Тема 11. Правонарушения в таможенной сфере и порядок производства по делам о них
В самом общем виде правонарушение можно представить как виновное противоправное поведение лица, достигшего определенного законом возраста, способного руководить своими поступками и отдавать отчет своим действиям. Обязательными признаками любого правонарушения являются: виновность; противоправность; вменяемость; достижение предусмотренного законодательством возраста.
Все правонарушения подразделяются на: 1) проступки, т. е. противоправные виновные деяния, которые хотя и причиняют вред обществу, но, в отличие от преступлений, не представляют большой общественной опасности. В соответствии с действующим законодательством проступки подразделяются на: административно-правовые, гражданско-правовые и дисциплинарные (совершение проступков влечет за собой применение мер взыскания); 2) преступления, т. е. общественно опасные, противоправные, виновные, наказуемые деяния (действия или бездействия). Совершение преступления влечет за собой применение уголовного наказания.
В соответствии с приведенной классификацией правонарушений можно выделить следующие виды ответственности за их совершение: административно-правовая, гражданско-правовая, дисциплинарная и уголовная.
Наиболее значимыми и опасными правонарушениями в таможенной сфере являются:
1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. В свою очередь, административные таможенные правонарушения можно подразделить на: административные таможенные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов и административные таможенные правонарушения, связанные с нарушением правил, установленных таможенным законодательством. Последние, в свою очередь, можно разделить на нарушения, связанные с порядком: перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь и осуществления таможенного контроля; таможенного оформления и декларирования товаров и транспортных средств; обложения перемещаемых товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты, а также представления таможенных льгот и пользования ими.
Под административным таможенным правонарушением понимается противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) деяние, посягающее на установленный порядок таможенного регулирования, за которое установлена административная ответственность.
В КоАП предусмотрена ответственность за совершение значительного количества правонарушений, имеющих отношение к таможенной сфере (37 составов). В соответствии со ст. 14.1–14.18 КоАП к административным таможенным правонарушениям относятся: выдача без разрешения таможенного органа Республики Беларусь, утрата или недоставление в таможенный орган Республики Беларусь товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 14.1); невывоз за пределы таможенной территории Республики Беларусь либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств (ст. 14.2); пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами в нарушение таможенного режима (ст. 14.3); незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 14.4); недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 14.5); нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств (ст. 14.6); приобретение, транспортировка, хранение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением таможенных правил (ст. 14.7); приобретение, транспортировка, хранение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением таможенных правил (ст. 14.7); нарушение порядка пользования или распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами (ст. 14.8); неуведомление о пересечении таможенной границы Республики Беларусь (ст. 14.9); непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 14.10); неостановка транспортного средства в месте, определенном таможенным органом, либо его несанкционированное отправление с места стоянки (ст. 14.11); проведение операций с товарами и транспортными средствами без разрешения таможенного органа (ст. 14.12); изменение, уничтожение, повреждение либо утрата средств идентификации (ст. 14.13); нарушение порядка помещения товаров и транспортных средств на хранение (ст. 14.14); непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки и невручение документов на них (ст. 14.15); неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими (ст. 14.16); непредставление таможенному органу Республики Беларусь отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 14.17); нарушение порядка переработки товаров (ст. 14.18).
Кроме того, ряд правонарушений, имеющих отношение к таможенной сфере, предусмотрен также другими главами и статьями КоАП (например, ст. 11.44, 12.23, 13.10 и др.).
Производство по делам об административных таможенных правонарушениях ведется в соответствии с Процессуально-исполни-тельным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПиКоАП).
В соответствии со ст. 324 Таможенного кодекса таможенные органы ведут административный процесс в порядке, установленном ПиКоАП.
Основными задачами производства по делам об административных таможенных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.
Производство проходит несколько стадий, на каждой из которых совершаются определенные действия, присущие только этой стадии. Решение задач каждой стадии, оформляется процессуальными документами.
Различают четыре стадии производства по административным правонарушениям: административное расследование; рассмотрение административных дел; пересмотр постановлений; исполнение постановлений. На стадии административного расследования выясняются: факт совершения правонарушения, обстоятельства правонарушения, данные о виновном и составляется протокол об административном таможенном правонарушении. На стадии рассмотрения административных дел компетентный орган (должностное лицо) рассматривает материал и принимает постановление, которое впоследствии может быть обжаловано гражданином, либо опротестовано прокурором, либо пересмотрено по инициативе вышестоящего органа. Стадия пересмотра заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. Последняя стадия – исполнение постановления начинается сразу же после его принятия либо после рассмотрения жалобы (протеста).
Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного таможенного правонарушения. Процессуальным документом, фиксирующим стадию административного расследования, является протокол о правонарушении. Обязанность органа, проводящего расследование, состоит в том, чтобы факт правонарушения был зафиксирован точно и своевременно, а также установлены виновные лица. Надлежаще оформленный протокол направляется в орган (должностному лицу), уполномоченный рассматривать и решать данное конкретное дело. По окончании рассмотрения дела выносится постановление, которое немедленно объявляется. В постановлении определяется вид административного взыскания, налагаемого на виновного. Постановление может быть отменено или изменено самим органом, вышестоящим органом или судом.
- Тема 11. Правонарушения в таможенной сфере и порядок производства по делам о них
- Расследование дел об административных таможенных правонарушениях.
- 2. Преступления.
- 1. Возбуждение уголовного дела.
- 2. Установление (выяснение) фактических обстоятельств.
- 3. Процессуальное оформление результатов расследования.
- 4. Направление материалов уголовного дела по подследственности и в суд.