18.Понятие и структура банковской системы. Правовое регулирование банковской деятельности.
Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода, действующих в сфере финансов и денежно - кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности. В единую банковскую систему России включены:
1) Банк России; 2) кредитные организации (банковские и небанковские); 3) филиалы и представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, ФЗ от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности", ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", др ФЗми, нормативными актами Банка России. В организационном плане банковская система может быть как одноуровневой (однозвенной), так и двухуровневой (двухзвенной).
При одноуровневой системе центральный банк и коммерческие банки находятся на одном уровне, выступая равноправными агентами или отделениями центрального банка. Двухуровневая система представляет собой разделение всех банков на верхний и нижний уровни. На верхнем, первом уровне находится центральный банк, выступающий в роли организатора и контролера денежного обращения в стране, на втором — самостоятельные, но подконтрольные центральному банку коммерческие банки.
Банковскую систему России образуют два элемента:
1) гос публично-правовая банковская деятельность, осуществляемая Банком России, которая формально может иметь гражданско-правовые формы, но при этом не приобретает частноправового содержания. Это направление банковской деятельности не имеет и не должно иметь коммерческого характера, а следовательно, иметь извлечения прибыли в качестве основной цели;
2) частная (предпринимательская, коммерческая) банковская деятельность, которая, в свою очередь, может приобретать публично-правовые формы и признаки, но при этом всегда основана на договоре банковского счета и вытекающих из его реализации частноправовых отношений с клиентами либо на иных договорах, направленных на возникновение и осуществление банковских операций и банковских сделок.
Банковская деятельность — деятельность особого рода, осуществляемая исключительно в рамках банковской системы. Право на банковскую деятельность возникает после гос регистрации и получения специального разрешения (лицензии) для кредитных организаций либо на основании федерального законодательного акта (для Банка России). Банковская деятельность более многообразное явление, чем только банковские операции. Помимо банковских операций, в процессе банковской деятельности реализуется более широкий спектр правовых отношений, связанных с организацией и функционированием всей банковской системы в целом и каждого из ее элементов в отдельности.
19.Центральный банк РФ (Банк России). Особенности правового положения, функции. Центральный банк России (ЦБ РФ) — главный банк страны. ЦБ РФ является ЮЛ, имеет печать с изображением Гос герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов ЦБ РФ — город Москва. Статус ЦБ РФ регулируется Конституцией РФ, ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», ФЗ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и др ФЗ. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
В соответствии с целями и в порядке, которые установлены ФЗ о ЦБ РФ, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено ФЗ.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ «О ЦБ РФ», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов госвласти, органов гос власти субъектов РФ и органов мсу.Банк России подотчетен только Гос Думе Федерального Собрания, причем закон императивно устанавливает:
Гос Дума назначает Председателя Банка по представлению Президента РФ, членов Совета Директоров, рассматривает годовые отчеты и результаты аудиторской проверки.
Банк России участвует в разработке экономической политики государства, осуществляемой Правительством РФ, а также консультирует Мин финансов России по вопросам выкупа госценных бумаг и погашения гос долга.
Банк России осуществляет хранение средств федерального бюджета и гос внебюджетных фондов, а в предусмотренных случаях осуществляет операции с федеральным бюджетом и гос внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ.
По вопросам своей компетенции Банк России издает НА, которые обязательны для органов гос власти всех уровней, для органов мсу, ЮЛ и ФЛ. Функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую гос денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о гос регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 10)осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; 11) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ; 12) определяет порядок осуществления расчетов с м/н организациями, иностр гос-ми, а также с юл и фл; 13) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам; 14) устанавливает правила бухгалт учета и отчетности для банковской системы РФ;15) устанавливает и публикует официальные курсы иност валют по отношению к рублю и иные функции.
20.Взаимоотношения Центрального банка РФ (Банка России) с кредитными организациями. ЦБ РФ одновременно выступает: главным гос органом по управлению банковской системой; кредитной организацией; субъектом банковского надзора. Вместе с тем, ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных организаций: выполнения несвойственных им функций; предоставления не предусмотренной законодательством информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.
Взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными организациями развиваются по следующим направлениям:
как кредитная организация ЦБ РФ взаимодействует, напр, с коммерческими банками в процессе осуществления банковской деятельности;
как орган гос власти ЦБ РФ: принимает решение о гос регистрации кредитных организаций, ведет Книгу гос регистрации кредитных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их; в соответствии с ФЗми устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации; издает обязательные для других участников банковских правоотношений нормативные акты; устанавливает обязательные для кредитных организаций экономические нормативы; осуществляет банковский надзор и привлекает к ответственности за нарушение банковского законодательства. Так, ЦБ РФ вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20% акций (долей) кредитной организации. ЦБ РФ имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных ФЗми;
как ядро банковской системы ЦБ РФ: взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности; в месячный срок отвечает в письменной форме кредитным организациям по вопросам, отнесенным к его компетенции (при необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен ЦБ РФ, но не более чем на один месяц);создает с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.
В процессе взаимодействия с другими кредитными организациями(коммерческими банками), для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ: проводит проверки кредитных организаций (их филиалов);направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.
21.Полномочия Центрального банка РФ (Банка России) в области банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Полномочия Банка России в области банковского регулирования и надзора можно разделить на несколько частей: 1)полномочия по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций; 2)полномочия по установлению правил проведения банковских операций и других сделок кредитных организаций; 3)полномочия по надзору и применению санкций за совершение правонарушений кредитными организациями и банковскими группами; 4)полномочия по предупреждению банкротства кредитных организаций; 5)полномочия по ликвидации и банкротству кредитных организаций. Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные ФЗ «О ЦБ РФ» от 10.07.2002г., осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Виды контроля за деятельностью коммерческих банков: Гос контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность ЦБ, коммерческих банков и кредитных учреждений.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны ЦБ РФ. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.
Независимый контроль — это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.
Банковское регулирование обычно предполагает формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности.
Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций. Согласно ФЗ «О Центральном банке РФ» Банк России осуществляет постоянный банковский надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, в частности, установленных ими обязательных экономических нормативов.
Главные цели банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор, способствует решению конституционной — и ключевой для Банка России — задачи обеспечения стабильности денежной единицы, а отсюда и денежной системы. В процессе взаимодействия с другими кредитными организациями(коммерческими банками), для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ: проводит проверки кредитных организаций (их филиалов);направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.
- Понятие и роль финансов. Функции финансов.
- Финансовая деят-ность гос-ва и муниц. Образований. Функции финансовой деят-ти.
- Формы и методы осущ. Фин. Деят-ти.
- Понятие и предмет финансового права, основные особенности финансового права как отрасли права.
- Конституционные основы (принципы) финансового права.
- Система и источники финансового права.
- Место финансового права в системе российского права
- 9.Финансово - правовые нормы: понятие, особенности и виды. Структура финансово-правовой нормы.
- 12. Роль представительных органов власти в финансовой системе.
- 16.Федеральное казначейство рф: правовое положение, функции.
- 18.Понятие и структура банковской системы. Правовое регулирование банковской деятельности.
- 22.Финансовый контроль: понятие, виды. Субъекты гос и муниципального финансового контроля.
- 23. Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль.
- 27. Понятие и предмет бюджетного права, его источники.
- 37. Бюджетная компетенция муниципальных образований.
- Бюджетный процесс (бп): понятие, стадии и принципы. Участники бюджетного процесса.
- Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета (фб).
- Налоговое право рф: понятие, предмет, принципы. Место налогового права в системе российского права.
- 51. Налоговое правоотношение: понятие, виды, структура.
- 55. Налоговая система рф: понятие и структура.
- 56. Федеральные налоги и сборы, их особенности и виды.
- 57. Характеристика ндс, акцизов, налога на доходы физических лиц.
- 58. Налог на прибыль организаций: общая характеристика.
- 61. Региональные налоги: общая характеристика и виды.
- 62. Местные налоги и сборы: общая характеристика и виды.
- 64. Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговые агенты.
- 67. Налоговый контроль, его формы. Налоговые проверки, их виды.
- 71.Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг.
- 72.Государственные и муниципальные внутренние займы как форма государственного и муниципального долга.
- 73.Правовое регулирование сберегательного дела.
- 75.Организация имущественного и личного страхования.
- 76.Виды обязательного страхования.
- 77. Понятие государственных и муниципальных расходов и их финансирование. Два основных правовых режима финансирования
- 79. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения
- 85. Органы и агенты валютного контроля , их компетенция
- 83. Правила ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями, организациями
- 84. Понятие и содержание валютного регулирования. Валютный контроль