Введение
авторское право музыкальное произведение
Одной главных проблем России нашего времени является правовое и социально-экономическое обеспечение развития и защиты интеллектуальной собственности вообще и объектов авторских прав в частности. Интеллектуальная собственность быстро набирает вес, в качестве фактора роста интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциала страны.
Отношение к ней на международном уровне является показателем общего состояния правопорядка в государстве. Актуальным вопросам становления интеллектуальной собственности в России были посвящены выступления на международной научной конференции "Собственность в XX столетии", проходившей в Институте научной информации общественных наук РАН при участии Аналитического управления Аппарата Государственной Думы.
На прошедшей в декабре 2010 года конференции организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) было уделено внимание проблеме развития законодательства об интеллектуальной собственности с учетом новых тенденций, в том числе развитием цифровых технологий. Чрезвычайно актуальна эта проблема и в нашей стране.
Вступление России во Всемирную Торговую организацию также выдвигает повышенные требования по защите авторского права и его правовому регулированию.
Музыкальные произведения в системе объектов авторского права занимают одно из ключевых положений. Как отмечал А. Луцкер, музыкальные произведения на протяжении последних десятилетий являются причиной многих серьёзных, широко обсуждавшихся конфликтов в сфере авторского права. Цифровая революция только ещё больше актуализировала их освященную веками роль Луцкер А. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. - М., 2005. С. 330.
Вездесущность музыкальных творений, не вызывающее сомнений экономическое значение их использования - все это обусловило включение их национальными и международными законодательствами в список охраняемых объектов интеллектуальной собственности. По выражению Р. Дюма, музыкальное произведение является самым могучим и самым пленительным способом выражения духовного творчества См.: Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. - М., 1989. С. 38.
Изменение роли и значимости социальных институтов, существовавших прежде, а также создание новых институтов, отражающих социальные потребности общества и его членов в закреплении новых отношений и видов деятельности, происходит в период становления информационного общества. В результате внедрения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, особенно, в сферу интеллектуальной деятельности и производства новых знаний интеллектуальная собственность приобрела новый смысл и значение. Был создан целый комплекс явлений и понятий для исследований - интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность, интеллектуальные слои общества и т.д. При этом, важное для понятия данной проблемы значение, имеет социологический подход к рассмотрению роли и значимости института интеллектуальной собственности в современном обществе.
Отметим, что четвёртая часть Гражданского кодекса РФ впервые в отечественном законодательстве содержит нормы, согласно которым за многочисленное или грубое нарушение прав интеллектуальной собственности суд правомочен применить наказания вплоть до прекращения деятельности организации, фирмы и др.
Необходимо отметить, что в новых социально-экономических и информационных условиях институт интеллектуальной собственности постоянно меняется. В частности это обусловлено модернизацией правовых норм в области использования и защиты авторских прав, во-вторых, повышения компетентности в вопросах создания, использования и защиты своих прав авторов инноваций. Стоит отметить, что в данном направлении исследования ещё только начинаются.
Состояние научной разработанности проблемы. Понятие интеллектуальной собственности и авторских прав как одной из её составляющих подвергается анализу исследователями с различных позиций, которые не всегда согласуются друг с другом. В литературе в настоящее время отсутствует полное определение интеллектуальной собственности, которое сводится в основном к юридическим нормам её защиты. Главным образом это вызвано тем, что до сих пор должным образом не проработаны теоретические основы интеллектуальной собственности. лишь в последние годы начали проводиться важные исследования экономических, правовых, социологических, психологических, маркетинговых и многих других аспектов образования и распространения интеллектуальной собственности, существенно возросло количество работ, посвященных анализу роли и значимости интеллектуальной деятельности и авторских прав на её результаты.
Основу исследования составили труды признанных зарубежных и отечественных обществоведов по проблемам образования институциональной структуры общества. Прежде всего это, труды классиков институционального анализа Г. Спенсера, М. Вебера, Д. Норта, а также российских исследователей В.Н. Барякина, В.И. Иванова, A.M. Орехова и др. При изучении личных и общественных мотивов создания интеллектуальной собственности использовались труды основателей теории мотивации интеллектуальной деятельности А. Маслоу, Д. Макклеланда, Р. Мертона, а также российских исследователей Л.Е. Душацкого и др.
Отдавая должное отмеченным направлениям исследований, объёму и качеству теоретических и практических разработок отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов, отметим, что на сегодняшний день практически нет работ, в которых авторское право и его объекты анализировались с позиции рассмотрения этапов их становления и развития в качестве социального института, его роли и значимости в современных условиях, а также результатов адаптации к новым реалиям. До настоящего времени практически не выполнялось комплексного социологического исследования вопросов формирования и развития института интеллектуальной собственности, позволяющее обобщить исторический опыт развития данного феномена в обществе и спрогнозировать его дальнейшие изменения. Социологическое исследование роли и значимости интеллектуальной собственности и деятельности позволит определить сущность данного социального феномена и его место в структуре социальных институтов.
Актуальность указанных проблем и их малая исследованность определили выбор объекта, предмета, цели и задач данной работы.
Объектом исследования выступают музыкальные произведения как объекты авторских прав в современной России.
Предметом исследования являются Российское и международное законодательство в сфере авторского права.
Цель исследования заключается в определении объектов авторских прав в социальном институте интеллектуальной собственности и их использование в современном российском обществе.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования сформулированы следующие задачи:
- определить сущность авторских прав, их объектов и дать их определение;
- определить нормативно-правовую базу, организационно-правовую структуру и основную социальную функцию авторских прав в составе института интеллектуальной собственности;
- рассмотреть музыкальное произведение как объект авторского права;
- дать понятие музыкального произведения и выделить основные его черты;
- рассмотреть способы использования музыкального произведения;
- проанализировать круг субъектов прав на музыкальное произведение;
- выявить особенности правового регулирования авторских прав на музыкальное произведение размещенное в сети Интернет.
Теоретико-методологической основой изучения выступают концепции отечественных и зарубежных ученых по социологии науки, социологии интеллектуальной собственности, социологии инноватики, когнитивной социологии и др. При исследовании социальных и личных мотивов образования интеллектуальной собственности использовались идеи теории мотивации.
Методологический компонент дипломного исследования представляет собой системный подход к анализу авторских прав. В работе были использованы также диалектический метод и метод научного познания, позволяющий выявить специфику развития отдельных анализируемых понятий и процессов, сравнительный, исторический и другие частные методы научно-исследовательской работы.