1) Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты);
2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение);
3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют отношениям, входящим в первые две группы (процедурные), сопутствуют им (процедурные и процессуальные) либо вытекают из них (процессуальные).
Отношения но социальному обеспечению граждан в денежной форме и но предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.
Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:
1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).
Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении какой-либо пенсии, пособия, социальной услуги) путем обращения в вышестоящий орган социальной защиты или в суд.
Что касается выделения помимо рассмотренной выше группы материальных правоотношений еще и группы процедурно-процессуальных правоотношений, то среди ученых нет единого мнения о том, следует ли включать в предмет права социального обеспечения помимо процедурных (их признает большинство специалистов) еще и процессуальные отношения в сфере социального обеспечения.
Практически все ученые видят различие между процедурой и процессом в социальном обеспечении1. Однако многие авторы категорически считают процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения не относящимися к предмету права социального обеспечения1, а органично включенными в соответствующие отрасли права — гражданско-процессуальное и административное. Другие ученые констатируют, что эти отношения регулируются, как правило, не нормами права социального обеспечения, но в качестве составной части предмета науки и учебного курса права социального обеспечения раскрывают их особенности2, которые, безусловно, имеются. Возможно, в будущем эти отношения будут регулироваться разрабатываемым в настоящее время Трудовым (или Социальным) процессуальным кодексом, так как в случае создания органов специализированной трудовой юстиции и соответствующего обособленного процессуального законодательства было бы логичным включить в компетенцию указанных органов рассмотрение помимо трудовых споров еще и споров в области социального обеспечения.
Таким образом, процедурно-процессуальные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить на:
1) процедурные отношения по установлению необходимых юридических фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспособности, нахождения на иждивении и т.д.);
2) процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;
3) процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения как в административном, так и в судебном порядке.
Очевидно, что служебный характер указанных отношений по отношению к материальным не означает того, что они факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения невозможны. Инфраструктурная сущность процедурно-процессуальных отношений сравнима с ролью транспорта в экономике. Выделенное благо должно быть максимально эффективно, быстро и точно доставлено нуждающемуся лицу-адресату, отвечающему законным требованиям. В ходе этих отношений субъект — предоставитель блага также идентифицирует получателя в качестве такового и в длящихся отношениях постоянно контролирует его соответствие установленным требованиям.
Как видно из приведенных классификаций отношений, каждый человек в качестве получателя блага либо заявителя потенциально может участвовать параллельно в целом ряде материальных и процедурно-процессуальных отношений по социальному обеспечению.
Так, инвалид может одновременно получать трудовую пенсию по инвалидности, ежемесячное пособие на ребенка, компенсационную выплату как аспирант, находящийся в академическом отпуске по медицинским показаниям, бесплатную лекарственную помощь, ежемесячную денежную выплату в связи с «монетизацией» льгот, находиться в данный момент в процедурных отношениях по предоставлению ему санаторно-курортного лечения и протезирования, предоставления ему транспортного средства и обжаловать действия органа службы занятости по прекращению выплаты пособия по безработице и т. д.
Это будут нижние уровни классификаций отношений — единичные правоотношения по социальному обеспечению определенного вида.
Само наличие нематериальных процедурно-процессуальных отношений в сфере социального обеспечения, а также сложная иерархичность материальных отношений позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности. Это создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.
В процессуальных правоотношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.
В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.
Общая характеристика Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».
Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года
Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года (в ред. Федеральных законов
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 21.11.2011 N 326-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
- Экзаменационные вопросы
- 1.1 Основные положения социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста
- 1.2 Права инвалидов и лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания
- 1.3 Виды социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста
- 1.3.1 Социальное обслуживание на дому
- 1.3.2 Полустационарное социальное обслуживание
- 1.3.3 Стационарное социальное обслуживание
- 1.3.4 Срочное социальное обслуживание
- 1.3.5 Социально-консультативную помощь
- 1) Проводят национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, основанную на принципе равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом;
- 1) Граждане (в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством);
- 2) Государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление со.
- 1) Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты);
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания
- Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования
- Глава III. Управление системой обязательного социального страхования
- Глава IV. Финансовая система обязательного социального страхования
- Глава V. Заключительные положения
- Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
- Глава II. Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей, и их размеры
- Зачем проводится валоризация?
- Примеры расчета пенсии с учетом валоризации
- Основные понятия, используемые при расчете
- 7. Размер страховой части трудовой пенсии индексируется в следующем порядке:
- Условия назначения государственной пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим
- Условия назначения государственной пенсии за выслугу лет военнослужащим
- Условия назначения государственной пенсии за выслугу лет космонавтам
- Размеры государственной пенсии за выслугу лет космонавтам
- Условия назначения государственной пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава
- Размеры государственной пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава
- Размеры государственных пенсий за выслугу лет гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями
- Размер трудовой пенсии по старости
- Страховая часть трудовой пенсии по старости
- Расчет пенсионного капитала (пк)
- Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с 01.02.2011
- Накопительная часть трудовой пенсии по старости
- Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца
- Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 01.02.2011
- 1.2 Виды обеспечения по страхованию
- 2. Размер ежемесячных страховых выплат
- 2.1 Порядок начисления ежемесячной страховой выплаты
- 2.2 Размер ежемесячной страховой выплаты
- Глава V. Социальная защита граждан при возникновении поствакцинальных осложнений
- 1) Достижение общего пенсионного возраста (55 и 60 лет);
- 2) Необратимость анатомического дефекта или деформации;
- 3) Определенные заболевания, когда тяжесть инвалидности не может смягчиться (она стабильна).
- Граждане, имеющие право на получение дополнительного материального обеспечения и его размер Порядок обращения за демо
- Порядок назначения и выплаты демо
- 3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
- 1. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
- 2. Пенсия по старости назначается:
- 1. Право на пенсию в соответствии с настоящим фз имеют:
- 1) При стаже 15 лет – 45% среднемесячного заработка за вычетом базовой и страховой частей пенсии по старости (инвалидности);
- 2) За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет – пенсия увеличивается на 3% среднемесячного заработка, но не более 75% среднемесячного заработка государственного служащего;
- 3) Размеры пенсий для граждан, проживающих в районах кс и пм, в районах с тяжелыми климатическими условиями, увеличиваются на районный коэффициент на весь период проживания в них.
- 1) Выплачивается пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности не менее 20 лет;
- 2) Если стаж судебной работы меньше, но не менее 10 лет – устанавливается по достижении 55 и 50 лет
- 1) При стаже судейской работы в 20 лет – 80% зпл работающего по соответствующей должности судьи;
- 2) За каждый полный год стажа свыше 20 лет увеличивается на 1%, но не более чем до 85% денежного содержания;
- 3) Если стаж судейской работы менее 20 лет (но не менее 10 лет), размер содержания исчисляется пропорционально числу лет, отработанных судьей (10 лет стажа – 40%, 15 л 60%).
- Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями
- 1.Понятие и виды медико-социальной помощи
- Пособие по беременности и родам в 2012 году
- Основные изменения в расчетах пособий в 2011 - 2012 годах
- Пример расчета пособия исходя из среднего заработка
- Порядок расчета пособия по БиР
- Предоставление документов для назначения и выплаты пособия по беременности и родам
- Сумма материнского капитала
- Материнский капитал в 2012 году полагается:
- Документы, необходимые для получения сертификата на маткапитал:
- Куда обращаться за получением сертификата на маткапитал?
- На что можно потратить материнский капитал?