logo
Уголовное право в России в XI-XVIII вв.

1.2 Наказания по Русской Правде

Наказания по Русской Правде дифференцируются на различные виды, такие как:

Поток и разграбление-наиболее суровое наказание, заключавшееся в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества.

Вира - денежное взыскание за убийство простого свободного человека в размере 40 гривен (одинарная). Так же, в случаях убийства привилегированного лица, это денежное взыскание могло быть двойным. За убийство же лиц, принадлежащих к низшим сословиям общества, штрафы составляли от 12 до 5 гривен. В некоторых случаях «Русская Правда» назначала дикую виру, или повальную. Община оплачивала дикую виру, если при совершении убийства в разбое она отказывалась искать преступника (ст. 3). В этом случае уплата общиной виры предусматривалась в рассрочку на несколько лет (ст. 4). Дикая вира назначалась за убийство в ссоре (ст. 6), если преступник состоял с членами верви в круговой поруке. Обязанность общины помогать преступнику в уплате виры наступала только тогда, когда преступник ранее сам участвовал в платежах дикой виры.

Продажа-это штраф, взимавшийся в пользу князя.

Урок - это определенное вознаграждение, которое получали потерпевшие.

Головничество - денежное взыскание в пользу семьи убитого.

Казнь как вид наказания в Русской Правде не упоминается, хотя летописи сообщали о ее применении. Возможно, что сокрытие смертной казни связано с рядом причин:

1. смертная казнь рассматривалась как продолжение кровной мести, которую законодатель стремился упразднить.

2. Христианская Церковь выступала против смертной казни

Кровная месть - обязанность рода потерпевшего расправиться с преступником. Увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в применение обычая кровной мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных отношений, княжеский суд занимает ведущее положение, оттесняя суд общинный на второй план. Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т. к., по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти.

Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники), что связано с превращением родовой общины в соседскую, распадом кровно-родственных связей. И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника. На вопрос о правовом основании кровной мести -- досудебная эта расправа или послесудебная Русская правда не давала прямого ответа. С.В. Юшков, например, считая, что преобладание в феодальном Древнерусском государстве кровной мести -- явление невероятное, выводит из этого ее послесудебный характер. И.Ф. Эверс, рассматривая Древнерусское государство как стоящее на одной из низших ступеней развития, видел в кровной мести непосредственную реакцию варвара, предполагая ее досудебный характер.

Кроме кровной мести как древнейшего элемента обычия в Русской Правде сохраняется принцип талиона, то есть принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением.

Главной же целью наказания становилось возмещение морального или материального ущерба.