Социальные группы и общности.
Социальные группы наряду с народом являются субъективным фактором развития общества. Эти группы могут выделяться по различным признакам – возрастному (молодёжь), половому (женщины), профессиональному (учёные), религиозному (мусульмане) и т.д.
Среди больших социальных общностей выделяют классы, социальные слои, сословия. Каждый человек принадлежит к какой-либо из этих социальных групп.
Эти группы занимают различные положение в обществе, имеют не равный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.
Особенно отчетливо проявляются различия в имущественном положении. Крестьяне, рабочие, служащие, владельцы фирм, имеют не одинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.
Главным элементом социальной структуры выступают общественные классы, которые отличаются друг от друга отношением к собственности на средства производства.
В социальной структуре общества выделяют:
классы;
люмпены;
маргиналы;
семья – это важнейший социальный институт и один из основных факторов социализации личности;
страты
Молодежь как социальную группу выделяют социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет. Одно из главных обретений этого периода – обретение собственного я: собственные мысли и чувства становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность. Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Картина социальной пестра и подвижна. Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху модернизации и индустриализации, в отличие от традиционных. Значительные сдвиги происходят в развитых странах Запада.
Классы – это устойчивая социальная группа. Наибольшую роль в историческом процессе сыграли классы, сословия и нации. Например, рыцарское сословие в средневековье способствовало становлению европейского общества, защите его от врагов и, одновременно, выступало притеснителем крестьян. Большую роль в событиях ХХ века сыграл рабочий класс. Стремление наций к объединению способствовало созданию централизованных национальных государств.
«Люмпены» – люди, опустившиеся на «дно» общественной жизни – бродяги, нищие, бомжи.
Маргиналы – это люди, занимающие положение между устойчивыми общностями. Один из каналов пополнения маргиналов – массовая миграция из села в город.
Семья является важнейшим элементом социальной структуры общества. Это первая общность, в которой оказывается человек, где он находится в самый важный период своего развития, когда усвоение разнообразной информации, познание внешнего мира идет с колоссальной скоростью. Ребенок слаб, он находится в зависимом положении, те установки, которые он получает в семье, сохранятся в нем порою на всю жизнь. Семья одновременно является для ребенка первой моделью общества, он впервые встречается как с любовью, так и с сопротивлением, что будет сопровождать его во всей дальнейшей жизни.
-
Содержание
- Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.
- Человек, индивид, личность.
- Потребности и способности человека.
- Особенности межличностных отношений.
- Малая группа.
- Нации и межнациональные отношения в современном обществе.
- Исторический процесс и его участники.
- Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
- Цивилизация и формации.
- Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Целостность современного мира, его противоречия.
- Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
- Социальные группы и общности.
- Собственность, ее формы.
- Предпринимательская деятельность.
- Человеческая деятельность, её многообразие.
- Деятельность и общение.
- Социальный статус личности.
- Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
- Трудовая деятельность человека.
- Свобода в деятельности человека.
- Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
- Особенности социального познания.
- Религия. Свобода совести. Атеизм.
- Основные ценности и нормы морали.
- Человек и культура.
- Духовный мир личности. Мировоззрение.
- Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
- Духовное производство и духовное потребление.
- Познание. Истина и её критерии.
- Научное познание. Значение научной теории.
- Общество и научно-технический прогресс.
- Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
- Образование и его роль в развитии общества.
- Государство и экономика.
- Рыночные отношения в современной экономике.
- Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности современной экономики.
- Россия на пути к рыночной экономике.
- Человек в системе рыночных отношений.
- Политическая система общества, её структура.
- Правовое государство.
- Права человека. Их закрепление в Конституции рф.
- Демократия. Демократическая политическая структура.
- Право, его роль в жизни общества.
- Юридическая ответственность, её виды.
- Законодательная, исполнительная, судебная власти в рф.
- Правовые основы брака и семьи.
- Гражданин. Участие граждан в политической жизни.
- Правонарушение, виды правонарушений.
- Права ребёнка.
- Право на образование: содержание и гарантии.
- Права и обязанности гражданина рф.
- Федерация, ее субъекты.
- Государство, его признаки.
- Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
- Политика, её субъекты и объекты, цели и средства.
- Политический статус личности.
- Парламентаризм. Федеральное Собрание рф.