79. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения
Бюджетное учреждение (БУ) осуществляет свою финансовую деятельность на основании сметы доходов и расходов – отражает все доходы БУ, получаемые как из бюджета и гос. внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности.
Смета — это финансово-плановый акт, определяющий основные источники финансирования (доходы) бюджетного учреждения, а также объем, целевое назначение и поквартальное распределение расходов бюджетных учреждений.
Юридическое значение: в определении и конкретизации прав и обязанностей получателей бюджетных средств по образованию и использованию денежных фондов, а также финансовых органов и вышестоящих распорядителей бюджетных средств в области контроля за их целевым использованием.
По кругу учреждений и охватываемых ими мероприятий сметы классифицируют на индивидуальные (составляется каждым БУ с учетом особенностей и определением объемов его финансовой деятельности), сводные (объединенные индивидуальные сметы учр-ий, принадлежащих к одной сфере деятельности, соотв-ми министерствами, ведомствами, департаментами, исполнит.органами власти субъектов РФ и мсу) и сметы централизованных мероприятий (составляются министерствами, ведомствами, исполнит.органами власти субъектов и мсу для осуществления определенных (централизованных) мероприятий). БУ в течение 10 дн со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.
Сводная смета по министерству, ведомству и т.д. учитывается при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета.
Смета доходов и расходов действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включительно.
Ежемесячно, по окончании года БУ составляют отчет об исполнении сметы (направляется в вышестоящую организацию и тер.орган Федерального казначейства, порядок составления ежегодно определяется приказом Минфина РФ).
Смета БУ разрабатывается на основе Бюджетной классификации - указание кодов Бюджетной классификации, в соответствии с которыми учреждения должны производить кассовый расход поступивших финансовых средств (обеспечение целевого использования выделенных средств, способствующих исполнению закона о бюджете).
При составлении сметы БУ учитываются производственные показатели деятельности (задания, контрольные цифры), установленные учредителем (для школ - число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования — контингент студентов, для поликлиник — число посещений и т.д.), учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые.
Нормативы расходов — это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расходов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме на один год и т.д.).
Подразделяют на обязательные (не подлежат изменению (расходы на командировки, нормы расходов на питание и т.д.) и необязательные (расчетные) (индивидуально для каждого БУ, исходя из его специфики (расходы на коммунальные платежи), самим учреждением по согласованию с финансовыми органами); материальные (количество материальных средств на единицу расходов) и денежные (стоимостная форма выражения материальных норм).
Смета БУ две основные группы расходов:
- текущие расходы- общий кодовый номер 100 000, объединяют широкую группу статей сметы, таких как: закупки товаров и оплата услуг (110 000); оплата труда государственных служащих (110 100), куда отнесены — оплата труда гражданских служащих (110 110), денежное довольствие военнослужащих (110 120), выходное пособие при увольнении (110 130); начисление на оплату труда, страховые взносы на государственное социальное страхование граждан (110 200); приобретение предметов снабжения и расходных материалов (110 300); (командировки и служебные разъезды (110 400); транспортные услуги (110 500); оплата услуг связи (110 600); оплата коммунальных услуг (110 700); прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг (111 000); субсидии, субвенции и текущие трансферты (130 000), включающие трансферты населению (130 300), выплату пенсий и пособий (130 310), стипендии (130 320), прочие трансферты населению (130 330).
- капитальные расходы -общий кодовый номер (200 000) и содержат статьи: капитальные вложения в основные фонды (240 000); приобретение оборудования и предметов длительного пользования (240 100); капитальный ремонт (240 300), включающий капитальный ремонт жилого фонда (240 310) и капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения за исключением капитального ремонта жилого фонда (240 330).
К статье «Капитальные вложения в основные фонды» отнесены все виды расходов, способствующие приросту основных производственных и непроизводственных фондов, в том числе приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальный ремонт помещений, в которых расположены бюджетные учреждения. Каждая из статей сметы имеет конкретное содержание обозначенных в ней расходов (напр., по экономической статье «оплата труда государственных служащих» планируются основные и дополнительные виды заработной платы, оплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в выходные дни, все виды премий, доплаты за дополнительные виды работы и надбавок за высокое качество работы).
Принцип постатейного выделения средств для конкретного бюджетного учреждения способствует усилению финансового контроля за их целевым использованием. БУ прилагают к смете основные паспортные данные, которые служат обоснованием отдельных видов расходов.
К примеру, образовательными учреждениями подготавливаются справки о движении контингента учащихся, данные о количестве факультетов, филиалов, научно-исследовательских подразделений; справки об учебно-материальной базе учреждения, что отражается в документах, содержащих данные об учебных площадях и других зданиях, находящихся в эксплуатации на начало текущего года; об обеспеченности необходимой для основного вида деятельности учебной, научной, методической литературой и т.д.
80. ВНЕБЮДЖЕТНЫК СРЕДСТВА БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БУ наряду с ассигнованиями из соответствующих бюджетов имеют и внебюджетные средства.
Положение «О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете» определяет 3 вида внебюджетных средств:
- специальные - доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности;
- депозитные -средства, поступившие во временное распоряжение БУ и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителям или передаче по назначению.
Депозитные суммы находятся на счетах БУ до определенного срока: для передачи физ. лицам — 3года; юр.лицам — 1 год; бюджетным учреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены;
- суммы по поручениям - средства, полученные от др.орг-ций для выполнения определенных поручений. После выполнения поручения БУ обязано выслать предприятию, организации, учреждению, давшим поручение, отчет об израсходованных средствах и вернуть неиспользованный остаток полученных сумм. Отчет не позднее 31 декабря.
Специальные средства — самая широкая. БК РФ именует как: доходы от использования имущества, находящегося в гос- или муниципальной собственности; доходы от платных услуг; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, полученные для возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (ст. 41 БК РФ).
Привлечение дополнительных источников финансирования двумя путями.
Первое — это осуществление предпринимательской деятельности БУ: доходы от платных услуг, от использования гос- или муниципальной собственности; средства в виде арендной платы и т.д. Доходы учитываются в смете доходов и расходов БУ и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Второй путь - напрямую не связан с результатами деятельности БУ и выражается во взаимодействии с юр- и физ.лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу учреждения. Правовая база для привлечения внебюджетных источников в ряде нормативных актов отраслевого характера (ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 29) – подготовка специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физ- и (или) юр.лицами).
От образовательной и научно-исследовательской деятельности отличается предпринимательская деятельность БУ, результаты которой также составляют внебюджетные средства (по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; по торговле покупными товарами, оборудованием; по оказанию посреднических услуг…)
Основное отличие - предпринимательская деятельность образовательных носит не основной, а вспомогательный характер и не должна идти в ущерб основной деятельности. БУ самостоятельны в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (ст. 161 БК РФ).
В ст. 254 БК РФ закреплена необходимость зачисления на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения.
- Понятие и роль финансов. Функции финансов.
- Финансовая деят-ность гос-ва и муниц. Образований. Функции финансовой деят-ти.
- Формы и методы осущ. Фин. Деят-ти.
- Понятие и предмет финансового права, основные особенности финансового права как отрасли права.
- Конституционные основы (принципы) финансового права.
- Система и источники финансового права.
- Место финансового права в системе российского права
- 9.Финансово - правовые нормы: понятие, особенности и виды. Структура финансово-правовой нормы.
- 12. Роль представительных органов власти в финансовой системе.
- 16.Федеральное казначейство рф: правовое положение, функции.
- 18.Понятие и структура банковской системы. Правовое регулирование банковской деятельности.
- 22.Финансовый контроль: понятие, виды. Субъекты гос и муниципального финансового контроля.
- 23. Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль.
- 27. Понятие и предмет бюджетного права, его источники.
- 37. Бюджетная компетенция муниципальных образований.
- Бюджетный процесс (бп): понятие, стадии и принципы. Участники бюджетного процесса.
- Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета (фб).
- Налоговое право рф: понятие, предмет, принципы. Место налогового права в системе российского права.
- 51. Налоговое правоотношение: понятие, виды, структура.
- 55. Налоговая система рф: понятие и структура.
- 56. Федеральные налоги и сборы, их особенности и виды.
- 57. Характеристика ндс, акцизов, налога на доходы физических лиц.
- 58. Налог на прибыль организаций: общая характеристика.
- 61. Региональные налоги: общая характеристика и виды.
- 62. Местные налоги и сборы: общая характеристика и виды.
- 64. Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговые агенты.
- 67. Налоговый контроль, его формы. Налоговые проверки, их виды.
- 71.Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг.
- 72.Государственные и муниципальные внутренние займы как форма государственного и муниципального долга.
- 73.Правовое регулирование сберегательного дела.
- 75.Организация имущественного и личного страхования.
- 76.Виды обязательного страхования.
- 77. Понятие государственных и муниципальных расходов и их финансирование. Два основных правовых режима финансирования
- 79. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения
- 85. Органы и агенты валютного контроля , их компетенция
- 83. Правила ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями, организациями
- 84. Понятие и содержание валютного регулирования. Валютный контроль