logo
Документ Microsoft Word (4)

1. Состав субъектов Российской Федерации

Российская Федерация — это федеративное государство, созданное по воле ее

многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией

Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12

июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего

тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством,

обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной,

судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в

соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов

власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает

основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком,

гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России

и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с

другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти

вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной

власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит

конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве

договорно-конституционной модели федерации.

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном

порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые

составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих

конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности

каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает

возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в

одностороннем порядке. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода

из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом

волю при принятии Конституции.

Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации.

Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства или

территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых,

если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав

какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов

Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным

конституционным законом, который пока не принят. Если же при этом будет

затронут статус какого-то субъекта Федерации, то следует помнить, что его

изменение возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и

соответствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным

конституционным законом.[1]