История авторского права
Средние века
В средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой.
История авторского права как в России, как и в мире, неразрывно связана с развитием книгопечатания. С появлением полиграфии книга стала объектом купли-продажи, и на этом этапе авторское право защищало прежде всего интересы издателей. И только в середине XVII-го века авторское право стало связываться с личностью автора. В те времена авторское вознаграждение выплачивалось либо в виде жалованья, либо в виде единовременного вознаграждения, либо таким интересным образом, как это упомянуто в приказе Главного директора Императорских театров А.А. Нарышкина от 15 апреля 1803 г.: "Господину генерал-майору Титову за сочинение им музыки для мелодрам "Андромеда и Персей", "Цирцея и Улисс" и для драмы "Суд царя Соломона" предлагаю конторе дать ложу в каменном театре в третьем этаже, на пятьдесят русских и французских спектаклей бесплатно".
В 1803 г. в Санкт-Петербурге была создана Комиссия, возглавлявшаяся Управляющим Кабинета Государя Гурьевым, которая после 6 лет работы утвердила Положение, где впервые в российском законодательстве были установлены принципы и нормы оплаты авторского вознаграждения, "дабы выгоды автора и переводчика были для них не подвержены никакому сомнению и служили бы одобрением к большим трудам".
Первым российским законодательным актом, регламентирующим вопросы авторского права, стал "Цензурный устав" от 22 апреля 1828 г., который содержал специальную главу "О сочинителях и издателях книг". В соответствии с этим Законом сочинитель или переводчик книги имели "исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным".
В 70-е годы Х1Х-го века в России началось формирование системы авторских обществ. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, которые по инициативе великого драматурга А.Н. Островского учредили 29 ноября 1870 г. "Собрание русских драматических писателей".
21 октября 1874 года на основе этого Собрания было учреждено "Общество русских драматических писателей", ставшее первым в истории России авторско-правовым обществом со своим уставом. Председателем Общества был избран А.Н. Островский. В момент основания в Общество входил 81 член, в т.ч. такие известные писатели, как А.К. Толстой. И.С. Тургенев, Г.П. Данилевский, Н.С. Лесков.
Об авторитете и влиянии этого Общества говорит тот факт, что уже в мае 1875 г. его председатель А.Н. Островский получил от старейшего в Европе и в мире французского Общества драматических писателей и композиторов (САКД) письмо с предложением заключить Конвенцию о переводах, что положило начало международным контактам России в области авторского права.
И, наконец, 21 октября 1875 г. к Обществу присоединились композиторы во главе с Н.А. Римским-Корсаковым, образовав "Общество русских драматических писателей и композиторов", т.е. первое российское универсальное авторско-правовое общество, управляющее авторскими правами своих членов на коллективной основе. Именно эту дату Российское авторское общество (РАО), действующее на тех же принципах, может считать датой своего рождения.
Значительный вклад в создание правовой основы этой системы внес известный русский юрист Ф.Н.Плевако, который с 1887 г. возглавлял юридическую службу Общества. За свою 125-летнюю историю Общество русских драматических писателей и композиторов неоднократно трансформировалось, однако система охраны авторских прав на коллективной основе осталась неизменной до настоящего времени.
В 1904 г. из-за возникших противоречий Общество разделилось на Московское общество драматических писателей и композиторов (МОДПИК) и ДРАМСОЮЗ с центром в г. Санкт-Петербурге. И только в 1930 г. эти общества вновь объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов.
В 30-е годы ХХ-го века в СССР были образованы творческие союзы, которые учредили свои управления по охране авторских прав, каждое из которых занималось только своей сферой авторского права.
После вступления СССР во Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве в 1973 году было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), учредителями которого стали все творческие союзы и ряд организаций-пользователей произведений авторов. ВААП в своей деятельности вновь объединило все сферы авторского права, став авторитетной авторско-правовой организацией - членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).
В 1991 году ВААП было трансформировано в Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП), а в 1992 г. - в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС). З августа 1993 г. вступил в силу Закон РФ "Об авторском праве и смежным правах", предусматривающий создание негосударственной и некоммерческой организации, осуществляющей управление авторскими правами на коллективной основе. Принятие этого Закона, значительно укрепившего и расширившего юридическую базу для защиты авторского права, позволило России вступить 13 марта 1995 г. в Бернскую конвенцию "Об охране литературных и художественных произведений", которая предусматривает более высокую по сравнению с Женевской конвенцией степень защиты авторских прав.
- История авторского права
- Понятие и принципы авторского права
- Источники авторского права
- Понятие и признаки объекта авторского права
- Виды объектов авторского права
- Произведения оригинальные и производные ( зависимые)
- Произведения, не охраняемые авторским правом
- Служебные и неслужебные произведения
- Субъекты авторского права
- 6.1.3.2. Соавторы
- 6.1.3.3. Авторы составных произведений
- 6.1.3.4. Авторы производных произведений
- 6.1.3.5. Авторы аудиовизуальных произведения
- 6.1.3.6. Работодатель
- 6.1.3.7. Наследование права на использование произведения. Наследники
- Авторы и соавторы
- Авторские права юл
- Иностранцы и лица без гражданства как субъекты авторского права
- Наследники и другие правопреемники
- Исключительная природа авторского права
- Виды авторских прав
- Личные неимущественные права
- Право на обнародование и опубликование произведения
- Имущественные права авторов
- 5) Прокат оригинала или экземпляра произведения;
- Свободное использование произведения
- Права на программы для эвм и бд
- Понятие и виды авторских договоров
- Форма авторского договора и порядок его заключения
- Содержание авторского договора
- Ответственность сторон за нарушение авторского договора
- Коллективное управление имущественными правами
- Смежные права и их охрана
- Защита авторского права и смежных прав
- История патентного права
- Понятие и принципы патентного права рф
- 4. Законом признаются и охраняются права и интересы не только патентодателей, но и действительных создателей изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
- Объекты патентного права
- 36. Понятие и признаки изобретения
- 5. Не являются изобретениями:
- 6. Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:
- Объекты изобретений
- 41. Полезная модель как объект
- 5. Не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели:
- 43. Промышленный образец как объект
- 45. Селекционные достижения как объекты
- Понятие и признаки служебной и коммерческой тайны
- Субъекты патентного права
- 1. Автор
- 2. Заявитель
- 3.Патентообладатель
- 49. 51. Оформление прав
- Особенности оформления прав на селекционные достижения
- Права авторов объектов патентного права
- Лицензионные договоры
- Договор об уступке патента
- Договор о передаче ноу-хау
- Гражданско-правовые способы защиты прав авторов и патентообладателей
- Уголовная ответственность за нарушение прав авторов и патентообладателей
- 62, 63. Понятие и признаки фирменного наименования
- 65. Понятие, функции и виды товарных знаков
- Понятие наименования места происхождения товара и особенности его охраны
- Понятие, значение наследственного права
- История наследственного права
- Источники наследственного права
- Недостойные наследники
- Наследственная масса
- Открытие наследства, его место и время
- Наследование по завещанию
- Свобода завещания
- Форма завещания
- Тайна завещания
- Отмена и изменение завещания
- Недействительность завещания
- Завещательный отказ
- Возложение
- Исполнение завещания
- Наследование по закону
- Наследование по праву представления
- Нетрудоспособные иждивенцы наследодателя и их права
- Принятие наследства
- Наследственная трансмиссия
- Приращение наследственных долей