logo
Конституционное право Бащкирии

Конституционные проблемы правовой охраны природы

Э.Ф.Шаретдинов,

член Комитета Законодательной палатыГосударственного СобранияРеспубликиБашкортостан

Экологические права человека являются новым словом в конститу­ционализме. Осознание их конституционной значимости стало приходить только в конце 70-х годов, в эпоху тяжелых экологических кризисов и ка­тастроф.

Изучение этой проблемы показывает, что в последние годы эколо­гические права, право на благоприятную окружающую среду стали не­пременным атрибутом едва ли не всех новейших Конституций. Эти права включают, как правило, право на здоровую окружающую среду и на воз­мещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями (ста­тья 42 Конституции Российской Федерации, статья 49 Конституции Рес­публики Башкортостан).

К современным проблемам законотворческой деятельности в рес­публике следует отнести создание собственного законодательства об ох-.| ране окружающей среды как составной части самостоятельной системьи республиканского законодательства. В настоящее время законодательство! об охране окружающей среды Республики Башкортостан включает в себя 1 десятки законов и иных нормативных правовых актов. И все-таки гово­рить о наличии сложившейся и устоявшейся системы законодательства, обеспечивающей право граждан на благоприятную окружающую среду, ещё рано.

Республиканское природоохранное законодательство основывается, естественно, наположениях Конституции Республики Башкортостан, ко­тораяутверждает, что «граждане Республики Башкортостан имеют правона благоприятнуюокружающую среду, достоверную информацию о ее состояниии на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или иму­ществу экологическим правонарушением». Следуя давним «традициям»,обязанностьгосударства обеспечить это право законодатель в Конститу­ции Республики Башкортостан не предусмотрел. Кстати сказать, соответ­ствующее упоминание об этомне предусмотрено и в Конституции Рос­сийскойФедерации. Несвязан ли с этим тот факт, чтопринимаемые в нашей стране экологические программы были изначально неэффективны. В числе прочихпричин стоит выделить такой момент, когдапроводимая

экологическаяполитика не быланаправлена на формирование у человека особого типа мышления, который можно былобы назвать «экологиче­ским», не способствовала развитию у индивида экологической этики.

Долгое'время главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экономическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социаль­ной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не ис­сякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ре­сурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйст­венная и природоохранительная деятельности предприятий были разде­лены. Причем последняя, как правило, носила компенсационный харак­тер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточ­ный принцип инвестирования, В результате всего этого атропогенное воз­действие на окружающую среду достигло уровня, превышающую само­восстановительные силы природы.

Сегоднястановится болеечем ясно,что необходимо пересмотреть отношение человека к природе.Еще в прошлом векепроблема обеспече­ния сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматри­валась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс от­мечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над при­родой. За каждуютакую победу она наммстит, каждая победаимеет не­предвиденные последствия. Фактына каждом шагу напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ейи находимся внутри ее, а наше отличие от других существ - в способности познавать ее законы и правильно их применять.

В дискуссиях о возможном выборе стратегии в области охраны ок­ружающей среды на данный момент отчетливо выявились три различных подхода. Первый исходит из того, что жесткие меры экологического кон­троля необходимо проводить немедленно, не взирая на затраты и возмож­ные экономические последствия.

Согласно второмуподходу ситуация в сфере охраны окружающей среды не оценивается как критическая, «поэтому жесткие меры не только не нужны, нои вредны, так как будут сдерживать экономический роста. Этот подход обычно критикуется за то,что краткосрочные экономические выгоды заслоняют собой перспективу получить внаследство многиеэко­номические выгоды.

Третийподход направлен на активизацию мер поохране окружаю­щей среды, но не путем ограничений или запретов, а на основевведения в рыночный механизм системы объективной оценки экологических по­следствий производства ипотребления. Надоотметить, что в настоящее время стимулы загрязняющей деятельности сильнее стимулов «не загряз­нять» как у производителей, так и у потребителей. Поэтому более широ­кое использование налогов(на органическое топливо, определенные виды загрязнений продуктов) и других экономических мер позволит сориенти­ровать рыночный механизм на цели охраны окружающей среды. Взаимо­связь экономических и экологических проблем диктует необходимостьиспользованиякак преимуществ рыночного механизма, так и мер госу­дарственного регулирования для обеспечения экологически сбалансиро­ванного развитияэкономики.

Конституция Республики Башкортостан в числе приоритетных на­правлений развития системы республиканского законодательства опреде­лила законодательство, обеспечивающее развитие экономических (иму­щественных) отношений и иных, связанных с ними отношений, а также законодательство, обеспечивающее рациональное использование и на­дежную охрану природной среды.

Таким образом в Основном Законе Республики Башкортостан отра­жена растущая потребность интегрировать экологические цели в меха­низм хозяйствования.

Дальнейшего развитияв законодательстве требуют новыеконсти­туционные нормы, обеспечивающие на деле права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, имущест­ву и требоватьпрекращения экологически вредной деятельности, В этих условиях обязанность государства пообеспечению этих прав граждан должна стать важнейшей, а ряд норм Конституции Республики Башкорто­стан - прямогодействия.