logo
Особенности регулирования интеллектуальных прав на музыкальное произведение, размещённое в открытых информационных системах

1.1 Понятие и виды музыкального произведения как объекта интеллектуальных прав

Не вызывает сомнений, что музыкальное произведение подлежит правовой охране и попадает под действие авторского права, которое предоставляет такую охрану музыкальным произведениям в качестве одного из видов произведений науки, литературы и искусства, созданных в результате творческой деятельности.. Однако, несмотря на то, что закон гарантирует правовое признание и защиту независимо от назначения, достоинства и способа выражения произведений, музыкальным произведениям в нематериальной форме в авторском праве принадлежит менее заметная роль, поскольку такие творения чаще всего либо постепенно забываются, либо закрепляются на материальных носителях, поэтому длительное время авторским правом охранялись произведения, выраженные в материальном виде См.: Юмашев А.Правовые проблемы использования музыкальных произведений с применением цифровых технологий // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №10. С. 20..

К сожалению, до шестидесятых годов XX века в отечественном праве вопросы правовой охраны музыкальных произведений уделялось крайне мало внимания. В качестве объекта авторского права музыкальные произведения начали должным образом изучаться лишь во второй половине прошлого века См.: Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. - М., 1963; Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. - М., 1960.. Тем не менее, за прошедшие несколько десятилетий появился целый ряд новых способов создания, воспроизведения и использования музыкальных композиций, было проведено несколько реформ законодательства.

Вступление России в ВТО и интеграция нашей страны в мировое сообщество в качестве правового демократического государства обусловило необходимость значительного повышения уровня правовой охраны объектов интеллектуальных прав, особенно остро, на наш взгляд, это коснулось музыкальных и аудиовизуальный творений. Таким образом, мы видим объективную необходимость подробного теоретического изучения положений действующего законодательства и существующей судебной практики в сфере интеллектуальных прав на музыкальные творения.

Согласно ст. 1259 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) N 230-ФЗ от 18.12.2006. [Текст]: офиц. текст по состоянию на 01.03.2014. // Российская газета.- № 289.- 22.12.2006. музыкальные произведения попадают под охрану авторским правом как "произведения науки, литература и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения".

Безусловно, музыкальные произведения представляют собой специфический вид произведений. Музыка, которую Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля определяет как «искусство стройного и согласного сочетания звуков», может существовать в самых разных формах и видах: «живого звука», цифровой и аналоговой звукозаписи на разнообразных видах носителей нотных записей, причём к традиционному бумажному носителю добавилась нотная запись в цифровой форме.

При этом отдельные виды творений музыкального искусства могут иметь кардинальные отличия от остальных произведений по назначению, преимущественным способам использования, времени звучания и прочим характеристикам. Например, можно выделить произведения музыкально-драматические, с текстом и без него, музыкальные творения могут быть как «малых прав», таких как песни, арии и т.д., так и «больших прав» - оперы, оперетты, мюзиклы, литературно-музыкальные инсценировки и композиции, хореографические работы и т. д. Нередко различают «серьезную» и «легкую» музыку.

Важно подчеркнуть, что музыкальные произведения могут включаться в качестве важной составной части в другие произведения, прежде всего аудиовизуальные, быть элементом мультимедийной продукции. Произведения музыкального творчества используются во многих сферах жизнедеятельности общества, в том числе, в концертных залах, в теле- и радиопередачах, гостиницах, торговых точках, во время проведения массовых различных мероприятий.

При дефиниции объектов авторских прав ключевое значение имеет термин «произведение». Произведение понимается как результат творческой деятельности много веков, однако до сих пор законодательство не содержит его легального определения, хотя и содержит признаки, которыми произведение должно обладать для получения правовой охраны. Дело в том, что произведение представляет собой сложный многоплановый объект, поэтому различные определения могут лишь выдвигать на первый план отдельные его характеристики.

Ещё Г.Ф. Шершеневичем предлагалось решение указанного вопроса в первую очередь с помощью науки через глубокое и всестороннее исследование проблемы Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. - Казань, 1891. С. 115.. Современные правоведы, такие как В.И. Серебровский, В.Я. Ионас, М.В. Гордон, И.Я. Хейфец, О.С. Иоффе, И.В. Савельева и ряд других ученых предпринимали попытки рассмотрения понятия «произведение» и обособления его в качестве объекта авторского права посредством придания особых квалифицированных признаков.

В.И. Серебровским отмечалось, что «задача дать определение понятия произведения падает на долю науки гражданского права». Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. - М., 1956. С. 230

И.Г. Табашников писал, что объект авторского права представляет собой «всякое произведение, распространяемое в публике путем письменных знаков или устных слов, воспроизводящих не только его смысл, но и форму, обязанную своим происхождением труду автора». Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность. - СПб., 1878. С. 53

Учитывая всё вышесказанное, целесообразно согласиться с мнением Э.П. Гаврилова принимавшего в качестве объекта авторского права любое «произведение как результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме» Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ об авторском праве и смежных правах. - М., 1996. С. 83.

Таким образом, становится очевидно, что произведения представляет собой «не материальный продукт, а творческую мысль, ставшую в нём объективной реальностью» Мартынов Б.С. Права авторства в СССР // Ученые труды Всесоюз. ин-та юрид. наук. Вып. IX. 1947. С. 135 . Тем не менее, не каждое произведение охраняется нормами авторского права в качестве результата мыслительной деятельности человека.

В действующем законодательстве России отсутствует понятие музыкального произведения, которое раскрывает лишь в теория авторского права См.: главы 69-71 части четвёртой Гражданского Кодекса Российской Федерации. .

Так, Г.Ф. Шершеневича, объектом права собственности на музыкальные произведения считал ту последовательность или сочетание звуков, которые составляют указанное произведение Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - Тула., 2001. С. 333-334.

В свою очередь, К. Анненков отмечал, что сложно определить оригинальное музыкальное произведение, которое собственно и должно только почитаться за объект собственности вследствие того, что большая часть этих композиций в самом деле является хотя и формальным, т.е. звуковым, но всё же заимствованием из других. Объектом данного права должны признаваться такие произведения, в которых творческая сила их авторов выразилась в известной внешней форме Анненков К. Система русского гражданского права. - СПб., 1900. С. 645..

Ряд особенностей охраны произведений музыкального творчества получили признание и закрепление на уровне международных нормативно-правовых документов. Так, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1971 г. // Международное частное право: Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. -- М.: БЕК, 1997. (далее - Бернская конвенция) указывает на необходимость предоставления права на публичное представление музыкально-драматических и музыкальных произведений (ст.11), кроме того, устанавливает возможность введения так называемых «принудительной лицензии» по поводу прав записи произведений музыкального творчества (п.1 ст.13), в соответствии с которой исключительные права на выдачу разрешений совершать те или иные действия могут заменяться на право получение вознаграждения Постатейный комментарий к Бернской конвенций об охране литературных и художественных произведений / И. А. Близнец и др.// ИС. Документы и комментарии.- 2004. - № 6..

При этом согласно п.1 ст.2 Бернской конвенции, общим термином «литературные и художественные произведения» охватываются помимо иных видов произведений любые «...музыкально-драматические произведения; музыкальные сочинения с текстом или без текста...». Таким образом, музыкальные произведения попадают под действие всех ключевых положений данной Конвенции.

Отметим, что отечественным законодательством авторам музыкальных произведений предоставляется уровень охраны даже выше, чем установленный Бернской конвенцией. К примеру, не используется возможность ограничения прав по поводу указанных произведений, предусмотренная вышеупомянутым п.1 ст.13 Конвенции.

Отечественное законодательство посвящает произведениям музыкального творчества целый ряд специальных положений, поэтому целесообразно говорить о некоторых особенностях охраны прав авторов музыкальных произведений.

Часть четвертая ГК РФ не только сохранила, но и значительно расширила общую тенденцию в праве, в соответствии с которой помимо применения к музыкальному творчеству общих положений, регламентирующих охрану авторских прав, а также устанавливает особые положения, дополняющие и расширяющие предоставляемые авторам музыкальных произведений правовые возможности. Покидова Н.А. Музыкальные произведения как объекты авторского права // Современное право. 2008, № 3. - С. 52.

Согласно традиционного подхода для российского законодательства, примерный перечень объектов авторских прав, который содержится в ст. 1259 ГК РФ, содержит музыкально-драматические произведения, музыкальные произведения с текстом или без него.

Указанный Перечень не даёт возможности однозначно определить, является ли музыкальное произведение единым объектом с текстом или же текст представляет собой самостоятельное произведение, которое исполняется совместно с произведением музыкального творчества. Такая неясность негативно отражается на правовом регулировании авторско-правовых отношений, поскольку установленный законом правовой статус объектов права несёт определяющее значение в характере возникающих при его использовании правоотношений.

Безусловно, музыкальное произведение с текстом представляет собой определенный интерес в качестве предмета научного исследования. Их объединение в единый объект создаёт потенциальную возможность для создания объектов авторских прав, которые включают в себя ряд самостоятельных произведений, совместно используемых в гражданском обороте. Очевидно, что количество таких объектов может быть очень большим, поскольку возможности сочетаемости при использовании произведений в гражданском обороте необычайно обширны, учитывая неограниченность числа произведений в подобном «составном» объекте. Таким образом возникает прецедент появления «сложного составного произведения», которое объединяет в себе компоненты нескольких произведений разного рода, не синтезируемых в единой художественной форме.

Произведение музыкального творчества с текстом включает в себя два основных элемента - музыкальное произведение и текст к нему, предназначенные для совместного исполнения. Для определения правовой природы подобного произведения необходимо вначале установить, что в авторском праве понимается под понятиями «музыкальное произведение» и «текст». Первое из них представляет собой один из основных объектов авторского права, большей частью правоведов характеризуемое в качестве произведения, в котором мысли автора, его идеи выражены в особом сочетании звуков Покидова Н.А. Музыкальные произведения как объекты авторского права // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2008, № 3. - С. 50. Подобное значение музыкального произведения придаёт ему очевидную внеречевую природу, которая базируется на осмысленных и организованных особым образом по высоте и во времени звуковых Покидова Н.А. Музыкальные произведения как объекты авторского права // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2008, № 3.- С. 50. последованиях, не связанную прямо с сопровождающим его исполнение текстом. При этом текст законодателем не выделяется в самостоятельный объект авторского права и представляет собой «всякую записанную речь». Исходя из словесной, языковой природы текста музыкального произведения, его целесообразно относить к литературным произведениям.

Итак, музыкальное произведение с текстом представляет собой совокупность самостоятельных музыкального и литературного произведений, которые принадлежат к различным видам искусства и формируются разными средствами художественной выразительности. Взятые по отдельности, указанные произведения являются самостоятельными объектами авторского права, которые могут успешно использоваться в гражданском обороте, как, к примеру, нотные записи произведений музыкального творчества без текста, а также сборники текстов музыкальных произведений.

Помимо категории объектов авторского права, современным отечественным законодательством рассматривается новое для него понятие - «сложный объект», согласно ст. 1240 ГК РФ, представляющий собой объект, который содержит в себя два и более охраняемых объекта интеллектуальной деятельности.

К категории сложных объектов причислен и такой традиционный объект авторского права, как аудиовизуальное произведение. Данный вид творчества может содержать в себе объекты авторского права из разных видов искусства, в том числе литературы (произведение, положенное в основу сценария) и музыкальное произведение.

Таким образом, рассмотренный пример делает очевидной способность сложного объекта потенциально объединить музыкальное и литературное произведения и ввести их в область действия авторских прав как единый объект.

Следует отметить, что мелодия представляет собой основной элемент музыкального произведения, поэтому, будучи исполненной, она приобретает объективную форму и возникает угроза её несанкционированного воспроизведения и присвоения третьими лицами. Поэтому мелодию следует рассматривать в качестве объекта авторского права, подлежащего охране самостоятельно, вне зависимости от охраны музыкального произведения в целом. Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. - М., 1960. С. 19; Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. - М., 1963. С. 40-41.

Сергеев А.П. полагает, что, хотя мелодия и не является самостоятельным объектом авторского права, а выступает в качестве одного из элементов музыкального произведения, она, безусловно, нуждается в правовой охране, так как может воспроизводиться самостоятельно, без заимствования других элементов музыкального произведения. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд. перераб. и доп. - М., 2004. С. 139-140.

Данное положение становится особенно злободневным с учётом таких реалий современного мира, как мелодии для сотовых телефонов (рингтонов). Особенность рингтонов заключается в том, что с одной стороны она должна выполнять функцию звонка, а с другой дать возможность идентифицировать исходную музыкальную композицию Тихонов А. Результаты исследования рынка цифровой музыки в России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. № 2. С. 24..

Реалтоны представляет собой оцифрованные фонограммы, содержащие запись музыкального произведения с текстом или фрагменты подобных фонограмм См.: Тулубьева И. Права, необходимые контент-провайдеру, на использование и рекламу реалтонов // Приложение к журналу «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права». 2006. № 1. С. 37.. В каждом реалтоне обнаруживается три охраняемых объекта авторского права и смежных прав:

объект авторских прав - произведение музыкального творчества с текстом (песня), в свою очередь, состоящее из музыки (включая аранжировку) и текста (при наличии перевода, включая и его);

объект смежного права, представляющий собой исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах, декламация и т. д.);

объект смежного права, которым является фонограмма.