logo
Конституционное право Бащкирии

Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан

И.И.Исхаков,

специалист Секретариата Конституционного суда Республики Башкортостан

Конституция Республики Башкортостан закрепляет, что «государст­венная власть в Республике Башкортостан осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Это важнейшее конституционное положение появилось в результате тех огромных изменений в общественно-политическом и социально-культурном развитии республики, которые в конечном счете сформирова­ли новый государственно-правовой статус Башкортостана.

Для функционирования Республики Башкортостан как суверенного демократического правовогогосударства безусловно необходимо, чтобынаряду с политическими иэкономическими преобразованиями шел про­цесс оформления не только самостоятельной законодательной власти, но и самостоятельной судебной власти.

Это нашло свое отражение уже в Декларации о государственном су­веренитете Республики Башкортостан от 11 октября 1990 года, закреп­ляющей осуществление государственной власти в республике по принци­пу разделения властей. 'Г

Подтверждение этой позициифедеральным центром мыимеем в подписанном 31 марта 1992 года Федеративном Договоре и Приложении к нему отРеспублики Башкортостан. Именно в этом Приложении сказано, что «в Республике Башкортостан создаются самостоятельная законода­тельная и судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат, которые обеспечивают правовое регулирование всехвопросов, крометех, которые добровольно переданы соответствующим органамгосударственной властиРоссийской Федерации».

Принципиально важным документом для становления самостоятель­ной судебной системы Республики Башкортостан явилась утвержденная Верховным Советом РСФСР в 1991 году Концепция судебной реформы в Российской Федерации. Так, в Концепции судебной реформы было сказа­но, что республики имеют свое законодательство о судоустройстве, свою судебную систему,

Опираясь на российскую Концепцию судебной реформы, в респуб­лике начался процесс формирования собственной судебной системы.

В Постановлении Верховного Совета Республики Башкортостан от

29 февраля 1992 года «О судебной реформе в Республике Башкортостан» было определено, что проведение судебной реформы в Республике Баш­кортостан является «необходимым условием функционирования Респуб­лики Башкортостан как суверенного демократического правового государ­ства и одним из важнейших направлений законопроектной деятельности», а в качестве важнейшего направления судебной реформы рассматривалось создание самостоятельной судебной системы республики.

Для реализации данного документа Верховный СоветРеспублики Башкортостан 27 октября 1992года принял Постановление «О Концепции судебной реформы в РеспубликеБашкортостан». Согласно Концепции су­дебной реформы важнейшей задачей определялось утверждение судебной власти в государственном механизме каксамостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и ис­полнительной.

Принятие и подписание вышеуказанных документов позволило от­крыть дорогу коренному преобразованию судоустройства и создать пред­посылки для формирования в республике самостоятельной судебной сис­темы.

Данные нормы нашли свое подтверждение и в действовавшей тогда Конституции Республики Башкортостан путем внесения в нее соответст­вующих изменений. Так, в Конституции было закреплено, «что республи­ка имеет собственную судебную систему». Во исполнение этого конститу­ционного требования в республике был принят целый ряд законов в облас­ти судоустройства, таких, как «О судоустройстве в Республике Башкорто­стан», «О статусе судей в Республике Башкортостан», «О Конституцион­ном суде Республики Башкортостан», «О Верховном суде Республики Башкортостан», «О Высшем арбитражном суде Республики Башкорто­стан», а также ряд подзаконных нормативных правовых актов.

Таким образом, к принятию новой Конституции Республики Баш­кортостан в республике был заложен фундамент для формирования собст­венной системы законодательства, что позволило регулировать различные аспекты, в том числе судоустройства республики.

Положения Конституции Республики Башкортостан 1993года, оп­ределяющие Башкортостан как суверенное демократическое правовое го­сударство (статья I), являющееся самостоятельным субъектом обновлен­ной Российской Федерации и входящее в ее состав надобровольной и равноправной основе,дали новый толчокпроцессу создания законода­тельства, регулирующего вопросы функционирования судебной системы республики,

Глава ХП Конституции Республики Башкортостан 1993 года дает четкое толкование понятию судебная система Республики Башкортостан.

Согласно статье132 Конституции «судебную систему вРеспубликеБашкортостан представляют суды, образованные на основенастоящей Конституции».

Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Консти­туционный суд Республики Башкортостан, Верховный суд Республики Башкортостан, Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, ме­стные суды.

Договор РоссийскойФедерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «Оразграничении предметов ведения и взаимномделе­гировании полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти Республики Башкор­тостан» позволил проводить в этомнаправлении дальнейшую работу. Так, были приняты Законы «Осудебной системе Республики Башкортостан», «О статусе судей Республики Башкортостан» (новая редакция), «О Судей-ном департаментеРеспублики Башкортостан», «О мировых судьях», чтопозволяетконстатировать: в республике существует достаточно разрабо­танное законодательство,регулирующее вопросысудебной системы рес­публики и опирающееся как на республиканские, так ина федеральные нормативные правовые документы.

.. Принятие Федерального конституционного закона «О судебной сис­теме Российской Федерации», который не учитывает федеративный харак­тер Российского государства, фактически лишил субъекты Российской Федерации и в первую очередь республики в составе Российской Федера­ции, возможности формировать органы судебной ветви государственной власти, что идет вразрез нетолько с нормами республиканской Конститу­ции, но и с положениями Конституции Российской Федерации и Концеп­ции о судебной реформе s РоссийскойФедерации.

, Конституция Российской Федерациив отношении республик доста­точно последовательно ориентирует федерального законодателя на фор­мирование «федеративной» судебной системы. Это и статья 5 Конститу­ции, подчеркивающая государственную природу республик, и статья 10, провозглашающая в качестве одной из основ конституционного строяРос­сийской Федерации принцип разделения властей.

Выход из создавшейся ситуации видится в изменении существую­щей централизованной судебной системы России в сторону большей фе­дерализации, позволяющей, с одной стороны, обеспечить проведение су­дебной реформы в Российской Федерации, с другой, - на деле показать стремление России к реальному федерализму.