Понятие и принципы местного самоуправления в рф. Его соотношение с государственной властью. Местное самоуправление в системе народовластия.
Местное самоуправление основано на ряде принципов, под которыми понимаются обусловленные природой местного самоуправления основополагающие начала и идеи, лежащие в основе самоорганизации населения и деятельности органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления сформулированы в
Европейской хартии местного самоуправления, в Конституции РФ, Законе об общих принципах организации местного самоуправления и в других законодательных актах, что придает им нормативно-правовое содержание общеобязательных требований. Их соблюдение обязательно для органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В Конституции РФ получили признание следующие общие принципы местного самоуправления: самостоятельность решения населением вопросов местного самоуправления (ст. 12 и 130). Муниципальные образования самостоятельны в решении вопросов местного значения, что реализуется путем местного референдума, местных выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через деятельность граждан в выборных и других органах местного самоуправления.
Формы осуществления местного самоуправления в РФ.
Население самостоятельно определяет организационную форму осуществления местного самоуправления, наименование и структуру его органов. Местное самоуправление обеспечено финансово-экономической самостоятельностью, управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (ст. 12). Местное самоуправление должно иметь автономию в отношении своей компетенции, обладать свободой действия для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в его ведении.
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.
Но это не означает, что органы местного самоуправление обособленны или оторваны от органов государственной власти. Ведь они решают местные вопросы на основе законов и иных нормативно-правовых актов, принимаемыми государственными органами власти, то есть государство устанавливает юридические рамки самостоятельности органов местного самоуправления, законодательно определяет пределы их полномочий. Речь идет об организационной обособленности органов местного самоуправления и органов государственной
власти, о разделении властей по вертикали.
Органы местного самоуправления и их полномочия.
Организационно обособленные органы местного самоуправления наделены, в соответствии с уставом муниципального образования, собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Предметы ведения разграничиваются между муниципальными образованиями и последние не подчиняются другим муниципальным образованиям. Являясь юридическими лицами, муниципальные образования обладают правом на муниципальную собственность и являются участниками гражданского оборота. Многообразие организационных форм местного самоуправления (ст. 131). Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление представляет собой специфический уровень власти, на котором решаются местные проблемы посредством государственно-властных полномочий. Федеральным законом от 6.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
уточняет понятие территории, где граждане имеют право на выборную власть (местное самоуправление). Вводятся два типа муниципальных образований: муниципалитеты, муниципальные округа, имеющие определенную компетенцию и территориальную определенность.
Под системой местного самоуправления понимается совокупность организационных форм и институтов, посредством которых населением решаются вопросы местного значения. К ним относятся: местный референдум, выборы, собрания (сходы) и др.
Полномочия местного самоуправления – это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативно-правовыми актами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления.
- Предмет и метод конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права Российской Федерации в системе права Российской Федерации.
- Конституционно-правовые нормы, их особенности. Классификация и структура конституционно-правовых норм.
- Система конституционного права Российской Федерации как отрасли права.
- Наука конституционного права. Тенденции ее развития на современном этапе. «Конституционное право Российской Федерации» как учебная дисциплина. Задачи, содержание курса.
- Конституционное развитие России. Конституционная реформа в России 1990-1993 годов. Необходимость принятия Конституции 1993 года.
- Понятие конституционного строя. Понятие и закрепление основ конституционного строя в Конституции рф.
- Целостность и незыблемость основ конституционного строя.
- Философские и международно-правовые основы правового положения личности.
- Конституционный статус личности как институт конституционного права: понятие и элементы. Основные принципы конституционного статуса личности.
- Институт гражданства в рф, его комплексный характер. Конституционно-правовое регулирование института гражданства.
- Понятие и принципы гражданства в рф. Основания приобретения и прекращения гражданства рф. Компетенция органов государственной власти по вопросам гражданства, разграничение их полномочий.
- Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Политическое убежище в рф.
- Понятие и содержание института референдума в рф. Понятие и виды референдумов в рф. Правовая база проведения референдумов в рф. Вопросы референдума. Условия проведения референдумов в рф.
- Стадии проведения референдума.
- Избирательная система рф, понятие, закрепление в законодательстве.
- Глава 21. Избирательная система и референдум рф 433
- Избирательный процесс в рф, понятие, стадии.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Система органов государственной власти: федеральный уровень и уровень субъектов федерации.
- Органы государственной власти с особым статусом.
- Возникновение и развитие института президентства в России.
- Конституционно-правовой статус Президента рф: понятие, элементы.
- Федеральное собрание рф: двухпалатная структура и разграничение компетенции между палатами. Формирование палат Федерального собрания. Структура палат Федерального Собрания.
- Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в рф.
- 42. Правовой статус судей в рф.
- 43. Конституционные принципы правосудия в рф.
- Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в субъектах рф.
- Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф. Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф.
- Исполнительная власть в субъектах федерации. Высшее должностное лицо и высший исполнительный орган государственной власти субъектов рф. Иные органы исполнительной власти в субъектах федерации.
- Понятие и принципы местного самоуправления в рф. Его соотношение с государственной властью. Местное самоуправление в системе народовластия.
- Основы местного самоуправления в рф: территориальные, экономические, правовые, организационные. Система местного самоуправления в рф. Органы местного самоуправления.