logo
teoria_gpp_otvety

47. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судом дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Нормативными правовыми актами называются акты, принятые компетентными органами, устанавливающие правила поведения неопределенного круга лиц. Акты, не обладающие эти­ми признаками, имеют индивидуальное значение, их оспаривают при рассмотрении и разрешении исковых дел.

Нормативные правовые акты, опубликованные и зарегистри­рованные в установленном законом порядке, могут быть оспоре­ны с точки зрения их законности, в судебном порядке двумя способами.

Опосредованно при рассмотрении и разрешении исковых дел и непосредственно в порядке судопроизводства по делам, выте­кающим из публичных правоотношений, когда заинтересованные лица (группа лиц), объединения граждан, организация, проку­рор оспаривают в суде законность нормативного правового акта или его части безотносительно к конкретному субъекту права и к спору о зашите субъективных прав лиц и просят признать акт или его часть недействующими.

Оспаривание нормативных правовых актов федерального уров­ня, т.е. нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации может быть осуществлено исключительно в Конституционном Суде Российской Федерации и по запросам строго определенных лиц и органов.

Оспаривание законности нормативных правовых актов феде­рального уровня, принятых иными органами (министерствами, ведомствами, комитетами), подсудно Верховному Суду Россий­ской Федерации.

Оспаривание нормативных правовых актов, принятых в субъек­тах Федерации, осуществляется в краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автоном­ных округов и верховных судах республик.

Частным случаем реализации конституционного права на су­дебное обжалование решений органов государственной власти является обращение прокурора в суд на предмет признания про­тиворечащим закону нормативного правового акта или его части. С учетом публичного характера рассматриваемых судом дел при рассмотрении заявлений о незаконности нормативного пра­вового акта у суда имеются специфические функции.

По этим делам суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, т.е. совокупности юридических фактов, необходимых для применения нормы права. Функция суда сводится к исследова­нию свойств нормативного правового акта, полномочий органа, издавшего акт, выяснению соответствия закрепленных в норма­тивном правовом акте норм Конституции РФ, федеральным за­конам, т.е. суд проводит правовую оценку акта.

Суд не связан доводами заявителя и его правовой позицией и проявляет инициативу в исследовании законности акта или его части.

Подсудность дел определяется уровнем обжалуемого акта. За­явления Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, граждан, их объединений, организаций, оспарива­ющих нормативные правовые акты федерального значения, фе­деральных министерств и ведомств, подлежат рассмотрению в Верховном Суде Российской Федерации.

Заявления прокуроров субъектов Федерации, их заместителей, иных заинтересованных лиц, оспаривающих правовые акты ор­ганов государственной власти и должностных лиц субъектов Рос­сийской Федерации, рассматриваются и разрешаются соответ­ственно краевыми, областными и приравненными к ним судами, т.е. судами субъектов Федерации.

В районных судах могут оспариваться нормативные правовые акты органов местного самоуправления и местной администрации.

Подача заявления. Гражданин, объединения граждан, организа­ции, считающие, что принятым и опубликованным в установлен­ном порядке нормативным правовым актом органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конститу­цией Российской Федерации, федеральными законами и други­ми правовыми актами, а также прокурор в пределах своей ком­петенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С аналогичным заявлением вправе обратиться в суд Прези­дент Российской Федерации. Правительство Российской Фе­дерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования (ст. 251 ГПК РФ).

О времени и месте судебного заседания извещаются заявитель, прокурор, руководитель орга­на, принявшего нормативный правовой акт, либо должностное лицо, их представители. В зависимости от обстоятельств дела неявка без уважительных причин надлежащим образом извещен­ных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению дела по существу. Заявление рассматривается в течение месяца со дня его подачи.

Если при рассмотрении заявления о признании нормативного правового акта противоречащим закону будет установлено, что имеется спор о частном праве, подведомственный суду, заявле­ние оставляется без рассмотрения.

Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекра­щения производства по делу. Признание требования органом, принявшим оспариваемый акт, для суда необязательно (ч. 3 ст. 252 ГПК РФ).

Нормативный правовой акт может быть признан судом про­тиворечащим закону и недействующим, если он издан органом или должностным лицом с превышением компетенции или с другими нарушениями действующего законодательства.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нор­мативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного ука­занного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по общим правилам (ст. 209 ГПК РФ). Вступившее в законную силу реше­ние влечет утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основан­ных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящем его содержание.

Такое решение суда или сообщение о решении после вступле­ния его в законную силу публикуется в печатном издании, в ко­тором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Любое решение суда о признании незаконным полностью или в части нормальтивного акта может быть обжаловано в кассационном порядке.