logo
Основы предприн

8.2. Состав бизнес-плана и принципы его разработки

Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать некоего "стандартного" плана, приемлемого во всех случаях. Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: он всегда должен быть кратким, но содержательным.

Правда, иногда, чтобы адекватно раскрыть суть проблемы, его делают достаточно пространным, но в то же время, чтобы у читающего не ослабевал интерес, не следует его чрезмерно перегружать. Большинство проектов должны быть ограничены 10-20 страницами.

Кроме того, работа над бизнес-планом помогает и самой организации лучше обдумать и взвесить ее возможности.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от объемов производства и характера сооружаемых объектов.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив развития организации. Каждое предприятие, разрабатывая собственный бизнес-план, может включать в него те разделы, которые посчитает нужными. Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:

  1. «Возможности организации (резюме)».

  2. «Виды товаров (работ и услуг)».

  3. «Рынки сбыта».

  4. «Конкуренция на рынках сбыта».

  5. «План маркетинга».

  6. «План производства».

  7. «Организационный план».

  8. «Правовое обеспечение деятельности организации».

  9. «Оценка рисков и страхование».

  10. «Финансовый план».

  11. «Стратегия финансирования».