского парламента, исходили из существующих политических реалий, исторических традиций.
Законодательный орган (в современное период)
Переход к однопалатному законодательному органу объективно обусловлен достигнутым уровнем развития государственности, стабилизацией экономической и политической ситуации в республике в целом. Решая проблему выбора оптимальной модели республиканского парламента, исходили из существующих политических реалий, исторических традиций.
Для обеспечения деятельности Госсобрания РБ создан подотчетный парламенту Президиум Государственного Собрания. В него входят Председатель Госсобрания, заместитель Председателя, председатели постоянных Комитетов Госсобрания.
Согласно Конституции РБ (в ред. Законов РБ от 15.06.2006 N 322-з) Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан.
Государственное Собрание Республики Башкортостан является постоянно действующим органом законодательной власти Республики Башкортостан.
Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из 120 депутатов.
Порядок выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан определяется законом Республики Башкортостан и федеральным законом.
Государственное Собрание Республики Башкортостан избирается сроком на пять лет.
Государственное Собрание Республики Башкортостан созывается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Республики Башкортостан может созвать заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан ранее этого срока смена учредителя .
На состоявшемся в Уфе 34-м заседании Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан 2006 года был рассмотрен законопроект, вносящий изменения и дополнения в Основной закон республики. О сути проекта Закона РБ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан":
- Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию связана с реализацией инициатив по укреплению исполнительной власти в стране, изменением общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
- Установление нового порядка замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, определение дополнительных оснований и мер конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Федерации потребовали пересмотра отдельных положений Конституции РБ, регламентирующих порядок формирования, организацию деятельности и полномочия органов государственной власти Башкортостана.
Стоит отметить , что к ведению Государственного Собрания отнесено образование Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, состав, порядок деятельности и полномочия которой определяются законом Республики Башкортостан, принятие Конституции республики, внесение в нее изменений, определение совместно с президентом внутренней и внешней политики, решение вопросов, связанных с изменением границ, и определение административно-территориального устройства, а также утверждение государственного бюджета, толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их исполнением; установление порядка проведения выборов и назначение даты выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан; принятие решения о наделении кандидатуры, представленной Президентом Российской Федерации, полномочиями Президента Республики Башкортостан.
Государственное Собрание Республики Башкортостан прочно вошло в политическую жизнь и законодательное пространство не только Бшкортостана, но и России в целом. Как институт власти и как парламент субъекта Российской Федерации Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан ныне находится на стадии дальнейшего развития.
Парламент Башкортостана существует в рамках президентской республики. Он выработал довольно целостную систему взаимоотношений с Президентом, с исполнительной и судебной властью.
Основная часть законотворческой работы депутатов Госсобрания проходит в постоянных Комитетах республиканского парламента. Их всего семь. Это Комитет по законодательству, государственному строительству и судебно-правовым вопросам; Комитет по вопросам местного самоуправления, делам национальностей, общественных и религиозных объединений, информационной политике; Комитет по бюджету, налогам, финансам и вопросам собственности; Комитет по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике и предпринимательству; Комитет по аграрным вопросам, природным ресурсам, природопользованию и экологии; Комитет по образованию, науке, культуре, спорту, туризму и делам молодежи; Комитет по труду, социальным вопросам, семье, материнству, детству и охране здоровья.
Парламентарии республики не только развивают и дополняют правовую базу страны, но и зачастую подают пример смелого и грамотного законотворчества. А некоторые республиканские акты становятся образцами модельного законодательства, о чем свидетельствует перечень законов Республики Башкортостан, пока еще не имеющих аналогов в Федеральном законодательстве: «О борьбе с коррупцией», «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан», «О питьевой воде»; «О растительном мире», «Об экологическом мониторинге»; «О домашних животных», «О минимальных социальных нормативах», «О защите чести и достоинства Президента Республики Башкортостан» Пляжный Отдых и туры в турцию, тура, вопросы. . сайдинг миттен канада со складов. .
Республика является лидером в области разработки и принятия законов по социальной защите населения. В Башкортостане одними из первых в Российской Федерации приняты законы о ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил, о социальной защите инвалидов, о дополнительной гарантии по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, о социальном обслуживании населения и др. Закон «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» принят раньше Федерального закона «О ветеранах». Данный закон предусматривает меры социальной защиты ветеранов, которые шире учитывают их интересы и потребности, нежели Федеральный закон.
Кроме того, в РБ функционируют следующие законы, которые отсутствуют на федеральном уровне: «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О защите населения от туберкулеза», «Об организации опеки и попечительства в Республике Башкортостан».
На сохранение и развитие культуры народов, населяющих республику, направлен Закон РБ «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», интересы работников творческих профессий отразил Закон РБ «О творческих работниках и творческих союзах в Республике Башкортостан». Приняты Кодекс Республики Башкортостан «Об охране здоровья граждан».
Таким образом, речь идет о создании самостоятельной системы республиканского законодательства, которая соответствующим образом соотносится с системой законодательства федеральной.
Депутатами активно используется право законодательной инициативы по внесению изменений в федеральные законы. Это является перспективным средством защиты прав республики на федеральном уровне, позволяет рационально решать вопросы согласования республиканского и федерального законодательства, заполнять правовые пробелы по вопросам совместного ведения.
Одним из наиболее эффективных средств контроля за реализацией принимаемых законов стало проведение парламентских слушаний, имеющих большой общественный резонанс. По результатам парламентских слушаний готовятся рекомендации, которые используются в законодательной работе.
Башкортостан стал первым субъектом Российской Федерации, где принят закон об Уполномоченном по правам человека, на основе которого с 1996 года в республике осуществляется Всемирная хартия по правам человека и гражданина.
Депутаты Государственного Собрания ведут плодотворную парламентскую деятельность и за пределами республики. В частности, депутаты представляли законопроекты и принимали участие в парламентских слушаниях и заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации по вопросам экологической безопасности, местного самоуправления, административно-территориального устройства Российской Федерации, промышленной политики и другой проблематики, представляли интересы Государственного Собрания в Конституционном Суде и Верховном Суде Российской Федерации. Депутаты Государственного Собрания являлись участниками ряда всероссийских и межрегиональных совещаний и семинаров.
Стали регулярными совещания руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. Подобные рабочие встречи с участием депутатов Государственного Собрания состоялись в Уфе, Нижнем Новгороде, Перми, Пензе, Йошкар-Оле, Ижевске, Казани и других городах. Они позволяют обобщить опыт законотворческой деятельности, выработать стратегию и направления ее совершенствования.
В результате накопления опыта деятельности Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан сложились парламентские традиции, которые наряду с правовыми нормами определяют порядок его деятельности, взаимоотношения с другими органами государственной власти, а также взаимодействия депутатов с парламентскими структурами, государственными служащими, обеспечивающими деятельность Государственного Собрания в его Секретариате, в аппарате иных органов государственной власти, политическими партиями, общественными движениями и иными социальными структурами. Сегодня Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан является неотъемлемым элементом и важнейшей составляющей политико-властной системы Республики Башкортостан, определяющей качественный уровень развития парламентаризма, формирования и осуществления подлинно парламентских традиций в Республике Башкортостан.
Во многом благодаря действующему в Башкортостане парламента – сначала Верховного Совета, а затем – Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан удалось избежать открытого столкновения интересов различных социальных групп, способных привести к дестабилизации общественной ситуации, а также сохранить стабильность и реорганизовать систему государственного управления, где парламент играет одну из ведущих ролей в процессе подготовки и принятия важнейших политико-правовых решений, реализации общественно значимых целей и приоритетов. Парламент Башкортостана как важнейший политико-правовой институт политико-властной системы внес и продолжает вносить неоценимый вклад в развитие демократии в Башкортостане, становление подлинных парламентских традиций, а также развитие федеративных отношений в Российской Федерации.
Современный этап развития Башкортостана характеризуется постепенным укреплением парламентаризма как системы демократического управления обществом и играет большую роль в формировании гражданского общества, развитии многопартийности, определении целей и ориентиров дальнейшего развития всего общества.
- Декларация о государственном суверенитете Башкортостана.
- Правовое положение Республики Башкортостан в составе Российской Федерации.
- Общественное и государственное устройство Башкортостана по конституции 1993 года.
- Законодательная власть в Республике Башкортостан и система Законодательства Республики Башкортостан.
- Институт президентства в Республике Башкортостан.
- Исполнительная власть Республики Башкортостан.
- Судебная реформа и судебная система.