О конституционных основах права частной собственности на землю
Г.Г.Файзуллин,
доцент юридического факультета БашГУ
Российская Федерацияотносится к той группе стран, где идет процесс становления рыночной экономики. На конституционном уровне признана многоукпадность экономики.
Если административно- командная системауправления экономикой для сохранения монополии одной формы собственности прибегает лишь к таким нормативным правовым актам, которые сквозят«запретами», то экономические методы управления предполагают такую правовую базу, в которой доминируют «дозволения».
; Главнымрегулятором становится рынок, который экономическими законами спросаи предложения определяет развитие общественно необходимого производства, цену товара, егокачество, потребительские свойства- Рынок гасит ненужное, нерентабельное, наконец, не конкурентоспособное производство. Оннемыслим безинститута частной собственности.
Частная собственность как созидательное начало экономики признана в законодательстве Российской Федерации и ее субъектах, в том числе и в Республике Башкортостан.
Во всех без исключения современных государствах для закрепления законодательно института собственности основополагающее значение имеет конституционное право,
Так, действующая Конституция РеспубликиБашкортостан особо подчеркивает,что в ней «признаются и обеспечиваются равной защитойвсеформы собственности» (статья 9). В соответствии со статьей 42 Конституции Республики Башкортостан признается и гарантируется право частной, коллективной, государственной, муниципальной, общественной и конфессиональнойсобственности,
В период становления рыночной экономики особое значениеприобретает введение института частной собственности на землю. Понятно, что общество, выходя изкомандно-административной системы управления, должно прийти к решению расстаться с привычным стереотипом неизменности принципа государственной монополии на земельную собственность. Без демонтажа государственной собственности на землю мы не
сможем создать соответствующиеправовые и экономические условия длявхожденияв сообщество наиболее развитых стран.
В то же время здесь хотелось бы акцентировать внимание на то, что сложившиеся земельные правоотношения в Республике Башкортостан не изменились и после принятия Конституции. Несмотря на то, что в статье 9 Основного Закона Республики Башкортостан подчеркивается равенство всех форм собственности, однако в следующей статье Конституции Республики из этого общего правила делается исключение. Здесь сказано, что земля, недра, природные богатства на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа и что вопросы владения, пользования и распоряжения землей регулируются законодательством Республики Башкортостан (статья 10).
Рыночное хозяйство в Российской Федерации объективно требует единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы предпринимательской деятельности вовлечения в гражданский оборот всех средств производства, в том числе и обрабатываемых земель. В этих условиях в целях действительного вхождения в рыночные отношения, создания оптимальных условий развития аграрного сектора в Республике Башкортостан необходимо отменить все юридические ограничения и запреты относительно частной собственности на землю. С одной стороны, нельзя утверждать, что мы идем к рыночной экономике (поскольку командно-административная система управления себя скомпроментировала), с другой, - законами запрещать частную собственность на землю. Запрещая частную собственность на землю, выйти на рыночные отношения в аграрном секторе невозможно,
Конечно, в законах Республики Башкортостан должны быть учтены особенностирегионального и национально-культурного характера. Вместе с тем должны быть учтены и принципиальные для всей Российской Федерации положения. К ним как раз и относится положение,гарантирующееправочастной собственности на землю.
В отдельных случаях законодательные органы власти Республики Башкортостан могут принимать постановления обособенности действиятогоили иногофедерального нормативного правовогоакта на территории Республики Башкортостан. Однако такие постановлениядолжны бытьнаучно аргументированы.
На сегодня различия между федеральным и республиканским законодательством о земле, о крестьянских (фермерских) хозяйствах существенны и постепенно должны быть устранены. Самым важным противоречием остается то, что в Республике Башкортостан возможность ведения рыночного крестьянского хозяйств основывается только на пожизненном
наследуемом владении либо пользовании. Приведенная нормативная установка оказалась весьма существенной и в определенной мере явилась фактором, сдерживающим широкое развитие крестьянского (фермерского) уклада в Республике.
Государство должно гарантироватьправа крестьян на любуюформу собственности. На практике немало случаев нарушения прав крестьян на собственность, нанедвижимое имущество. Чиновники различных уровней произвольно вносят «вердикт» по изъятию земельных паев крестьян, мотивируя, что ими своевременноне обрабатываются земельные участки. Местные органы власти наместах не оказываютсоответствующей финансовой и моральной поддержки крестьянам, крестьянских и фермерских хозяйств, хотяна этотсчет есть немало программ, решений какфедерального, так и республиканского уровней. Без судебных решений отбирать земельные участки у крестьян и лишать ихпоследней надежды выживатьв условиях экономического кризиса недопустимо (земля отбирается без компенсации, т.е. безвозмещения стоимости земли).
На наш взгляд, это прямо ведет к нарушению экономических прав крестьян, лишает их основного источника жизни (земли) вообще, в связи с чем во весь рост встает вопрос защиты конституционных прав крестьян на собственность.
В Республике Башкортостан, по нашему мнению, будут приняты законодательные меры, позволяющие крестьянам иметь обрабатываемые земли на основе права частной собственности. В этом направлении после введения в действие Конституции Республики Башкортостан уже приняты определенные меры. В частности, 7 декабря 1995 года принят Указ Президента Республики Башкортостан «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального, жилого, дачного и гаражного строительства», что фактически затрагивает интересы более 1,5 млн. граждан республики. Большинство правоведов на федеральном и региональном уровнях настоящий нормативный правовой акт Президента Республики Башкортостан оценивают весьма высоко, квалифицируя его как правовой прорыв в направлении сближения двух уровней законодательства в федеративном государстве. Этот факт позволяет сделать вывод, что логика создания единого правового и экономического пространства в государстве - это не формальность, а объективная необходимость.
Нет сомнений в том, что принятый указ, во-первых, является серьезным началом для внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Республики Башкортостан. Во-вторых, учет принципа примата международного законодательств в отношении наделения крестьянства землей
является юридическим основанием признания института частной собственности на землю и в Башкортостане. В статье 16 Конституции Республики Башкортостан (так же, как и в статье 15 Конституции Российской Федерации) записано, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры Республики Башкортостан являются составной частью ее правовой системы.
Такая запись в Конституции Республики Башкортостан обязывает положительно решить вопрос о предоставлении крестьянам прав на частную собственность на землю.
Неслучайно в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию «Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)» /1998 г./ подчеркивается: одна из ключевых задач экономической политики - реформирование агропромышленного комплекса, внедрение рыночных механизмов в земельные отношения.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система