14.Система органов государственной власти Российской Федерации.
Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.
Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:
- наделены государственно-властными полномочиями;
- образуются и действуют в установленном государством порядке;
- уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;
- являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Конституция (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.
Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.
Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации).
К органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.
Органы судебной власти образуют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура РФ, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Кроме названных органов в систему государственных органов РФ входят также ряд других органов, осуществляющих вспомогательные, совещательные и иного рода функции, которые определяются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например, Администрация Президента РФ, Совет Безопасности РФ, Полномочные представительства в Федеральных округах.
15.Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти. Порядок формирования
Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в конституции. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами Правительство РФ:
осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику; осуществляет управление федеральной собственностью ;обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны игосударственной безопасности;обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;реализует предоставленное ему право законодательной инициативы .Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера
Конституция РФ не устанавливает сроки полномочий Правительства. Однако косвенным образом определяется срок в четыре года: Правительство формируется в связи с избранием Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 116). Таким образом, действует формула: новый Президент - новое Правительство. Вместе с тем предусматривается его досрочная отставка. Она возможна в следующих случаях: Правительство само на основе коллегиально принятого решения подает в отставку; решение об отставке единолично, по своему усмотрению без какого-либо согласования принимает Президент РФ;
недоверие Правительству выражается Государственной думой. Окончательное решение о судьбе Правительства в этом случае принимает Президент: он может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную думу; вопрос о доверии Правительству ставит перед Государственной думой его Председатель. В случае отказа в доверии Президент либо принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную думу.Во всех этих случаях Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
- Понятие, признаки государства.
- Функции государства.
- 5. Судебная система рф.
- Формы государства.
- Основные теории происхождения государства.
- Понятие, признаки, функции права.
- Понятие нормы права. Структура нормы права.
- Система права.
- Понятие и виды источников права. Нормативно-правовые акты, их классификация.
- 9. Понятие правоотношения: его признаки, субъекты, содержание, объекты, виды
- 10. Юридические факты: понятие и классификация.
- 11. Понятие и признаки правонарушения.Виды правонарушений.
- 12.Юридическая ответственность: понятие и принципы. Виды юридической ответственности.
- 13.Общая характеристика Конституции Российской Федерации 1993г.: ее структура, порядок изменения.
- 14.Система органов государственной власти Российской Федерации.
- 16.Президент Российской Федерации. Порядок избрания, полномочия.
- 18.Судебная система Российской Федерации.
- Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.
- 28.Понятие и основание наследования.
- 29.Наследование по закону.
- 30.Наследование по завещанию.
- 31.Понятие трудового права: предмет, принципы, субъекты, источники.
- Трудовой договор: понятие, стороны, форма, содержание.
- 33.Основания прекращения трудового договора.
- 32.Трудовой договор.Понятие,стороны,форма,содержание.
- 40.Лишение родительских прав.
- 41. Опека и попечительство над детьми. Понятие, права и обязанности опекуна (попечителя).
- 42.Алиментные обязательства между родителями и детьми, супругами и бывшими супругами.
- 43. Усыновление.
- 45.Брачный договор.
- 46.Понятие и признаки преступления. Виды преступлений.
- 47.Уголовная ответственность и состав преступления.
- 48. Наказание,понятия,цели
- 49.Обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовную ответственность.