logo
Авторское и патентное право

2. Коммерческая тайна в современных условиях

Из множества классификаций информации, существующих в правовой доктрине, нас интересует, прежде всего, та, которая построена по признаку возможности свободного доступа к информации третьих лиц. При такой классификации информация может быть разделена на общедоступную и не общедоступную.

Поскольку в гражданском законодательстве есть как категория «конфиденциальная информация» Ст. 67 Гражданский кодекс Российской Федерации. Приор-издат, 2004г. 253с., таки категория« информация, составляющая коммерческую тайну», необходимо разобраться в соотношении этих двух понятий.

Конфиденциальная информация относится к категории информации, доступ к которой ограничен. Информация, составляющая коммерческую тайну, - лишь один из видов конфиденциальной информации, обладающей дополнительными (по сравнению с вообще любой конфиденциальной информацией) обозначенными в законе признаками.

Можно предположить, что в целях обеспечения не общедоступности конфиденциальной информации ее правообладатель самостоятельно может устанавливать критерии отнесения той или иной информации к категории конфиденциальной. Естественно, что в таком случае должны быть соблюдены императивные нормы закона, ограничивающие свободу правообладателя в установлении ограниченного доступа к какой-либо информации, если таковые запреты в законодательстве имеются.

Остановимся на отличиях, которые, как нам представляется, существуют в отношениях между обществом и акционером, возникающих в связи с защитой конфиденциальной информации вообще и охраной информации, составляющей коммерческую тайну, как разновидности конфиденциальной информации, правовой режим которой регулируется специальным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении нее режим коммерческой тайны. П. 4 ст. 3 ФЗ “О коммерческой тайне”

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в ч. 1 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне». К таким мерам в числе прочих относится регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Ч.1 ст. 10 ФЗ “О коммерческой тайне”

Согласно п. 11 ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. В связи с этим возникает вопрос, имеет ли право акционерное общество установить режим коммерческой тайны в отношении какой-либо информации, содержащейся в документах, которые оно обязано предоставить акционерам в силу закона? п. 11 ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне»

Таким образом, можно сделать вывод, что акционерное общество имеет право устанавливать режим коммерческой тайны в отношении определенной не общедоступной информации, содержащейся в документах, которые оно обязано предоставить акционерам в силу закона, и отвечающей признакам, указанным в п. 2 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне». Это утверждение, безусловно, не относится к информации, в отношении которой не может быть установлен режим коммерческой тайны в соответствии с прямым запретом, предусмотренным в ФЗ «О коммерческой тайне».