logo search
1

Факультет дистанционного обучения

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Контрольная работа

по дисциплине «Правовые основы деятельности налоговых органов РФ»

(Учебное пособие Ю.М. Черская)

Вариант №3

Выполнила:

студентка ФДО ТУСУР

гр.:

специальности 080105

г.

2010 г

ВОПРОС №1

Развитие налоговых органов России

со времен царствования Петра I до 1918 г.

Петр I, самодержец российский, в 1722 г. обязал дворян выбирать сборщиков податей или земских комиссаро. Там, где не было помещиков (например, северные поморские города), земских комиссаров надлежало избирать обывателям. Если комиссар в своей деятельности допускал злоупотребления, помещикам или обывателям полагалось судить его, уведомляя об этом губернатора и воеводу.

Желая искоренить злоупотребления, Петр I распорядился провести перепись дворов и ввел подушную подать на содержание войска. Подушные деньги собирали земские комиссары и находящиеся на вечных квартирах штабс- и обер-офицеры. Тяжкое бремя подушных податей заставляло людей продавать за бесценок нажитое имущество и хлеб на корню, а то и убегать за пределы державы.

Казенные приказы прекратили функционирование в 1718 г. с учреждением Петром I камер - коллегии, полномочия которой не ограничивались только сбором налогов. Вновь образованный орган дополнительно решал вопросы земледелия, состояния дорог и некоторые другие вопросы. В провинции камер - коллегию представляли земский комиссар с помощниками - нижними комиссарами. Эти должностные лица ведали устройством дорог, следили за порядком эксплуатации государственного имущества, выполняли другие обязанности, не связанные напрямую с уплатой налогов. Камер - коллегия с поставленной задачей не справилась и оживить ее деятельность не удалось. Спустя короткое время после ее создания фактически сбор налогов осуществлялся иными органами государства. Например, военная коллегия стала собирать подушную подать. Сбор монетной и горной регалии взяла на себя берг - коллегия, а гербовой бумаги - мануфактур - коллегия. За камер - коллегией остался лишь сбор морских пошлин и отдельных доходов.

В конце ХVII - ХVIII веков функционировала Ближняя канцелярия, учрежденная Петром I и ведавшая административно - финансовым контролем за работой государственных учреждений в России. В связи с образованием коллегий Ближняя канцелярия была упразднена, а ее функции перешли к Ревизион - коллегии.

Появившееся в правление Анны Иоанновны (1730 - 1740 г.г.) выражение "в ногах правды нет" отнюдь не означало, как сейчас, приглашение присесть. В то время , более известное как бировщина , недоимщиков ставили в один ряд, ,снимали с них обувь и били по щиколоткам и пяткам, вынуждая заплатить недоимку.

Екатерина II упразднила коллегии и их полномочия по финансовому управлению приняли казенные палаты. Указом от 24 октября 1780 г. создан новый орган - экспедиция о государственных доходах, в 1781 г. этот орган реорганизован в четыре самостоятельных экспедиции, подчиненных генерал - прокурору. Предметом ведения каждой из экспедиции соответственно являлись: доходы; расходы; ревизия счетов; взыскание недоимок, недоборов и недочетов. Однако результаты финансовой деятельности за период царствования Екатерины II в значительной мере сформировались за счет питейного дохода, который составлял почти третью часть всего бюджетного дохода России.

Известно, что купечество в России делилось на гильдии, характеризующие имущественно - правовой статус купеческого сословия. Купцы, имеющие доход до 7 тысяч рублей, относились к третьей гильдии, до 20 тысяч рублей - ко второй, и до 50 тысяч рублей - к первой. Но существовавшие фискальные возможности налоговой системы не имели эффективной методики контроля доходов. Данное обстоятельство затрудняло применение объективного налогообложения, так как купцы скрывали размер налогооблагаемого дохода. Противодействуя этому государство определяло права и обязанности купцов в зависимости от места занимаемого ими в купеческой иерархии . Чем ниже разряд гильдии, тем меньше прав и больше ограничений, и на оборот Например, купец III гильдии обязан был жить в избе, ездить в одноконной телеге, он подлежал телесным наказаниям и т. д. Купец II гильдии имел ряд льгот, в том числе он не мог подвергаться телесным наказаниям, ему разрешалось ездить на параконной коляске и т. д. Купцу I гильдии дозволялось иметь загородные дачи, поместья, ездить в четырех конной карете. Он освобождался от воинской повинности, был свободен в выборе фасонов одежды. ": все это делалось для стимуляции налоговых поступлений в государственную казну. С этой целью принимались меры по защите интересов русских купцов на внешних рынках. Но они были явно недостаточными по сравнению с тем, что делалось для торгового сословия в странах Запада" {7;90}.

В начале ХIХ века функции сбора налогов и распределения денежных потоков для государственных расходов поручены, созданному 8 сентября 1802 г. правительством Александра I, министерству финансов. Непосредственно функцию налогового контроля исполнял департамент податей и сборов.

С 1863 г., уже при Александре II, на базе этого департамента сформированы департамент окладных сборов и департамент неокладных сборов (позднее переименован в главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий). Аналогичную работу по взиманию налогов осуществлял департамент торговли и мануфактур. На местах министерство финансов было представлено казенными палатами, при которых имелось губернское податное присутствие. Палата контролировала сбор и поступление прямых и большинство косвенных налогов. Палата состояла из управляющего, помошника управляющего, начальников отделений и других чиновников.

Правительство Александра III в 1885 г. ввело в штат казенных палат податных инспекторов, назначаемых на должность и распределяемых по губерниям министром финансов. Каждый из них отвечал за правильность взимания налогов, пошлин, других сборов на своем участке. По состоянию на 1902 год Российская Империя насчитывала 500 таких участков. Податным инспекторам вменялось в обязанность расследовать факты сокрытий доходов от налогообложения .

Крестьянская реформа 1861 г. не сделала из крестьянина собственника земли. Правительство "...законсервировало общину, справедливо полагая, что из нее гораздо легче выколотить налоги, запретило закладывать крестьянские наделы и ограничило возможности сдачи их в аренду". {8;450}. За 20 лет, в течении которых крестьяне выкупали земельные наделы, увеличилось число крестьянских семей и соответственно разделов семейных наделов. Это обстоятельство способствовало недостатку земли у крестьян и избыток у помещиков.

В целях упорядочения налоговой системы на рубеже ХIХ и ХХ века формируются коллегиальные органы управления по видам налогообложения. В царствование последнего российского императора Николая II в губерниях и уездах учреждаются податные раскладочные присутствия. После ликвидации губернского податного присутствия в губерниях их полномочия перешли к казенным палатам и специальным присутствиям. Принцип построения специальных присутствий связан с основными видами налогов: присутствие по налогу с недвижимых имуществ; присутствие по государственному промысловому налогу; присутствие по квартальному налогу. Специальным присутствием руководил губернатор. Раскладочные присутствия, руководимые податными инспекторами участков, просуществовали в уездах до 1917 года, вплоть до крушения Российской Империи.

С приходом к власти большевиков налогообложение, с позиции диктатуры пролетариата, стало использоваться в качестве экономического средства подавления собственника. Подход к взиманию налогов стал политизированным, направленным на обслуживание интересов классовой борьбы. Характерно, что взимание налогов с материально обеспеченной части населения рассматривалось в контексте мер борьбы с контрреволюционерами и саботажниками. Например, "...Исходя из этой необходимости, Совет Народных Комиссаров п о с т а н о в л я е т:

1. Лица, принадлежащие к богатым классам (т. е. имеющие доход в 500 р. в месяц и свыше, владельцы городских недвижимостей, акций и денежных сумм свыше 1000 р., а равно служащие в банках, акционерных предприятиях, государственных и общественных учреждениях, обязаны в трехдневный срок представлять в домовые комитеты в трех экземплярах заявления за своей подписью и с указанием адреса, о своем доходе, своей службе и своих занятиях.

3 . Лица, виновные в неисполнении настоящего закона (в непредставлении заявлений или подаче ложных сведений и т. п.), а равно, члены домовых комитетов, виновные в несоблюдении правила о хранении этих заявлений, сборе их и представлении в указанные выше учреждения (в городскую Управу и Народный Комиссариат внутренних дел - В. К.), наказываются денежным штрафом до 5000 р. за каждое уклонение, тюрьмой до 1 года или отправкой на фронт, смотря по степени вины". {9;55}.

Или другой пример, в 1918 г. в губерниях России объявляется сбор чрезвычайного десятимиллиардного налога на нужды Красной Армии, которую готовили принять участие в мировой революции на стороне пролетариата Европы. В этом же году, с целью изъятия хлебных запасов в деревне, по предложению В.И.Ленина 9 мая 1918 г. принят декрет "О предоставлении Народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими" {10; 497}.

Начиная с 1918 года, с установлением советской власти, инициируется процесс ломки прежней системы и структуры налоговых органов и построение новых. Установлением общегосударственных налогов и повинностей ведает Всероссийский Съезд Советов и Всероссийский Центральный Комитет Советов (раздел 3, глава 9, статья 49 Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г.). Сбор налогов дозволяется вести ": не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности" (раздел 4, глава 16, статья 79 Конституции РСФСР) {9;93-94,98}. Следствием гражданской войны и сопутствующему ей хозяйственному опустошению, явилась политика военного коммунизма, элементами которой были продразверстка, запрет частной торговли, распределительное снабжение населения товарами первой необходимости, трудовая повинность и проч. В условиях отсутствия рыночных отношений государственная казна могла пополняться только административно - командными методами.

Восстановление народного хозяйства приходится на период новой экономической политики (НЭП). С марта 1921 г. продовольственная сырьевая разверстка заменяется натуральным налогом и разрешается свободная торговля. Но порядок взимания продналога не был урегулирован. Фактически налоги вводились и взимались исходя из отраслей сельского хозяйства и производимых видов продукции. До начала сева государство определяло объем налоговых платежей в виде определенного процента от урожая с пашни каждого сельхозпроизводителя. Государство создало специальный фонд товаров широкого потребления для обмена на те сельхозпродукты, которые были сданы сверх налога, через органы государства и кооперацию{11;208-210}. Продовольственный налог собирался Наркоматом продовольствия. Иные налоги взимались другими органами. Трудовой налог: в денежной части - Наркоматом финансов, в натуральной части - Наркоматом труда; подворно - денежный налог - местными органами финансов.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 31 октября 1918 г. утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов. Одновременно были упразднены ранее действовавшие налоговые органы. Структурно губернский финансовый отдел исполкома состоял из трех подотделов: сметно-кассового, прямых налогов и пошлин, косвенных налогов, а также секретариата. Уездный финансовый отдел исполкома имел два подотдела: сметно-кассовый и налоговый.

Вопрос №2