Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
И.И.Исхаков,
специалист Секретариата Конституционного суда Республики Башкортостан
Конституция Республики Башкортостан закрепляет, что «государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
Это важнейшее конституционное положение появилось в результате тех огромных изменений в общественно-политическом и социально-культурном развитии республики, которые в конечном счете сформировали новый государственно-правовой статус Башкортостана.
Для функционирования Республики Башкортостан как суверенного демократического правовогогосударства безусловно необходимо, чтобынаряду с политическими иэкономическими преобразованиями шел процесс оформления не только самостоятельной законодательной власти, но и самостоятельной судебной власти.
Это нашло свое отражение уже в Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан от 11 октября 1990 года, закрепляющей осуществление государственной власти в республике по принципу разделения властей. 'Г
Подтверждение этой позициифедеральным центром мыимеем в подписанном 31 марта 1992 года Федеративном Договоре и Приложении к нему отРеспублики Башкортостан. Именно в этом Приложении сказано, что «в Республике Башкортостан создаются самостоятельная законодательная и судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат, которые обеспечивают правовое регулирование всехвопросов, крометех, которые добровольно переданы соответствующим органамгосударственной властиРоссийской Федерации».
Принципиально важным документом для становления самостоятельной судебной системы Республики Башкортостан явилась утвержденная Верховным Советом РСФСР в 1991 году Концепция судебной реформы в Российской Федерации. Так, в Концепции судебной реформы было сказано, что республики имеют свое законодательство о судоустройстве, свою судебную систему,
Опираясь на российскую Концепцию судебной реформы, в республике начался процесс формирования собственной судебной системы.
В Постановлении Верховного Совета Республики Башкортостан от
29 февраля 1992 года «О судебной реформе в Республике Башкортостан» было определено, что проведение судебной реформы в Республике Башкортостан является «необходимым условием функционирования Республики Башкортостан как суверенного демократического правового государства и одним из важнейших направлений законопроектной деятельности», а в качестве важнейшего направления судебной реформы рассматривалось создание самостоятельной судебной системы республики.
Для реализации данного документа Верховный СоветРеспублики Башкортостан 27 октября 1992года принял Постановление «О Концепции судебной реформы в РеспубликеБашкортостан». Согласно Концепции судебной реформы важнейшей задачей определялось утверждение судебной власти в государственном механизме каксамостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Принятие и подписание вышеуказанных документов позволило открыть дорогу коренному преобразованию судоустройства и создать предпосылки для формирования в республике самостоятельной судебной системы.
Данные нормы нашли свое подтверждение и в действовавшей тогда Конституции Республики Башкортостан путем внесения в нее соответствующих изменений. Так, в Конституции было закреплено, «что республика имеет собственную судебную систему». Во исполнение этого конституционного требования в республике был принят целый ряд законов в области судоустройства, таких, как «О судоустройстве в Республике Башкортостан», «О статусе судей в Республике Башкортостан», «О Конституционном суде Республики Башкортостан», «О Верховном суде Республики Башкортостан», «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан», а также ряд подзаконных нормативных правовых актов.
Таким образом, к принятию новой Конституции Республики Башкортостан в республике был заложен фундамент для формирования собственной системы законодательства, что позволило регулировать различные аспекты, в том числе судоустройства республики.
Положения Конституции Республики Башкортостан 1993года, определяющие Башкортостан как суверенное демократическое правовое государство (статья I), являющееся самостоятельным субъектом обновленной Российской Федерации и входящее в ее состав надобровольной и равноправной основе,дали новый толчокпроцессу создания законодательства, регулирующего вопросы функционирования судебной системы республики,
Глава ХП Конституции Республики Башкортостан 1993 года дает четкое толкование понятию судебная система Республики Башкортостан.
Согласно статье132 Конституции «судебную систему вРеспубликеБашкортостан представляют суды, образованные на основенастоящей Конституции».
Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Конституционный суд Республики Башкортостан, Верховный суд Республики Башкортостан, Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, местные суды.
Договор РоссийскойФедерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «Оразграничении предметов ведения и взаимномделегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» позволил проводить в этомнаправлении дальнейшую работу. Так, были приняты Законы «Осудебной системе Республики Башкортостан», «О статусе судей Республики Башкортостан» (новая редакция), «О Судей-ном департаментеРеспублики Башкортостан», «О мировых судьях», чтопозволяетконстатировать: в республике существует достаточно разработанное законодательство,регулирующее вопросысудебной системы республики и опирающееся как на республиканские, так ина федеральные нормативные правовые документы.
.. Принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который не учитывает федеративный характер Российского государства, фактически лишил субъекты Российской Федерации и в первую очередь республики в составе Российской Федерации, возможности формировать органы судебной ветви государственной власти, что идет вразрез нетолько с нормами республиканской Конституции, но и с положениями Конституции Российской Федерации и Концепции о судебной реформе s РоссийскойФедерации.
, Конституция Российской Федерациив отношении республик достаточно последовательно ориентирует федерального законодателя на формирование «федеративной» судебной системы. Это и статья 5 Конституции, подчеркивающая государственную природу республик, и статья 10, провозглашающая в качестве одной из основ конституционного строяРоссийской Федерации принцип разделения властей.
Выход из создавшейся ситуации видится в изменении существующей централизованной судебной системы России в сторону большей федерализации, позволяющей, с одной стороны, обеспечить проведение судебной реформы в Российской Федерации, с другой, - на деле показать стремление России к реальному федерализму.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система