Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
И.А.Биккинин,
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии УЮИМВДРФ
Демократическое обновлениеорганизации государственной власти в России, начатое с 1990 года, привело к необходимости однозначного
решения вопроса о ее государственном устройстве. Такой выбор был сделан - федерализм. Он стал основой конституционного строя России. Акты первого Съезда народных депутатов Российской Федерации и прежде всего Декларация о государственном суверенитете России, предусмотревшие подписание Федеративного договора, договора о создании новой, реальной Федерации, повлекли за собой принятие автономными республиками своих Деклараций о государственном суверенитете.
Вслед за Татарстаном 11 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан. С этого времени началось оформление подлинной государственности нашей Республики. Важнейшими шагами на этом пути стали подписание в 1992 году Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации с Приложением к нему от Республики Башкортостан, принятие в 1993 году Конституции Республики Башкортостан и подписание 3 августа 1994 года Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан».
Естественно, что значительнаясамостоятельность республики не вовсемустраивает федеральный центр, Существенным катализатором идей обратной направленности стал экономический кризис,поразивший страну. Так, первыйзаместитель главы администрации Президента О.Н.Сысуев обратился к субъектам Федерации с просьбой до конца декабря сформулировать свои предложения по совершенствованию властной вертикали.
Что требуется от этой вертикали на взгляд из Центра? Она должна беспрепятственно пропускать сверху донизу все властные импульсы, которые не должны вязнуть на каком-нибудь из этажей, как сейчас, когда все ее элементы являются всенародно избираемыми и могут позволить себе
игнорироватьмнение друг друга. Одним из пороковдействующей Конституции России некоторыеаналитики считают преждевременное, на их взгляд,разрешение регионамизбирать глав своих администраций. С этим согласны и некоторыегубернаторы - Д.Ф.Аяцков (Саратовская область) и М.М.Прусак (Новгородская область).У М.Прусака есть свойплан реорганизации государственногоустройства, предусматривающий возврат к схеме, по которой губернаторовназначает Президент России, нопри условии,что и самглава государства будет избираться не всенародно,а коллегиейвыборщиков. Иневажно, чтопри этом нарушается принцип федерализма.
На заседании Совета Федерации Е.М.Примаков предложил предоставить право избирать губернаторов местным законодательным собраниям по представлении Президента России. Президент Б.Н.Ельцин призывает не торопиться с пересмотром Конституции. Спикер Совета Федерации Е.С.Строев предлагает начать с вопроса разграничения полномочий местных и федеральных властей.
Нам представляется, что проблемы уровней организации исполнительной власти в принципиальном плане разрешены. Неверно отождествлять должность Президента республики с положением главы исполнительной власти иного субъекта Федерации. Очевидно, что на сегодняшний день полномочия исполнительной власти - это лишь одна .из составляющих статуса Президента республики.
Полагаем, что самым актуальной в нашей стране проблемой для наполнения федерализма реальным содержанием является вопрос организации правоохранительной системы. Как отмечается в литературе, судебная реформа, которой изначально отводилось центральное место в процессе трансформации России а правовое государство, так и не сдвинулась с мертвой точки. Государства в составе Российской Федерации нуждаются в должном оформлении третьей ветви власти и заявляют об этом настойчиво. Так, об этом свидетельствует и факт планирования в феврале 1999 года в Ингушетии, одновременно с выборами в местный парламент, референдума о разграничении полномочий в правоохранительной и судебной системах. Характерно, что Ингушетия вторично поднимает данный вопрос. После того, как первоначально референдум был назначен на 1 марта 1998 года, Москва пошла на создание согласительной комиссии с участием администрации Президента России, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и генеральной прокуратуры, однако положительного результата не достигла. Президент Ингушетии Р.С.Аушев полагает, что решение этих вопросов с учетом национальных особенностей республики имеет принципиальное значение. Сторонники централизма на это заявляют, что субъект Федерации не вправе требовать адаптации законов под
собственные национальные традиции, и опасается, что ингушский референдум может создать опасный прецедент.
Междутем затрагиваемые вопросы в законодательстве Республики Башкортостан разрешены. В республике, как и в некоторыхдругих субъектах Федерации, активно создается свое законодательство, чтодает возможность говорить о правовойсистеме Республики Башкортостан. В повестке дня вопрос оматериальном и процессуальном обеспечении деятельности судебной власти Башкортостана, вчастности мировых судей, которые Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О судебной системе РоссийскойФедерации» относятся кместным судам. Напомним, что статья127 Конституции Республики Башкортостан приоритетными направлениями развития системы законодательства Республики Башкортостан называет уголовное, процессуальное, правоисполни-тельное законодательства. Наполнение государственного суверенитета Башкортостана реальными полномочиями в области организации и деятельности судебной власти - актуальноенаправление деятельности высшего органа законодательной власти - Государственного СобранияРеспублики Башкортостан.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система