logo search
Автомобильная травма

2. Травма внутри салона автомобиля

Травма водителя и пассажира (пассажиров) внутри салона автомобиля возможна при столкновении с другим транспортом или с неподвижными предметами, при опрокидывании и падении автомобиля с высоты, внезапном резком начале движения, столкновении автомобиля. Механизмы образования повреждений при травме внутри салона автомобиля: сотрясение тела; соударение тела с внутренними частями автомобиля; сдавление тела между сместившимися частями автомобиля.

При резком торможении автомобиля сидящие в нем по инерции продолжают движение с прежней скоростью (фаза I). Водитель сначала ударяется областью коленных суставов о панель приборов, после чего происходят отрыв тела от сиденья и удар грудью о рулевое колесо; при высокой скорости за этим следует удар головой о лобовое стекло. Следующим этапом является смещение тела вниз и назад (фаза II), голова водителя травмируется о верхнюю часть рулевого колеса, после чего его тело отбрасывается на сиденье автомобиля. Смещение головы приводит к возникновению черепно-мозговой травмы и повреждению шейно-затылочного сочленения. У всех находящихся в машине возможна "хлыстовая травма" с разрывом спинного мозга или развитием диффузного аксонального повреждения головного мозга.

При нарастании ударной перегрузки создается опасность гидродинамического удара в области полостей сердца и крупных сосудов (прежде всего аорты) с их последующим разрывом. Следователя, как правило, интересуют размещение лиц в салоне (кто сидел за рулем), их позы и действия. Об этом можно судить по характеру травм и следам на одежде на основании медико-трассологического подхода, поскольку в момент удара возникают отношения следообразования: головы и груди водителя - с рулевым колесом, его кисти - с впереди расположенной панелью, правой кисти пассажира - с впереди расположенными деталями интерьера, локтя левой руки водителя - с окантовкой окна передней двери.

Рекомендуется также применение принципа биомеханических маршрутов, основанного на том, что отдельные части тела людей в салоне находятся в различных условиях по отношению к интерьеру салона. Так, ноги пассажира переднего сиденья находятся в ином положении, чем у водителя (располагаются на педалях). Положение ног водителя определяет повышенную нагрузку на область голеностопных суставов, биомеханика смещения ног у пассажира переднего сиденья несколько иная (и соответственно, направление воздействия нагрузок): его ноги проскальзывают вперед с последующим упором в ограничение передненижней части салона. При этом подвергаются воздействию носковая часть обуви и стопы.

Биомеханика смещения тела человека влияет и на характер повреждений его одежды, которая также должна быть исследована. Так, при смещении рук вперед ткань куртки на участке шва, соединяющего рукав со спинкой, подвергается натяжению, при этом возможны надрывы и даже разрывы ткани. В случае фронтального столкновения наблюдаются повреждения одежды (штанин, чулок) на уровне коленных суставов. При боковом столкновении повреждения ткани локализуются в основном на стороне, соответствующей удару в автомобиль.

Повреждения, характерные для водителя:

• локализующиеся на передней и левой поверхностях тела;

• рвано-ушибленные раны в области первого межпальцевого промежутка, раны и ссадины на тыльной поверхности кисти, иногда сочетающиеся с переломовывихом основной фаланги I пальца;

• ушиб локтя левой руки (кровоподтеки по локтевому краю предплечий);

• поперечные переломы средней трети плечевой и бедренной костей (рабочая поза водителя, конечности которого находятся на рычагах управления, имеет более фиксированный характер, поэтому поперечные переломы плечевых и бедренных костей в средней трети у водителя встречаются в 3-4 раза чаще, чем у пассажира переднего сиденья);

• травмы и следы на одежде, обуви, объясняемые профессиональными действиями водителя (энергичное торможение, переключение скоростей, перемещение рулевого колеса в крайние положения и др.);

• переломовывих голеностопного сустава;

• дугообразный кровоподтек на груди от рулевого колеса; по мере снижения травматических свойств рулевого колеса благодаря изготовлению его из более пластичного материала, утопляемой под воздействием удара рулевой колонке, ремням безопасности этот след обнаруживается все реже;

• прямые переломы грудины и ребер при ударе о руль;

• переломы надколенника и ушибленные раны коленной области при ударе о край приборной доски;

• центральный вывих бедра (перелом вертлужной впадины);

• разрыв органов грудной полости, разрывы печени от рулевой колонки;

• перелом левой ключицы от ремня безопасности;

• при исследовании предметов одежды могут отмечаться следы скольжения на подошве обуви, отрыв ее в передних отделах, отрыв каблука;

• в частности, на подошве правого ботинка образуется след от педали торможения (вследствие активных действий водителя в момент удара).

Повреждения, характерные для пассажира переднего сиденья:

• раны и ссадины на основании ладони и в нижней части предплечья правой руки - при рефлекторном выбросе руки вперед и упоре ее в переднюю панель автомобиля;

• раны и ссадины на нижней части подбородка;

• разрыв шейно-затылочного сочленения;

• повреждения носковой части обуви и стопы;

• ушибленные и резаные раны на лбу и лице, переломы черепа в лобной области и лицевых костей от ударов об окантовку ветрового стекла и само стекло;

• повреждения мозга с преимущественным поражением лобных и височных долей;

• перелом правой ключицы от ремня безопасности;

• повреждения нижних конечностей и органов брюшной полости от ударов о панель приборной доски.

У пассажиров заднего сиденья могут наблюдаться повреждения теменной области, чаще не очень большие, но возможна и тяжелая черепно-мозговая травма.

Судебно-медицинская диагностика. К относительно специфическим повреждениям данного вида автомобильной травмы можно отнести след - отпечаток колеса управления на передней поверхности грудной клетки водителя. В обычных случаях диагностика основывается на сопоставлении характера и локализации повреждений с обстоятельствами автотранспортного происшествия и данными осмотра автомобиля. Судебная медицина: учебник / под ред. Ю.И. Пиголкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - с. 168-170

Дифференциальная диагностика повреждений у водителей ц пассажиров представляет определенные трудности. Необходимо основываться на совокупности данных, полученных при исследовании трупа и одежды, осмотре автомобиля, места происшествия с учетом материалов дела. Только тогда удается правильно выделить лицо, управлявшее в момент происшествия автомобилем.