Понятие и признаки служебной и коммерческой тайны
Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности
В РФ круг таких сведений установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», а также некоторыми другими актами'. В частности, не могут составлять коммерческую тайну учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда; документы об уплате налогов и других обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения. Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей ее среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны. Наконец, коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин.
Как уже указывалось, российское законодательство, как и законодательство большинства европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие три требования. Признаки:
1. информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения своих целей, которые бы никто не приобрел, если бы они были предложены к продаже. Кроме того, те сведения, которые обладают действительной или потенциальной ценностью, должны быть неизвестны третьим лицам. Под третьими лицами в данном случае понимаются те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес. Ими могут быть другие предприниматели, конкурирующие с обладателем коммерческой тайны, его контрагенты по хозяйственным обязательствам, потребители его продукции, работ и услуг и т.д.
2. к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например, путем изучения открытых данных,
анализа образцов выпускаемой продукции, знакомства с публикациями и т.п., она коммерческой тайной не признается.
3.чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Спектр этих мер весьма обширен. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц. При этом, конечно, не требуется, чтобы обладатель информации принимал все мыслимые средства для ее охраны. Важно, чтобы из его конкретных действий ясно следовало его желание сохранить определенные сведения в тайне от окружающих. Следует подчеркнуть, что при важности всех названных условий охраноспособности коммерческой тайны последнее из них является, пожалуй, решающим. Если, например, обладатель информации не позаботился о том, чтобы возложить на конкретных лиц, будь то наемные работники или контрагенты, обязанности по неразглашению известных им сведений, его шансы на защиту нарушенных интересов крайне невелики.
- История авторского права
- Понятие и принципы авторского права
- Источники авторского права
- Понятие и признаки объекта авторского права
- Виды объектов авторского права
- Произведения оригинальные и производные ( зависимые)
- Произведения, не охраняемые авторским правом
- Служебные и неслужебные произведения
- Субъекты авторского права
- 6.1.3.2. Соавторы
- 6.1.3.3. Авторы составных произведений
- 6.1.3.4. Авторы производных произведений
- 6.1.3.5. Авторы аудиовизуальных произведения
- 6.1.3.6. Работодатель
- 6.1.3.7. Наследование права на использование произведения. Наследники
- Авторы и соавторы
- Авторские права юл
- Иностранцы и лица без гражданства как субъекты авторского права
- Наследники и другие правопреемники
- Исключительная природа авторского права
- Виды авторских прав
- Личные неимущественные права
- Право на обнародование и опубликование произведения
- Имущественные права авторов
- 5) Прокат оригинала или экземпляра произведения;
- Свободное использование произведения
- Права на программы для эвм и бд
- Понятие и виды авторских договоров
- Форма авторского договора и порядок его заключения
- Содержание авторского договора
- Ответственность сторон за нарушение авторского договора
- Коллективное управление имущественными правами
- Смежные права и их охрана
- Защита авторского права и смежных прав
- История патентного права
- Понятие и принципы патентного права рф
- 4. Законом признаются и охраняются права и интересы не только патентодателей, но и действительных создателей изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
- Объекты патентного права
- 36. Понятие и признаки изобретения
- 5. Не являются изобретениями:
- 6. Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:
- Объекты изобретений
- 41. Полезная модель как объект
- 5. Не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели:
- 43. Промышленный образец как объект
- 45. Селекционные достижения как объекты
- Понятие и признаки служебной и коммерческой тайны
- Субъекты патентного права
- 1. Автор
- 2. Заявитель
- 3.Патентообладатель
- 49. 51. Оформление прав
- Особенности оформления прав на селекционные достижения
- Права авторов объектов патентного права
- Лицензионные договоры
- Договор об уступке патента
- Договор о передаче ноу-хау
- Гражданско-правовые способы защиты прав авторов и патентообладателей
- Уголовная ответственность за нарушение прав авторов и патентообладателей
- 62, 63. Понятие и признаки фирменного наименования
- 65. Понятие, функции и виды товарных знаков
- Понятие наименования места происхождения товара и особенности его охраны
- Понятие, значение наследственного права
- История наследственного права
- Источники наследственного права
- Недостойные наследники
- Наследственная масса
- Открытие наследства, его место и время
- Наследование по завещанию
- Свобода завещания
- Форма завещания
- Тайна завещания
- Отмена и изменение завещания
- Недействительность завещания
- Завещательный отказ
- Возложение
- Исполнение завещания
- Наследование по закону
- Наследование по праву представления
- Нетрудоспособные иждивенцы наследодателя и их права
- Принятие наследства
- Наследственная трансмиссия
- Приращение наследственных долей