Социальный статус личности.
Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).
В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом (бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным, профессиональный следователь делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей, русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем, и наоборот).
Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.
Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые. К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п., ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот.
Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
системы ценностей, характерных для данного общества.
Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.
Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения.
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.
Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.
Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности.
Личным статусом называют положение индивида в социальной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в системе межличностных отношений.
Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова “динамическая”, “поведение”, “норма” указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:
Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;
Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;
Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.
Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.
Социальная роль невозможна без таких условий, как:
ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом;
социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.
Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Статус у человека в каждой конкретной ситуации один, но вести он может себя по-разному.
Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.
- Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.
- Человек, индивид, личность.
- Потребности и способности человека.
- Особенности межличностных отношений.
- Малая группа.
- Нации и межнациональные отношения в современном обществе.
- Исторический процесс и его участники.
- Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
- Цивилизация и формации.
- Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Целостность современного мира, его противоречия.
- Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
- Социальные группы и общности.
- Собственность, ее формы.
- Предпринимательская деятельность.
- Человеческая деятельность, её многообразие.
- Деятельность и общение.
- Социальный статус личности.
- Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
- Трудовая деятельность человека.
- Свобода в деятельности человека.
- Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
- Особенности социального познания.
- Религия. Свобода совести. Атеизм.
- Основные ценности и нормы морали.
- Человек и культура.
- Духовный мир личности. Мировоззрение.
- Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
- Духовное производство и духовное потребление.
- Познание. Истина и её критерии.
- Научное познание. Значение научной теории.
- Общество и научно-технический прогресс.
- Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
- Образование и его роль в развитии общества.
- Государство и экономика.
- Рыночные отношения в современной экономике.
- Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности современной экономики.
- Россия на пути к рыночной экономике.
- Человек в системе рыночных отношений.
- Политическая система общества, её структура.
- Правовое государство.
- Права человека. Их закрепление в Конституции рф.
- Демократия. Демократическая политическая структура.
- Право, его роль в жизни общества.
- Юридическая ответственность, её виды.
- Законодательная, исполнительная, судебная власти в рф.
- Правовые основы брака и семьи.
- Гражданин. Участие граждан в политической жизни.
- Правонарушение, виды правонарушений.
- Права ребёнка.
- Право на образование: содержание и гарантии.
- Права и обязанности гражданина рф.
- Федерация, ее субъекты.
- Государство, его признаки.
- Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
- Политика, её субъекты и объекты, цели и средства.
- Политический статус личности.
- Парламентаризм. Федеральное Собрание рф.