1. Особенности этики частных специальных систем. 8
1.1. Этапы становления и развития профессиональной морали. 8
2.3. Этика управления. 19
1.4. Этика замкнутых идеологизированных систем. 23
П. Этика в традиционной организационной структуре государственной службы. 30
1.1 Основные этические принципы и нормы в традиционной государственной службе. 30
1.2 Негативные следствия в этике государственной службы , порождаемые традиционной организацией госслужбы. 38
Ш. Эволюция этики государственной службы в обществе развитых демократий. 45
1.3 Основные направления изменения традиционной организационной структуры государственной службы. 45
Значительное и очень быстрое преобразование технической оснащённости государственной службы (компьютеризация деятельности, образование единых коммуникативных систем, связь), изменение всей системы канцелярских предметов, оснащения. Такое преобразование, с одной стороны, труд упростило, а с другой, – поставило перед большими отрядами госслужащих совершенно новые проблемы, в том числе переосмысление характера ответственности, необходимость приобретения новых навыков в принятии решений, в понимании своего долга и т.д. 56
Сращивание этики госслужбы и морали политики. 56
1.4 Особенности изменений в традиционной этике государственной службы в условиях реформ. 57
2 Особенности государственной службы российского трансформирующегося общества. 64
4.1. Особенности трансформации организационной структуры государственной службы России. 64
2.1 Становление новой этики государственной службы России. 77
3 Этические нормы государственной службы в писаных и неписаных правилах. 88
5.2 Рыночный характер нового государственного служащего 96
5.3 Национальные традиции в деловом этикете чиновника. 100
Заключение. 103
Список литературы. 108
Приложение № 1 117
Введение.
Мы живем в эпоху трансформирующихся обществ, что в широком смысле означает ускорение всех жизненных процессов. В таких условиях, с одной стороны, традиционная государственная служба переживает кризис, как и многие традиционные институты, с другой стороны, сохранение инвариантной социальной роли чиновничества как опоры политического режима привело к тому, что государственные служащие стали категорией граждан, более защищенной, чем все остальные. Эти явления, ставшие очевидными в наиболее развитых странах к концу 70-х гг. ХХ века, негативно сказались на государственной службе и поэтому вынудили искать новые подходы. В России эти процессы в девяностых годах ХХ века наложились на коренную «ломку» прежних общественных отношений, смену системы ценностей.
За рубежом эта проблематика начала осознаваться в 80-х – начале 90-х гг., когда она вышла за пределы университетских аудиторий и ворвалась в правительственные учреждения, штаб-квартиры профессиональных организаций и групп интересов. Тогда были приняты многие законы об этической ответственности чиновников, профессиональные кодексы государственных служащих, когда стали создаваться различные институты (комиссии, советы, министерства), занимающиеся борьбой с коррупцией и обеспечением этичного поведения. Соответственно, в это время появилась и литература, начали проводиться конференции, семинары, посвященные данной проблеме и т.д.1
В России же проблемы этики государственной службы еще недостаточно исследованы. В научных журналах печатаются единичные статьи, в учебных пособиях по государственной службе упоминаются эти проблемы, делаются доклады на эту тему на различных конференциях. Однако нет глубокого, комплексного исследования.1
Проблема формирования эффективного кадрового потенциала государственной службы остается в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем государственного управления России. Это следует, прежде всего, из анализа кадрового корпуса органов исполнительной власти всех уровней, приведенного в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию (2003 г.), и поставленных в нем задач.
В послании подчеркивается, что достигнутые в настоящее время успехи в социально-экономическом развитии России обусловлены в основном благоприятными внешними факторами, однако, по-прежнему, острой остается проблема недостаточной эффективности государственной власти в РФ. Президент отмечает, что «несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей».
Целью данной работы является рассмотрение главных подходов к вопросам роли и значения этических аспектов государственной службы в трансформирующихся обществах. Для этого, рассмотрим основные современные организационные изменения на государственной службе, влияние этих изменений на этику государственной службы, и, наконец, особенности этики государственной службы в России.
В соответствии с выдвинутыми задачами структура работы имеет четыре главы. В них предлагается рассмотреть:
- Во-первых, формирование этических профессиональных норм в традиционных обществах, а также факторы определяющие функционирование морали в замкнутых (закрытых) идеологизированных системах.
Во-вторых, этические профессиональные нормы в традиционной организационной структуре госслужбы, а также факторы, влияющие на возникновение негативных тенденций в морали чиновников.
В-третьих, основные тенденции изменения этических норм государственной службы в последней трети ХХ века, и факторов, их обуславливающих.
В четвертых: особенности протекания процессов трансформации этических норм государственной службы в России в условиях осуществляемых экономических, правовых и административных реформ.
В пятых: этические нормы, содержащиеся в писаных и неписаных правилах поведения госслужащих и представляющие складывающуюся инвариантную интернациональную систему профессиональных моральных регуляций.
- 1. Особенности этики частных специальных систем. 8
- 1. Особенности этики частных специальных систем.
- 1.1. Этапы становления и развития профессиональной морали.
- 1.2. Служебная этика.
- 2.3. Этика управления.
- 1.4. Этика замкнутых идеологизированных систем. Суть и особенности замкнутых идеологизированных систем.
- . Особенности формирования морали в замкнутых идеологизированных системах.
- Воздействие этики замкнутых идеологизированных систем на мораль государственных служащих.
- П. Этика в традиционной организационной структуре государственной службы.
- 1.1Основные этические принципы и нормы в традиционной государственной службе.
- 1.2Негативные следствия в этике государственной службы , порождаемые традиционной организацией госслужбы.
- Ш. Эволюция этики государственной службы в обществе развитых демократий.
- 1.3Основные направления изменения традиционной организационной структуры государственной службы.
- 1.4Особенности изменений в традиционной этике государственной службы в условиях реформ.
- 2Особенности государственной службы российского трансформирующегося общества.
- 4.1. Особенности трансформации организационной структуры государственной службы России.
- 2.1Становление новой этики государственной службы России.
- 3Этические нормы государственной службы в писаных и неписаных правилах.
- 5.1. Этический кодекс государственного служащего.
- 5.2 Рыночный характер нового государственного служащего
- 5.3 Национальные традиции в деловом этикете чиновника.
- Заключение.
- Список литературы.
- Приложение № 1 модельный этический кодекс государственного служащего российской федерации
- 2.0. Мораль (нравственность).
- 3.0. Добро.
- 5.0. Долг.
- 6.0. Ответственность.
- 7.0. Справедливость.
- 9.0. Достоинство.
- 10.0. Совесть.
- 22.0. Этикет.
- 23.0. Какими качествами отличается профессиональный этикет государственного служащего?
- 24.0. Как личность усваивает требования профессионального долга?
- 25.0. Бюрократия.
- 26.0. Коррупция.
- 27.0. Какая из причин предопределяет наибольшее распространение коррупции?
- 28.0.Что является важнейшим в деятельности государства по преодолению коррупции?