Понятие и принципы гражданства в рф. Основания приобретения и прекращения гражданства рф. Компетенция органов государственной власти по вопросам гражданства, разграничение их полномочий.
Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.
Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:
по рождению;
в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;
в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упрощенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.
Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.
Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет
и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство
Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство
и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение
пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей
статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если
лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение
одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в
Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со
дня регистрации по месту жительства;
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство
Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от
имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это
предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим
Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих
от лица причин;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка
устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской
Федерации.
2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а"
части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из
следующих оснований:
а) - в) исключены. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание
лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской
Федерации;
б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в
гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой
настоящей статьи.
4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет
военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках,
воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в
гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а"
части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ)
Прием в российское гражданство в упрощенном порядке
Осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона. При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в части 5 данной статьи, для которых достаточно иметь регистрацию по месту жительства на 1 июля 2002 или разрешение на временное проживание). В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:
имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);
проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);
получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях граждане государств, входивших в состав СССР (пункт «в» части 1 статьи 14);
родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14);
проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14);
являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской Федерации (пункт «в» части 2 статьи 14);
имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «г» части 2 статьи14);
имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «д» части 2 статьи 14);
нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (часть 3 статьи 14);
ветераны Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14);
дети и недееспособные лица (часть 6 статьи 14).
Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией с указанными государствами. Процедура рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации сокращена и составляет три месяца со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.
Прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом. Заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории России, принимают территориальные органы ФМС России по месту жительства заявителя (часть 1 статьи 32).
Особо следует отметить требование пункта «г» части 1 статьи 13 об обращении в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лиц иного гражданства (за исключением только некоторых случаев). Кроме того, о решении по заявлению о приобретении российского гражданства территориальный орган ФМС России информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства.
Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы бланков заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей. Государственная пошлина не уплачивается только при приеме в российское гражданство лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств. Это установлено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ в ст. 45 части I и в главу 25.3 части II Налогового кодекса Российской Федерации.
- Предмет и метод конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права Российской Федерации в системе права Российской Федерации.
- Конституционно-правовые нормы, их особенности. Классификация и структура конституционно-правовых норм.
- Система конституционного права Российской Федерации как отрасли права.
- Наука конституционного права. Тенденции ее развития на современном этапе. «Конституционное право Российской Федерации» как учебная дисциплина. Задачи, содержание курса.
- Конституционное развитие России. Конституционная реформа в России 1990-1993 годов. Необходимость принятия Конституции 1993 года.
- Понятие конституционного строя. Понятие и закрепление основ конституционного строя в Конституции рф.
- Целостность и незыблемость основ конституционного строя.
- Философские и международно-правовые основы правового положения личности.
- Конституционный статус личности как институт конституционного права: понятие и элементы. Основные принципы конституционного статуса личности.
- Институт гражданства в рф, его комплексный характер. Конституционно-правовое регулирование института гражданства.
- Понятие и принципы гражданства в рф. Основания приобретения и прекращения гражданства рф. Компетенция органов государственной власти по вопросам гражданства, разграничение их полномочий.
- Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Политическое убежище в рф.
- Понятие и содержание института референдума в рф. Понятие и виды референдумов в рф. Правовая база проведения референдумов в рф. Вопросы референдума. Условия проведения референдумов в рф.
- Стадии проведения референдума.
- Избирательная система рф, понятие, закрепление в законодательстве.
- Глава 21. Избирательная система и референдум рф 433
- Избирательный процесс в рф, понятие, стадии.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Система органов государственной власти: федеральный уровень и уровень субъектов федерации.
- Органы государственной власти с особым статусом.
- Возникновение и развитие института президентства в России.
- Конституционно-правовой статус Президента рф: понятие, элементы.
- Федеральное собрание рф: двухпалатная структура и разграничение компетенции между палатами. Формирование палат Федерального собрания. Структура палат Федерального Собрания.
- Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в рф.
- 42. Правовой статус судей в рф.
- 43. Конституционные принципы правосудия в рф.
- Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в субъектах рф.
- Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф. Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф.
- Исполнительная власть в субъектах федерации. Высшее должностное лицо и высший исполнительный орган государственной власти субъектов рф. Иные органы исполнительной власти в субъектах федерации.
- Понятие и принципы местного самоуправления в рф. Его соотношение с государственной властью. Местное самоуправление в системе народовластия.
- Основы местного самоуправления в рф: территориальные, экономические, правовые, организационные. Система местного самоуправления в рф. Органы местного самоуправления.