logo search
Voprosy_TGP_MPSI

2011/2012 Гг.

  1. Предмет науки теории государства и права.

(Предметом любой науки являются те общественные, природные или иные явления, которые она изучает.

Право и государство изучают многие юридические науки. К ним относятся науки гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Государство исследуют науки конституционного или государственного, административного права, наука о государственных органах, государственном управлении и т. д.

Каждая из этих наук имеет свой предмет. Так, предметом науки гражданского права является право, регулирующее в основном имущественные отношения, т. е. отношения по поводу различного имущества, наука трудового права изучает право регулирующее отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности. Соответствующими вопросами занимаются науки семейного, уголовного права и другие правовые науки.

Аналогичное положение занимают науки, исследующие государство. Так, наука конституционного права изучает конституционное устройство государства, структуру и полномочия органов государственной власти, права и свободы граждан, наука административного права – виды административных органов, порядок их деятельности по привлечению граждан, юридических лиц к административной ответственности и т. д.

Кроме наук, изучающих конкретные отрасли права, существуют исторические юридические науки, исследующие общую историю права и государства, историю права отдельных государств, например, России.

Теория государства и права является общей наукой о государственно-правовых формах жизни общества, она изучает право и государство в теоретическом обобщенном их понимании. Поэтому предметом теории государства и права являются следующие общетеоретические аспекты права и государства:

1) основные общие закономерности возникновения и развития права и государства как социальных явлений, особенности функционирования их в различные исторические эпохи и в разных странах;

2) главные черты, характеризующие право и государство как специфические социальные явления, а именно: происхождение, понятие и сущность права, его социальная роль и функции; типы права, нормы права, формы и источники права; система права, правовые отношения, правотворчество, толкование права, его реализация; правонарушения, законность и правопорядок; происхождение, понятие и сущность государства; исторические типы и формы государства; социальное назначение и функции государства; государственный аппарат; государство и личность; государство и гражданское общество; правовое и социальное государство и др.;

3) отличие права от других правил, таких как обычаи, традиции, нормы морали, нравственности, отличие государства как социальной организации от иных социальных объединений и органов, действующих в обществе, таких как партии, общественные творческие и иные организации.

Изучение перечисленных и других вопросов дает возможность:

1) познать право и государство на теоретическом уровне, связать их с другими социальными явлениями и получить общее представление о функционировании права и государства в обществе;

2) способствовать улучшению практики правового и государственного строительства, поскольку выводы теории государства и права, предложения и рекомендации направлены на развитие права, совершенствование деятельности государства и используются в практической жизни общества;

3) формировать у человека научные и теоретические взгляды на вопросы демократии, законности, государственной дисциплины и правопорядка, прав и свобод личности и соответственно использовать их на практике.)

Определение предмета теории государства и права

Теория государства и права - это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства.

Теория - это система знаний о внутренней природе явлений. Она не просто фиксирует явления и их признаки, а познает, какими они должны быть согласно своей сущности.

Теория в окружающем нас мире фиксирует лишь те явления, которые соответствуют собственной природе и неизбежно вытекают из господствующих в обществе общественных отношений.

Каждая наука имеет свой предмет и объект исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются воздействия субъектов – людей. Если объект может быть общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Предметом любой науки является определенный круг вопросов, изучаемый данной наукой. Через предмет определяется каждая конкретная наука и её отличие от других наук.

Особенностями или характерными чертами предмета теории государства и права являются:

1) общие специфические закономерности: возникновение и историческое движение государства и права; развитие и функционирование государства и права; переход одного типа государства к другому; развитие демократии, законности и правопорядка; формирование правового государства;

2) основные коренные вопросы: сущность, тип, формы, функции, структура и механизм воздействия государства и права, эволюция государств, соотношении государства и установленного в нем права, характеристики современных политических взглядов в конкретном государстве;

3) общая теория - теория государства и права формулирует основные теоретические понятия или категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются другие науки, является основой всех других гуманитарных наук;

4) единство науки - является единой наукой, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимодействии.

Из названия этой юридической науки следует, что предметом ее изучения являются два взаимосвязанных института — государство и право. При этом нельзя смешивать институты государства и права как определенные формы социальных отношений и науку о них — теорию государства и права.

Под предметом понимается то, что изучает данная наука. Предметом теории государства и права выступает юриспруденция в целом:

- система основных понятий юриспруденции;

- государство и право как взаимосвязанные явления (их зарождение, развитие, современное состояние).

Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и органически связанных с ними иных социальных явлений и процессов.

Государство и право — сложные социальные институты, имеющие различные стороны, различные проявления. Теория государства и права, отражает общее, существенное в этих явлениях, это наука об общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права как социальных институтов, их сущности, месте и роли в обществе.

Эти закономерности являются общими для всех государственно-правовых явлений и процессов, где государство и право рассматриваются как целостные и взаимосвязанные социальные явления. Сюда включаются и некоторые сопутствующие им явления (свобода, демократия и др.).

Объективные законы отражают существенные, повторяющиеся связи. Под законом следует понимать внутреннюю необходимую связь между двумя явлениями.

Закономерность — это обнаружение (проявление) закона на поверхности явлений в виде правильности, повторяемости, регулярности этих явлений (Гегель). Закономерности — проявление закона на поверхности явлений, познание закона, отражающего сущность изучаемого явления. Это происходит в теоретической (научной) языковой и идеологической форме.

Следует иметь в виду объективность существования государства и права, их самостоятельность, отделенность от других явлений. Сам предмет теории государства и права как и любой другой науки историчен, т. е. данная теория развивается в пространстве и во времени.

Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.

Таким образом, мы дали определение предмета теории государства и права. Определение — это краткое раскрытие содержания предмета. «Определение есть отрицание» — писал известный голландский философ Б. Спиноза, а вели кий немецкий философ Г. Гегель уточнил: «отрицание, положенное как утвердительное», т. е. отграничение от всех других явлений, не относящихся к данному. Определение должно быть четким, не двусмысленным, кратким, не тавтологичным, в нем должна быть схвачена сущность, связь с общим, содержательным (например, гражданин — личность, юридически связанная с государством). В юриспруденции определения играют особую роль.

Определения даются, как правило, в теоретической, научной форме. Теория — это система знаний о внутренней природе явлений. «Там, где отсутствуют теории, господствует индустрия понятий», — правильно заметил один из ученых. Наука — совокупность теорий, дающих нам достоверные знания об окружающем мире. Наука — достояние всего общества, а не отдельного человека. («Наука — это мы, искусство — это я», — сказал Виктор Гюго.) Наука это систематизированное знание о какой-либо области жизнедеятельности человеческого общества или об обществе в целом, это определенная сфера человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний.

В содержание предмета теории государства и права входят такие основные вопросы, как: происхождение государства и права; сущность и типы государства; функции государства; формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим); государственные органы; государство и политическая система общества; право в системе социальных норм; нормы и источники права; система права; правоотношения; толкование и применение права; механизм правового регулирования; правонарушение и юридическая ответственность; законность и правопорядок; иные вопросы, касающиеся государства и права и основных понятий юриспруденции.

Из сказанного следует, что предмет государства и права составляют:

- закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

- сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права;

- основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Достаточно близкий к предмету науки термин объект науки. Это более широкое понятие, означающее целую область исследований.

Объект теории государства и права - это единство норм права, юридической и социальной практики, в той части последней, в которой она обусловливает формирование и развитие права.

Задача научного познания - выявления сущности и закономерностей права, иных юридических явлений в процессе анализа юридической и социальной практики, то есть раскрытие предмета теории государства и права.

  1. Методы науки теории государства и права.

Под методом науки теории права и государства понимается совокупность способов и приемов изучения ее предмета.

В изучении права и государства используются различные методы. Они могут быть разделены на общенаучные и частно-научные. К первым относятся материалистический, познавательный, диалектический, формально-логический, понятийный и др. Вторую группу методов образуют методы сравнительного изучения, конкретно-социологический, статистический, эвристический, синергетический и др.

Использование материалистического метода означает признание реального существования права и государства в обществе и их реальное взаимодействие с другими общественными явлениями. Так, например, возникновение морского права связано с появлением морского флота и морских перевозок грузов и пассажиров.

Познавательный метод исходит из того, что право и государство как социальные явления познаваемы наукой. Познание этих явлений происходит путем исследования их такими, какие они есть в действительности.

Диалектический метод выражается в объективном, всестороннем и полном изучении права и государства, а также с учетом их исторического развития.

Формально-логический метод заключается в анализе и изучении отдельных понятий права и государства, их взаимной логической связи на основе использования законов формальной логики. Примером формально-логического метода может служить следующее рассуждение: «Законы должны выполняться. Конституция – это закон, значит, она должна выполняться».

Понятийный метод исследования заключается в использовании наукой теории государства и права специальных юридических понятий, таких, например, как правоотношение, юридический факт, правовой статус и применение их в процессе исследования проблем теории права и государства.

Частно-научный метод сравнительного изучения применяется в виде сопоставления различных государственных и правовых явлений в целях выявления их общих и особенных свойств, использования количественных и иных конкретных показателей.

Так, конкретно-социологический и статистический методы позволяют получить характеристики и количественные оценки реального действия того или иного конкретного государственно-правового явления. Данные методы на практике реализуются путем проведения опросов, интервью, непосредственного наблюдения, эксперимента.

Эвристический метод познания представляет собой творческое, а не формальное исследование государственно-правовых явлений путем сознательного мыслительного процесса, оценки их состояния и развития. Эвристический метод есть искусство творческого нахождения истины.

Синергетический метод выражается в исследовании связи норм права с другими социальными нормами – морали, нравственности, обычаями, а также органов государства с другими социальными формированиями – профсоюзами, партиями, творческими и иными объединениями.

  1. Теория государства и права в системе юридических наук.

В настоящее время право и государство изучают следующие юридические науки: теория государства и права, история права и государства, история политических и правовых учений, конституционное или государственное право и управление, административное право, финансовое право, гражданское право, семейное право, жилищное право, гражданский процесс, международное частное право, арбитражный процесс, трудовое право, социальное право, сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право, экологическое право, уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, криминалистика, международное публичное право и другие.

Теория государства и права по отношению ко всем другим юридическим наукам представляет собой общетеоретическую научную дисциплину и имеет методологическое значение. Она разрабатывает понятия и определения, имеющие общенаучное значение для всех других юридических наук, такие, например, как норма права, правоотношение, форма государства и др.

Теория государства и права является единой наукой, поскольку изучает право и государство совместно. Она исследует закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства как неразрывно связанных между собой социально-правовых явлений.

Теория государства и права как учебная дисциплина исследует наиболее общепризнанное понимание государственно-правовых явлений, понятия, определения, категории права и государства. Теория государства и права как наука включает в себя точки зрения отдельных ученых, их гипотезы по вопросам права и государства, мнения, которые могут носить субъективный и дискуссионный характер.

  1. Причины возникновения государства и права.

В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования.

По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной.

Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, а позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров - купцов.

Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности.

В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других.

Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества.

Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

Государство - это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами.

Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.

Причины возникновения государства:

  1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

  2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

  3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

  4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;

В целом причины возникновения права аналогичны причинам, породившим государство.

Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано.

Право является результатом его деятельности при сложившихся экономических, классовых условиях.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Право, выполняя функции общесоциальные, играло роль нормативно-классового регулятора (регулировало в интересах экономически господствующего класса) например, принцип талиона. Появляются специализированные органы.

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

  1. Возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

  2. Право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство;

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно–общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе.

Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

  1. Создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

  2. Выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

  3. Предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

  4. Охрана и поддержание мерами государственного воздействия;

  1. Теории происхождения государства.

Существуют различные теории происхождения права. Одной из первых по времени возникновения является теологическая. Ее авторы считали, что право – это заветы и правила жизни, установленные Господом и переданные людям. Эти правила содержатся в проповедях Христа, учениях его пророков, религиозных текстах.

Согласно теории естественного права, каждый человек наделяется определенной совокупностью прав от рождения. Таким образом, появление человека означает и появление права.

Представители этой теории утверждали, что естественное право проявляется в человеке в его совести, чувстве справедливости, нравственных началах. Естественное право не создается людьми, оно познается ими внутренне как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

Патриархальная теория источник права видела в правилах, устанавливаемых патриархом, т. е. старейшиной, родоначальником. Повелевая своими соплеменниками, он предписывал им правила поведения и взаимоотношений друг с другом, которые и стали правом.

Сторонники исторической школы полагали, что право – это продукт народного духа, сознания народа, который формируется и проявляется во взаимоотношениях людей. Право, как и язык, создается народом в процессе его исторического развития, а не законодателями. Оно есть результат народного национального сознания.

Нормативистская теория считала, что право возникло из самого права. Ее сторонники утверждали, что право не связано с реальными обстоятельствами, не существовало посторонних, внешних причин его возникновения.

Психологическая теория права причиной происхождения права признавала психику людей, их правовые переживания, особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные процессы, совершающиеся в психике человека. Это психологическое состояние людей и породило право.

Классовая, марксистская теория видела источник права в интересах экономически господствующего класса, который насильственно навязывал свою волю другим классам общества. Поэтому появление права было связано с разделением общества на господствующие и угнетенные классы. Господствующий класс создавал нормы права и предписывал исполнение их остальным членам общества с помощью принуждения.

Некоторые ученые выделяют еще одну теорию происхождения права, которая называется примирительной. Сущность ее сводится к тому, что право возникло как средство мирного разрешения споров и конфликтов, как основа для примирения сторон.

Существовали и другие точки зрения на происхождение права.

  1. Теория общественного договора как одна из теорий происхождения государства.

Теории происхождения государства

Существует множество теорий происхождения государства. Такой разброс научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Мифологические и религиозные концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.

Древнегреческая теория. Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских Богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли.

Древнеиндийская теория. Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок.

Древнекитайская теория. Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т.д. Император (носитель власти) при этом - сын Неба.

Теологическая теория. Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления, как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она допускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности.

Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти - из власти отца семейства.

Органические концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру - «справедливость, происходящая от природы, - есть договор о полезном - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государство (социально-экономические, военно-политические).

Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали очень отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации Независимости как символ соблюдения Демократии, и позже был возрождён мыслителями, такими как Джон Роулз.

Под заметным влиянием учения Руссо идеи договорного происхождения государства отстаивал А.Н. Радищев. С позиций защиты суверенитета народа, естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал, что цель договорно-формируемого государства - это «блаженство граждан».

Насильственные концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

Психологические концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям - это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности - важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т.д.

Марксистская концепция происхождения государства. Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т.д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому - в результате общественного развития - идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) - это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

Юридическая теория. Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни. Исторически свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудии индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы - это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Патримониальная теория. Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

Волюнтаристские теории. Наиболее широко распространенная из современных волюнтаристских теорий - это теория, которую я бы назвал «автоматической теорией». Согласно этой теории, изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Из этой профессиональной специализации развивалась политическая интеграция, которая объединила некоторое число до этого независимых общин в государство. Этот аргумент чаще всего приводился британским археологом В. Г. Чайлдом.

Принципиальным противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создает автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта.