logo search
Авторское и патентное право

Практическая часть

“Формализация знаний, характеристика методов и примеров”.

Формализация знаний -- выражение содержания знания в точно определенных формах понятий и утверждений, осуществляемое чаще всего с помощью специально построенных формализованных языков науки. Такие языки используются преимущественно в математике и математической логике и их приложениях (Алгоритмизация, Кибернетика). Исходной основой для построения подобного языка служит аксиоматический метод, посредством которого все известное знание в данной области стремятся логически вывести из небольшого числа недоказуемых утверждений, или аксиом. Все доказанные утверждения будут теоремами.

Аксиоматика, в которой основные понятия и аксиомы имеют вполне определенный смысл или интерпретацию, называется содержательной или интерпретированной. Наконец, когда вместо понятий и утверждений теории будут использоваться знаки и формулы символического языка, точно перечислены правила логического вывода, тогда сам вывод теорем из аксиом сведется к преобразованию исходных формул по этим правилам. Полученная система формул называется формальной аксиоматикой или формализованным языком или даже исчислением. Образование и преобразование формул такого языка, сходное с вычислениями, служит отображением некоторых операций содержательного мышления.

Формализация знаний играет существенную роль в научном познании. С ее помощью достигается, во-первых, систематизация знания, т. е. представление его в виде концептуальных систем; во-вторых, обеспечивается строгость доказательства, исключающая обращение к неявным предположениям; в-третьих, уточняются и эксплицируются интуитивные понятия. Формализация знаний служит средством выявления и уточнения содержания знания, но она не может полностью исчерпать всего богатства и многообразия развивающегося знания (Математизация научного знания).

Морфологический метод осуществляет как бы анатомическое исследование объектов, понятий, значений путем расчленения целого на характерные, существенные части. Его цель - выяснение роли частного в целостной картине, систематизация знаний о данной реальности, составление гипотез о возможных вариантах новых (еще не данных) знаний.