logo search
Особенности производства следственных действий с участием иностранных граждан

§1. Иностранный гражданин как участник следственных действий. Организационно-правовые предпосылки его участия

Иностранный гражданин -- лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства принадлежности к гражданству (или подданству) иностранного государства. Горбатенков И.Н. Особенности производства следственных действий с участием иностранцев / И.Н. Горбатенков, А.А. Сизов // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 3. - С. 20-24. - Библиогр.: с. 23.

Правовое положение (статус) иностранного гражданина, находящегося на территории России, -- совокупность его прав и обязанностей, гарантий их реализации и принципов их правового регулирования. Бастрыкин А. Расследование по делам с участием иностранных граждан / А. Бастрыкин, О. Александрова // Законность. - 2004. - № 1. - с. 13

В теории международного права различают общий, специальный и индивидуальный правовой статус иностранных граждан.

Общий правовой статус -- правовое положение иностранного гражданина в российском государстве в целом. Этот статус базируется на нормах государственного и конституционного права, занимающих ведущее место в правовом регулировании прав и обязанностей личности в любом государстве. Общий правовой статус играет роль основы правового регулирования иных статусов иностранного гражданина. Горбатенков И.Н. Особенности производства следственных действий с участием иностранцев / И.Н. Горбатенков, А.А. Сизов // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 3. - С. 20-24. - Библиогр.: с. 24.

Специальный статус -- правовое положение иностранных граждан с учетом их принадлежности к той или иной категории этих лиц. В этом статусе отражаются особенности правового положения конкретных групп иностранных граждан, связанных с заключением международных договоров, реализацией специальных принципов правового регулирования. В связи с этим в качестве регулятора соответствующих общественных отношений выступают нормы не только российского законодательства, но и международного права.

В частности, в сфере уголовного судопроизводства следует руководствоваться подписанными Россией Европейскими конвенциями о выдаче (13 декабря 1957 года) и о взаимной правовой помощи по уголовным делам (20 апреля 1959 года), ратифицированной Россией Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между членами Содружества Независимых Государств (СНГ) от 22 января 1993 года и двусторонними международными договорами.

Индивидуальный правовой статус -- правовое положение иностранного гражданина как индивида, вступающего в разнообразные правоотношения в качестве пассажира, туриста, автора изобретения и т. п. Отличительная черта этого статуса заключается в том, что он включает в себя как права и обязанности, предоставленные иностранному гражданину общим и специальным статусом, так и индивидуально определенные субъективные права и обязанности, возникающие у него в результате вступления в конкретные правоотношения. Уголовный процесс: Учебник / Отв. ред. К.Ф. Гуценко. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2004. с. 322

Преступления, совершенные иностранными гражданами и против иностранных граждан - условное объединение разнородных акций по субъекту или непосредственному объекту преступного посягательства, позволяющее выявить некоторые особенности, характеризующие методику их раскрытия и расследования. При работе по делам этого рода следует учитывать правовой статус иностранного гражданина, возможный языковой барьер, некоторые психологические факторы: необычность обстановки для иностранного гражданина, недостаточное знакомство с образом жизни, правилами поведения, традициями и законами нашей страны, порядком судопроизводства. Следует иметь в виду еще одно немаловажное в психологическом плане обстоятельство: многие граждане бывших республик СССР, находясь в России, еще не чувствуют себя в полном смысле иностранцами, внутренне они еще «свои», что порой отражается на их поведении и поступках. Этот феномен «своего» может проявиться и в действиях сотрудников правоохранительных органов: в игнорировании необходимых правил общения с иностранными гражданами в процессе дознания или предварительного следствия, консульских учреждений этих стран и т. п.

Иностранный гражданин должен иметь в подтверждение своего гражданства (подданства) национальный паспорт или заменяющий его документ, а также документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (миграционная карта или разрешение на временное проживание или вид на жительство). Человек, который не является российским гражданином, проживает на территории России, но не имеет доказательства принадлежности к иностранному государству, признается лицом без гражданства (апатридом). Соболев И.Д. Международное право в системе административно-правового регулирования положения иностранных граждан в Российской Федерации // Журн. рос. права. - 2007. - № 3. - С. 136

В соответствии с Конституцией Российской Федерации допускается двойное гражданство, что не освобождает его носителя от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законом. Иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Это, помимо всего прочего, означает одинаковый принцип уголовной ответственности. Исключение предусмотрено ч. 4 ст. 11 УК РФ, в соответствии с которой вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Международные документы. Конвенции / сост. Г.М. Дехтярь. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 343 с.

Необходимость законодательного урегулирования правового положения иностранных граждан в РФ диктуется в первую очередь прозрачностью наших границ с государствами из бывших союзных республик.

С ростом экономического развития страны, продвигающегося прогрессом во всех направлениях развития общества, и увеличения строительства, с каждым годом значительно увеличиваются потоки иммигрантов, прежде всего из стран СНГ и реально влияют на экономическую и политическую стабильность в стране. В связи с этим возникла необходимость упорядочения регистрации иностранных граждан, их учет, пресечь нелегальную миграцию и создать реальный механизм способный контролировать возросшие миграционные потоки и оперативно вести регистрационный учет. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения иностранных граждан с органами местного самоуправления и должностными лицами органов власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ, и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иными, не запрещенными законом видами деятельности. Новиков В.В. Правоспособность иностранных лиц в сфере защиты нематериальных благ от незаконных действий правоохранительных органов государства // Рос. следователь - 2007. - № 16. - С. 34

Следует заметить, что в понятие «иностранный гражданин» включается понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства установлены специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Этот закон впервые вводит в российское миграционное право понятия «миграционная карта», «разрешение на временное проживание» , «законно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане» . Последнее, наконец, позволяет определить, кто в Российской Федерации называется «нелегалом». И это все в конечном счете должно упорядочить положение иностранных граждан в России. Миграционная карта - документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в РФ.

Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Законно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Федеральный закон определяет три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Международные документы. Конвенции / сост. Г.М. Дехтярь. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 345 с.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, как правило, не может превышать девяносто суток. В отношении иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и заключивших трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок временного пребывания в РФ продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ.

Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительства РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года. Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано только отдельным категориям иностранных граждан. В их число входят те, кто родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР или родился в России, а также признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь - граждан России; имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя - гражданина РФ; состоящие в браке с гражданином РФ, имеющие место жительства в РФ; осуществляющие инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ; некоторые иные категории иностранных граждан.

По смыслу нормы части первой статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ее взаимосвязи со статьями 46, 17 (часть 2), 62 (часть 3) и 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, возможность защиты прав и свобод посредством конституционного правосудия должна быть обеспечена каждому, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, если законом нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Из статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, в ее взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами. Как по буквальному смыслу статей 22 и 46 Конституции Российской Федерации (с учетом употребления в них терминов "каждый" и "лицо"), так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.

По смыслу статьи 22 Конституции Российской Федерации установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на задержание, производимое в целях обеспечения исполнения постановления о выдворении из Российской Федерации в административном порядке.

В силу статьи 22 (часть 2) Конституции Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, пребывающие на территории Российской Федерации, в случае выдворения из Российской Федерации в принудительном порядке могут быть до судебного решения подвергнуты задержанию на срок, необходимый для выдворения, но не свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено.

При этом судебное решение призвано гарантировать лицу защиту не только от произвольного продления срока задержания сверх 48 часов, но и от неправомерного задержания как такового, поскольку суд в любом случае оценивает законность и обоснованность применения задержания к конкретному лицу. Из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права. Поэтому положение Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" о задержании на срок, необходимый для выдворения, не должно рассматриваться как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться в силу того, что ни одно государство не соглашается принять выдворяемое лицо. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда от 17 февраля 1998 года N 6-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура; пункты 2, 4 и 6 мотивировочной части). Соболев И.Д. Совершенствование административно-правового регулирования положения иностранных граждан // Законодательство и экономика. - 2006. - № 10. - С. 62-64.

Рассмотрим криминалистическую характеристику преступлений, совершаемых иностранными гражданами.

Способы совершения преступлений, где доминируют имущественные и корыстно-насильственные преступления: кражи, грабежи и разбойные нападения. Кражи обычно совершают лица, проживающие в местах размещения иностранцев (гостиницы, кемпинги, курорты и т. п.), проститутки, "специализирующиеся" на связях с иностранцами, или их соучастники; при этом девушка нередко выполняет роль приманки, завлекая иностранца в место, где ее соучастники совершают грабеж или разбойное нападение.

Необходимо рассказать, что обстановка совершения преступления, к которой следует отнести и такой специфический элемент, как дефицит времени пребывания иностранцев. Дело в том, что иностранные граждане обязаны соблюдать правила передвижения по территории страны пребывания. Ограниченность срока их пребывания на территории России, в том числе в населенном пункте, где совершено преступление, требует от следователей в кратчайшие сроки выполнить все необходимые следственные действия с участием таких граждан. К ним относятся: осмотр места происшествия, допрос всех участвующих в деле иностранцев, предъявление для опознания предметов и лиц, освидетельствование, очные ставки, изъятие образцов для сравнительного исследования, назначение судебных экспертиз.

Поводы для возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершенных как в отношении иностранных граждан, так и самими иностранцами, весьма различны. Это могут быть:

1.заявления о преступлении, как граждан России, так и самих иностранных граждан;

2.явка с повинной;

3.сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (непосредственное выявление преступлений следователями и органами дознания при производстве расследования уголовного дела, оперативной разработке наркокурьеров, контрабандистов и др., автотранспортные происшествия с участием иностранных граждан, обнаружение трупа с признаками насильственной смерти и т. д.)

Принимая заявление или сообщение о преступлении, следует помнить, что в случаях поступления заявления на иностранном языке необходимо обеспечить перевод. Протокол устного заявления от лица, не владеющего языком судопроизводства, составляется с участием переводчика. Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не предупреждаются об уголовной ответственности за заведомо ложный донос при принятии от них устного заявления о преступлении.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо учитывать особенности правового положения иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом, вопрос об уголовной ответственности которых разрешается на территории России в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).

Также необходимо рассказать особенности производства следственных действий с участием иностранцев

При возбуждении уголовного дела против иностранца или в случаях, когда потерпевший -- иностранец, решается (помимо обычных) ряд специфических вопросов:

1.правовой статус иностранца

2.законность пребывания в России

3.определенные сроки законного пребывания

Последнее обстоятельство связано с установленным УПК сроком проверки заявления о преступлении -- 3 суток, а в исключительных случаях -- не более 10 суток (ст. 109 УПК). Обстоятельства могут потребовать сокращения этих сроков, если, например, иностранец должен выехать из России через два дня или даже в день подачи заявления.

Извещение о задержании или аресте иностранца направляется через МИД в срок не более трех дней посольству или консульству страны, чьим гражданином он является. Разрешение посетить задержанного или арестованного гражданина иностранного государства должно быть дано сотрудникам посольств или консульским должностным лицам по их просьбе в срок не позднее четырех дней после задержания или ареста. Разрешение дается Генеральным прокурором России или его заместителем по согласованию с МИД и при необходимости согласуется с ФСБ, МВД или Верховным Судом России. Если задержанный или арестованный отказывается от такой встречи и заявляет об этом письменно, разрешение не выдается, о чем сообщается в МИД РФ.

При возбуждении уголовного дела требуется выяснить, владеет ли иностранец русским языком, в какой степени и не нуждается ли в переводчике, на каком языке предпочитает давать объяснения, показания -- на русском, родном или ином языке. Если показания будут даваться не на русском языке, немедленно приглашается переводчик и все процессуальные действия проводятся с его участием. При этом переводчику обязательно разъясняются его права и обязанности, он предупреждается об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод по ст. 207 УК РФ; иностранцу разъясняют его право давать показания на избранном им языке и право отвода переводчика.

Один из основных факторов, влияющих на эффективность деятельности по раскрытию и расследованию данной категории преступлений, на последовательность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий -- правильная и своевременная оценка следственной ситуации, сложившейся на определенный момент расследования.

Можно выделить наиболее типичные следственные ситуации:

а) отсутствие или наличие подозреваемых;

б)владение иностранными гражданами языком судопроизводства;

в)наличие дипломатического иммунитета у некоторых категорий иностранцев.

Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то необходимо осмотреть место происшествия, допросить потерпевшего, свидетелей-очевидцев, провести первоначальные следственные действия, освидетельствование потерпевшего, изъятие образцов для сравнительного исследования. Кроме ого, по результатам проведенных осмотров, потребуется назначить некоторые экспертизы: криминалистическую, биологическую, судебно-медицинскую, товароведческую, автотехническую и др.

Таким образом организационные мероприятия на первоначальном этапе расследования должны включать в себя следующие элементы:

1.ориентирование личного состава органа внутренних дел и соседних горрайорганов;

2.создание в случае необходимости следственно-оперативной группы и определение задач для каждого из ее участников;

3.проверку по криминалистическим учетам в целях установления лиц, совершивших преступление, по способу совершения преступления;

4.изучение отказных материалов данной категории; использование возможностей средств массовой информации;

5.изучение информационных бюллетеней ГИЦ МВД России и ИЦ УВД (МВД) субъектов федерации.