«Эмиль», или Педагогический путеводитель
Воспитывать подрастающее поколение в соответствии с требованиями нового общественного договора — не простое дело, оно требует много сил и мужества. Не оставлять человека на произвол инстинктов, а научить подчинить их себе, голосу разума. В «Юлии, или Новой Элоизе», обобщены философские и педагогические идеи Руссо, непринужденно построенные в жанре эпистолярного романа.
Весьма показательна история любовных отношений между героями романа Юлией д'Этанж и юношей Сен-Пре. Их страсть, не признающая условностей цивилизации и общественных преград, воплощает собой «естественное». Шесть частей «Новой Элоизы» по своему сюжету и ведущей идее распадаются на две книги. Первые три части изображают «естественную» страсть, а последние три, напротив, прославляют нравственный долг и обязанности общественного человека: о заблуждениях молодости, когда Юлия и Сен-Пре отдались своему чувству, герои теперь вспоминают с мучительным стыдом.
Контраст между половинами романа в письмах — лишь частный случай основного противоречия руссоистской доктрины. Современников удивлял пафос «добродетели» последних частей после пафоса «чувства» первых частей, совмещение в одном образе Юлии любовницы и проповедницы; нравоучения в устах героини с таким прошлым многим казались ханжеством. Вначале героев обуревают безудержные чувства, но затем в дело вступают сословные предрассудки, дочерний долг и общественные условности; Юлия, продолжая любить Сен-Пре, вынуждена выйти замуж за некоего Вольмара. Этого требует общество. Но все же, несмотря на противоречия, в день своего бракосочетания Юлия размышляет о значении торжественного церковного обряда, о впечатлении, которое произвели на нее слова священника во время святой обедни: «Вдруг мне почудилось, будто во мне произошел внезапный переворот. Словно некая непостижимая сила неожиданно умиротворила мои смятенные чувства, вернула их в прежнее русло, подчинив закону долга и природы. Предвечный, раздумывала я, ныне читает всевидящим оком во глубине моего сердца, Он сравнивает сокровенные мои помыслы с тем, что произносят мои уста; небо и земля — свидетели священного обязательства, которое я беру на себя, да будут они и свидетелями моей нерушимой верности». Внезапное озарение
700 Развитие просветительского разума
помогло героине обрести контроль над своими чувствами и подвергнуть их критическому анализу. Итак, первые части романа изображают современного человека, каков он есть. На пути к его счастью непреодолимым барьером стоит уродливый социальный строй, показанный сперва в рамках дворянской семьи Юлии, а затем в картинах общественной жизни (письма Сен-Пре из Парижа). Письма героев дышат негодованием против порочной цивилизации, которой они противопоставляют естественные чувства своих пылких натур. Но дурное общество «портит» человеческую натуру. Естественные чувства, которым не дают ходу, выступают как чувства запретные. В «Новой Элоизе» героиня подчиняется не стихийным чувствам, а логике рациональной гармонии, которая должна управлять всеми людьми,
приводя к обновленному равновесию между каждым членом общества и всеми остальными.
Это не нарушение равновесия внутри индивида и не надлом, а возвращение к упорядоченности. В этом смысле Руссо был охарактеризован Кантом как «Ньютон нравственности».
Сюжетный ход «Эмиля» напоминает «Новую Элоизу», где влюбленный в Софию герой, поддавшись уговорам своего воспитателя, воплощающего нравственную силу его высшего «Я», вынужден отправиться в путешествие и расстаться с предметом своей любви, чтобы обуздать собственные страсти. «Не бывает ни счастья без смелости, ни добродетели без борьбы: слово «добродетель» происходит от слова «сила»; сила — это основа всякой добродетели. <...> Я вырастил тебя скорее добрым, чем добродетельным, — говорит воспитатель, — но тот, кто только добр, остается таковым лишь до тех пор пока получает от этого удовольствие, до тех пор, пока его доброту не сметет буря страстей. <...> До сих пор ты был свободным только с виду, ты пользовался ненадежной свободой раба, которому ничего не приказывали. Сейчас пришло время стать действительно свободным, однако умей быть хозяином самого себя, умей повелевать своим сердцем: только по такому договору можно приказать своему сердцу».
Ведущий принцип педагогического романа «Эмиль, или О воспитании» заключается в том, что свобода должна быть не капризной, а «хорошо упорядоченной». Излагая свои педагогические взгляды, Руссо стремился придать им занимательную беллетристическую форму (в этом смысле «Эмиль» — явление, родственное философскому роману XVIII столетия). Однако сам жанр педагогического романа,
Жан-Жак Руссо 701
цель которого — показать формирование личности, — требовал более всестороннего изображения человеческого характера, чем философская повесть. Главный герой у Руссо должен был продемонстрировать те заложенные в человеческой природе возможности, которые коверкаются в условиях современного общества. Поэтому Эмиль — средний человек (Руссо всячески подчеркивает его заурядность) и одновременно — некая идеальная норма. Эмиль — некий образец человека, которому сердечность, простота и здравый смысл заменяют ум и характер, что, по мнению автора, должно придавать Эмилю особое обаяние. Руссо казалось, что замысел его вполне удался, между тем добродетельный Эмиль — не более, чем схема. Ни попытка соединить религию с философией, ни идеализация средней счастливой середины между богатством и образованностью — с одной стороны, невежеством и нищетой — с другой — не увенчались успехом. Его педагогическая утопия
- Список иллюстраций
- Часть 1. ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
- Глава 1. МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Историографическое значение термина «гуманизм»
- Восточные и языческие «пророки» и «маги» как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей
- Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой
- Зороастризм эпохи Ренессанса
- Орфей Ренессанса
- Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
- Начала гуманизма
- Возрожденческий неоплатонизм
- Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
- Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции
- Франческо Патрици
- Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма
- Возрождение скептицизма
- Новая жизнь эллинистической философии
- Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- Глава 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
- Возрождение и религия
- Эразм Роттердамский и «философия Христа»
- Мартин Лютер
- Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- Контрреформация и католическая реформа
- Историографические концепции контрреформации и католической реформы
- Новое появление схоластики
- Возрождение и политика
- Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- Жан Боден и абсолютизм власти государства
- Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Часть 2. ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА
- Глава 4. ЧЕТЫРЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО, ДЖОРДАНО БРУНО И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
- Леонардо: природа, наука и искусство
- Механическое строение природы
- Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам
- Жизнь и творчество
- Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо
- Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и «героический энтузиазм»
- Жизнь и творчество
- Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции
- «Героические энтузиасты»
- Заключение
- Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы
- Жизнь и творчество
- Панпсихизм и магия
- «Город Солнца»
- Заключение
- Часть 3. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Глава 5. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Общая характеристика
- Оформление научного инструментария и его использования
- Научная революция и магико-герметическая традиция
- Присутствие и отторжение магико-герметической традиции
- Три итальянских «мага»: Фракасторо, Кардано, делла Порта
- Николай Коперник: формирование ученого
- Коперник и отношения между традицией и революцией
- Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника
- Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдений
- Тихо Браге отрицает существование материальных сфер
- Ни Птолемей, ни Коперник
- Солнце как причина движения планет
- Драма Галилея и основание современной науки
- Галилео Галилей: жизнь и творчество
- Галилей и вера в подзорную трубу
- Несоразмерность науки и веры
- Второй суд: осуждение и отречение
- Проблема метода: «чувственный опыт» и (или?) «необходимые доказательства»
- Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона
- Философское значение творчества Ньютона
- Жизнь и творчество
- «Правила философствования» и «онтология», которую они предполагают
- Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем
- Ньютон (тексты)
- Четыре правила экспериментального метода
- Бог и мировой порядок
- Науки о жизни
- Развитие анатомических исследований
- Франческо Реди против теории самозарождения
- Академии и научные общества
- Академия Линчеи и академия Чименто
- Часть 4. БЭКОН И ДЕКАРТ. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ В СРАВНЕНИИ С НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
- Глава 6. ФРЭНСИС БЭКОН, ФИЛОСОФ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ
- Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность
- Почему Бэкон критикует традиционную философию
- Почему Бэкон критикует традиционную логику
- Антиципации и интерпретации природы
- Социология познания, герменевтика и эпистемология
- Цель науки: открытие «форм»
- Индукция путем элиминации
- Бэкон против чистого техницизма
- Глава 7. ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
- Жизнь и творчество
- Cogito ergo sum
- Мир как машина
- Душа и тело
- Правила морали
- Декарт (тексты)
- Правила метода
- Правила нового метода
- Новая математическая модель знания
- Применение метода к философии
- Часть 5. ВЕЛИКИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ
- Глава 8. МЕТАФИЗИКА ОККАЗИОНАЛИЗМА И МАЛЬБРАНШ
- Предшественники окказионализма
- Мальбранш и развитие окказионализма
- Жизнь и сочинения Мальбранша
- Постижение истины и видение вещей в Боге
- Значение философии Мальбранша
- Глава 9. СПИНОЗА И МЕТАФИЗИКА МОНИЗМА И ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ИММАНТЕИЗМА
- Жизнь и сочинения Спинозы
- «Атрибуты»
- Модусы
- Познание
- Три рода познания
- Моральные следствия адекватного познания
- Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis
- Геометрический анализ страстей
- Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis
- Концепции религии и государства Спинозы
- Глава 10. ЛЕЙБНИЦ: МЕТАФИЗИКА ПЛЮРАЛИЗМА И ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
- Жизнь и сочинения Лейбница
- «Финализм» и «субстанциальные формы»
- Новое значение «финализма»
- Опровержение механицизма и учение о монадах
- «Примечательная ошибка» Декарта
- Принцип тождества неразличимых
- Закон непрерывности и его метафизическое значение
- Предустановленная гармония
- Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма «припоминания»
- Часть 6. РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА
- Глава 11. ТОМАС ГОББС: ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА
- Жизнь и сочинения Гоббса
- Принцип телесности и механицизм
- «Левиафан» и выводы из философии Гоббса
- Гоббс (тексты)
- Рассуждать значит рассчитывать
- Три закона природы
- Глава 12. ДЖОН ЛОКК И СОЗДАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ЭМПИРИЗМА
- Жизнь и сочинения Локка
- Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки
- Религия, разум и вера
- Заключение
- Джон Локк (тексты)
- Ошибочно полагать, что в душе наличествуют врожденные принципы
- Недостаточность аргумента всеобщего согласия
- Глава 13. ДЖОРЖ БЕРКЛИ: ГНОСЕОЛОГИЯ НОМИНАЛИЗМА В РОЛИ ОБНОВЛЕННОЙ АПОЛОГЕТИКИ
- Жизнь и научное наследие Беркли
- Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения
- Почему абстрактные идеи являются иллюзией
- Различие между первичными и вторичными качествами ложно
- Великий принцип: esse est percipi
- Бог и законы природы
- Беркли — предшественник Маха
- Джорж Беркли (тексты)
- Идеи суть предметы нашего познания
- Esse est percipi — существовать значит воспринимать
- Критика идеи моральной субстанции
- Глава 14. ДЭВИД ЮМ И ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ ЭМПИРИЗМА
- Жизнь и сочинения Юма
- Впечатления и идеи. Принцип ассоциации
- Критика материальной и духовной субстанций
- Религия и ее иррациональная основа
- Часть 7. ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Глава 15. ЛИБЕРТИНИЗМ. ГАССЕНДИ: СКЕПТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ И ЗАЩИТА РЕЛИГИИ. ЯНСЕНИЗМ И ПОР-РОЯЛЬ
- Либертинизм
- Либертинизм эрудитов и светский либертинизм
- Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии
- Полемика против аристотелевско-схоластической традиции
- Янсенизм и Пор-рояль
- Янсений и янсенизм
- Логика и лингвистика Пор-Рояля
- Глава 16. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. АВТОНОМИЯ РАЗУМА, НИЧТОЖЕСТВО И ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. ДАР ВЕРЫ И ЕГО РАЗУМНОСТЬ
- Страсть к науке
- Идеал научного знания и правила построения аргументации
- Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности
- «Дивертисмент»
- Границы знания «новых философов»
- Истина, которой философия оснащает филологию
- Язык, поэзия и миф
- Провидение и смысл истории
- Исторические колебания
- Вико (тексты)
- Философия и филология как основные разделы новой науки
- Национальная спесь и высокомерие ученых
- Философия и основания истины
- Часть 8. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Глава 18. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Девиз эпохи просвещения: «имей мужество пользоваться собственным умом»
- Просветители о разуме
- Просвещение и буржуазия
- Пьер Бейль: задача историка — в выявлении ошибок
- Часть 9. РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА ВО ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ
- Глава 19. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
- Энциклопедия
- Д'Аламбер и философия как «наука о фактах»
- «Философский век» и «век эксперимента и анализа»
- Деизм и естественная мораль
- Дени Дидро: от деизма к материализму
- Деизм против атеизма и позитивной религии
- Кондильяк и гносеология сенсуализма
- Жизнь и творчество
- Традиция и воспитание
- Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах
- Ламетри и его труд «Человек-машина»
- Вольтер: борьба за терпимость
- Жизнь и творчество Вольтера
- «Защита человечества» от «возвышенного мизантропа» Паскаля
- Монтескье: условия свободы и правовое государство
- Жизнь и сочинения Монтескье
- Соображения об исключительном значении наук
- Разделение властей — это когда одна власть может остановить другую
- Жан-Жак Руссо: просветитель-«еретик»
- Жизнь и сочинения
- Руссо против энциклопедистов
- «Эмиль», или Педагогический путеводитель
- Глава 20. АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Спор о деизме и религии откровения
- Джон Толанд: христианство без тайн
- Этика английского просвещения
- Шефтсбери и автономия морали
- Дэвид Гартли: «физика разума» и этика на психологической основе
- Бернард Мандевиль и «Басня о пчелах, или пороки частных лиц — блага для общества»
- Когда частный порок становится общественной добродетелью
- Когда частная добродетель ведет общество к гибели
- Бернард Мандевиль (тексты)
- Частные пороки и общественные добродетели
- «Шотландская школа» «здравого смысла»
- Томас Рид: человек как культурное животное
- Томас Браун: философия духа и искусство сомнения
- Глава 21. НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда
- Характеристики
- Пиетизм и его связи с Просвещением
- Фридрих II и политическая ситуация
- «Энциклопедия знания» Христиана Вольфа
- Лессинг и проблема религии
- Глава 22. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Истоки Итальянского Просвещения
- Антиклерикализм Пьетро Джанноне
- Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни
- Беккария (тексты)
- Против смертной казни
- Неаполитанское Просвещение
- Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии
- Сочинения Канта
- Сочинения критического периода:
- Духовная перспектива докритического периода
- «Великий свет» 1769 г. и Диссертация 1770 г.
- «Критика чистого разума»
- Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания
- Категории и их дедукция
- Cogito, или трансцендентальная апперцепция
- Рациональная теология и традиционные доказательства существования Бога
- Регулятивное использование идей разума
- «Критика практического разума» и кантианская этика
- Понятие «практического разума» и цель новой «Критики»
- «Критика способности суждения»
- Положение третьей «Критики» по отношению к двум предыдущим
- Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая
- Телеологическая способность суждения и выводы из «Критики способности суждения»
- Звездное небо надо мной и моральный закон во мне
- Кант (тексты)
- «Критика чистого разума» О различении аналитических и синтетических суждений
- Аналитические суждения
- Апостериорные синтетические суждения
- Синтетические априорные суждения
- Безусловное доступно человеку только в сфере чистого разума
- В каком смысле можно правильно осмыслить свободу
- Критическое ограничение научного знания дает пространство для веры
- Синтез лежит в основе любого познания
- Чистые понятия рассудка, или категории
- Таблица категорий
- Трансцендентальная дедукция категорий
- ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
- ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ