logo search
иванцив я

3.2. Увеличение размера назначения трудовой пенсии

В сложившихся условиях государственное пенсионное страхование, предоставляющее низкие по уровню пенсии и пособия, а также недостаточные по объему и качеству медицинские услуги, требует серьезной и безотлагательной модернизации. Требуются системные меры по формированию всего комплекса экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих формирование цивилизованной системы институтов социального страхования в Российской Федерации.

Перспективы пенсионного обеспечения россиян зависят от комплекса факторов: условий занятости, размеров заработной платы, продолжительности страхового стажа и периода получения пенсий, соотношения числа работающих и пенсионеров. Главная задача при проведении модернизации существующей пенсионной системы состоит в создании условий для гармонизации и увязки страховых механизмов, системы заработной платы, механизмов регулирования рынка труда и демографической ситуации с механизмами пенсионной системы. Базовым элементом пенсионной системы, потенциал которого предстоит только задействовать, должен стать институт обязательного социального пенсионного страхования, который важно формировать с учетом сбалансированных между собой интересов работников, работодателей и государства.

В условиях государственной плановой экономики и сравнительно благоприятной демографической ситуации распределительная система работала надежно и достаточно эффективно. Государственные пенсии обеспечивали покрытие минимальных потребностей пенсионеров. Средняя пенсия составляла около 40 % средней заработной платы.

Начиная с 90‑х годов в силу комплекса экономических (перехода с планового на рыночные принципы функционирования экономики, приватизации большей части предприятий, снижения реальной заработной платы, роста стоимости жизни и др.), демографических и ряда других причин покупательная способность государственных пенсий упала до уровня, который не обеспечивает пенсионерам удовлетворение минимальных потребностей.

Несмотря на мероприятия, проводимые Правительством РФ для увеличения размеров пенсионных выплат, в последнее время не наблюдается ощутимого улучшения материального положения пенсионеров.

Основные причины хронически низкого уровня трудовых пенсий:

1) низкий уровень заработной платы;

2) незаинтересованность работодателей и населения в увеличении взносов в ПФР. Следствием является высокая задолженность плательщиков (промышленных и сельскохозяйственных предприятий) перед ПФР;

3) обремененность пенсионной системы большим числом льготных пенсий, источником выплаты которых являются взносы, поступающие за всех застрахованных. Это при­водит к резким диспропорциям между размером взносов в ПФР и уровнем их пенсии;

4) существенное резкое ухудше­ние демографической ситуации (сни­жение рождаемости, высокая смертность в трудоспособном возрасте и пр.) ведет к сокращению числа работников, за счет отчислений зарплаты, которых обеспечиваются выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

5) неразвитость системы дополнительного пенсионного обеспечения за счет работодателей и работников. Полная зависимость доходов пенсионеров от выплат из государственной пенсионной системы.

Живучесть стереотипа, что пенсии, как и другие сферы социального обеспечения (здравоохранение, образование и пр.) – это сфера заботы только государства. За пенсии граждан полностью отвечает государство (заплатил налоги и не думай о будущем). Нет понимания необходимости развития дополнительных источников финансирования пенсий. Нежелание государства развивать НПО. При этом государство не создает ощутимые экономические и социально-психологические стимулы для работодателей и работников создавать дополнительные источники повышения пенсий. Слабая информированность населения о пен­сионной реформе и о перспективах снижения покупательной спо­собности пенсий. НПФ охватывают только 6 % населения – наиболее при­быльные крупные корпорации экспортоориентированных производств (топливно-энергетический комплекс, металлургия и др.), внедряющие западные стандарты оплаты труда, и естественные монополии. Подавляющая часть населения не имеет возможности накапливать дополнительные пенсии в НПФ – их нет в регионах.

Таким образом, без серьезных изменений действующая в Российской Федерации система пенсионного обеспечения населения не может остановить набирающие силу негативные тенденции снижения уровня пенсии. Компенсация этого падения потребует дополнительных затрат на пенсионное обеспечение.

Во второй главе дипломной работы был проведен процесс назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий, в котором существует пятый этап (выплата пенсий) и также был приведен анализ размера выплаченных пенсий, в ходе которого выявилась проблема низкого уровня размера выплаченных пенсий. То есть, при существующем механизме расчета будущей пенсии ее размер получается не значительным по сравнению с бывшей заработной платой. Но можно, на взгляд автора, не меняя процесса расчета будущей пенсии увеличить ее примерно на 20 процентов.

В период с 2009 по 2013 г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 36,014 % до 49,274%. С 2009 по 2010 наблюдается резкий рост пенсий почти в 1,5 раза. Самый большой коэффициент замещения наблюдается в 2010 году(49,274%), а затем наблюдается снижение коэффициента замещения (таблица 4).

Для решения данной проблемы, прежде всего, необходимо оценить структуру пенсии. Проведем сравнительный анализ среднего размера пенсий каждого вида трудовых и государственных и их состав за 2013 г. в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (аблица 14).

Таблица 14

Средний размер трудовых пенсий по г. Пскову и Псковскому району Псковской области за 2013 г.

Вид трудовой пенсии

Фиксированный базовый размер (ФБР), руб.

Страховая часть трудовой пенсии без учета ФБР и валоризации , руб.

Суммы валоризации, руб.

Средний размер пенсии, руб.

По старости

3804,68

4544,99

1786,87

10136,54

По инвалидности

2976,05

2124,48

391,84

5492,37

По случаю потери кормильца

1309,16

2364,92

498,61

4172,69

Из данных таблицы 14 видно, что самый большой размер из трудовых пений занимают трудовые пенсии по старости 10136,54 рублей. Данный вид пенсий почти в 2 раза превышает размер двух других: трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца 5492,37 рублей и 4172,69 рублей соответственно. Также структура трудовых пенсий состоит из фиксированного базового размера, страховой части трудовой пенсии без учета валоризации и сумм валоризации. Согласно данным представленным на рисунке 10 второй главы дипломной работы на сегодняшний день трудовая пенсия состоит их страховой части трудовой пенсии на 48 % и фиксированного базового размера на 38%, включенного в страховую часть трудовой пенсии. Также учитываются суммы переоценки денежной стоимости пенсионных прав, приобретенных пенсионерами до 1 января 2002 (валоризации) 14%.

Таблица 15

Средний размер государственных пенсий в УПФРФ в г. Пскове и Псковском районе Псковской области с 2011 по 2013 гг., руб.

Вид государственной пенсии

2011

2012

2013

Абсолютное изменение

За выслугу лет

9803,24

10104,12

10894,8

1091,56

По старости

9101,05

9246,15

9324,11

223,06

По инвалидости

8906,77

9132,9

9541,7

634,93

По случаю потери кормильца

6743,2

7098,14

7310,64

567,44

Социальная пенсия

4892,31

5267,09

5724,73

832,42

Анализируя данные таблицы 15 можно сделать вывод о том, что самый большой средний размер пенсии имеют федеральные госслужащие 10894,80 рубля. Далее следуют военнослужащие, получающие пенсии по инвалидности 9541,70 рубль и пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф 9324,11 рубля. Самое большое количество получателей и самый низкий средний размер из государственных пенсий имеет социальная пенсия 5724,73 рубля.

Не смотря на то, что размер государственных пенсий за выслугу лет, по старости, по инвалидности превышает размер трудовой пенсии незначительно. Средние размеры государственных пенсий также являются низкими. Коэффициент замещения по самой значительной государственной пенсии 10894,80 рубля равен 56,1 %. Идеальный размер коэффициента замещения 1.

Для решения данной проблемы, можно предложить создать дополнительные фонды денежных средств на предприятиях в целях социальной поддержки своих сотрудников, что приведет к увеличению размера выплаченных пенсий. В целях повышения трудовых пенсий необходимо организовать дополнительные фонды денежных средств, куда бы отчислялась часть чистой прибыли компании для улучшения материального состояния работающих, выходящих на пенсию. Российская экономика является переходной к рыночной. Поэтому, прежде всего для становления рыночных начал необходима социальная поддержка пенсионеров не только со стороны государства, но и предприятий. Данная мера не только обеспечит повышение размера пенсии, но и способствует улучшения имиджа компании как социально значимого института. Если предприятие отказывается от создания денежных фондов внутри предприятия, то возможно увеличить пенсионные выплаты путем отчисления взносов работодателями в программы страхования жизни, которые на текущий момент представляют многие страховые компании г. Пскова, такие как ВТБ Страхование, Ингосстрах, МАКС, «ГУТА Страхование» и другие.

Для того чтобы убедиться, что данная мера будет эффективной, приведем прогноз средних размеров пенсий в Управлении ПФР (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) с помощью составления уравнения регрессии. В основу анализа принимаются показатели среднего месячного размера пенсии из таблицы 4 второй главы дипломной работы. Все показатели рассчитываются по формуле 5,

y^x = a + b*x, (5)

n*a + b*х = y;

a*x + b*х2 = x*y;

За у принимается средний размер пенсии, вместо х подставляем показатель t.

Таблица 16

Основные показатели регрессионного анализа

Год

Средний размер пенсии,руб (у)

tусл.

t2

у*tусл.

y^t = 8050,75 + 471,22t

2010

7143,9

-2

4

-14287,8

7108,31

2011

7611

-1

1

-7611

7579,53

2012

8285,2

1

1

8285,2

8521,97

2013

9162,9

2

4

18325,8

8993,19

Всего

32203

0

10

4712,2

8050,75

Согласно представленному уравнению приведем динамику прогнозных значений среднего размера выплат в таблице 17.

Так, например, если работодатель или будущий пенсионер будет добровольно отчислять от суммы средней зарплаты 19397,6 рублей 5%, что составит 969,88 рублей в месяц, и соответственно 11638,56 рублей в год для формирования Пенсионных накоплений в страховую компанию ВТБ Страхование. С учетом того, что трудовые пенсии с каждым годом в г. Пскове и Псковском районе Псковской области возрастают примерно на 929,8 рублей, то сумма выплат среднего размера с учетом рекомендаций автора отражена в таблице 11. Рассчитывается сумма выплат, приходящаяся на пенсионера, за которого уплачивались страховые взносы в размере 5% от средней зарплаты 19397,6 рублей в течение 5 лет по программе страховой компании ВТБ Страхование «Пенсионное страхование». Выплаты будут произведены в 2020 году. Доходность от управления страховым фондом 13%. Сумма страхового фонда на 1 пенсионера составит с учетом доходности 65757,864 рубля за 5 лет. У каждого пенсионера будет возможность либо сразу получить данную сумму, либо до конца жизни получать часть от нее. Прогноз страховых выплат из компании ВТБ Страхование 20 лет примерно. В месяц доплата составит 3287,9 рублей.

Таблица 17

Суммы выплаты пенсий с учетом рекомендаций автора, руб.

Год

Прогноз среднего размера без учета взносов

Прогноз среднего размера пенсий с учетом взносов 5% в ВТБ Страхование

2020

14960,24

18248,14

2021

15890,04

19177,94

2022

16819,84

20107,74

2023

17749,64

21037,54

2024

18679,44

21967,34

Более наглядно увеличение размера трудовой пенсии с учетом взносов 5 % в ВТБ Страхование представлено на рисунке 14.

Рис.14. Размер трудовой пенсии с учетом рекомендаций

Таким образом, после применения рекомендаций сумма размеров средней пенсии увеличится приблизительно на 22%, а это является существенной добавкой для каждого пенсионера.