logo search
Экзаменационные вопросы по ПСО

1) Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское об­служивание, льготы для отдельных категорий граждан, лекарствен­ное обеспечение, санаторно-курортное лечение);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с ус­тановлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные от­ношения, как правило, предшествуют отношениям, входящим в пер­вые две группы (процедурные), сопутствуют им (процедурные и процессуальные) либо вытекают из них (процессуальные).

Отношения но социальному обеспечению граждан в денежной форме и но предоставлению различных социальных услуг составля­ют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и са­мостоятельно существовать не могут.

Процедурные отношения включают две самостоятельные под­группы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым от­носятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыль­ской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к како­му-либо виду социального обеспечения либо с принятием компе­тентным органом решения о применении правовой нормы (предос­тавлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, по­собия и т. д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражда­нином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении какой-либо пенсии, посо­бия, социальной услуги) путем обращения в вышестоящий орган социальной защиты или в суд.

Что касается выделения помимо рассмотренной выше группы материальных правоотношений еще и группы процедурно-процессу­альных правоотношений, то среди ученых нет единого мнения о том, следует ли включать в предмет права социального обеспече­ния помимо процедурных (их признает большинство специалистов) еще и процессуальные отношения в сфере социального обеспечения.

Практически все ученые видят различие между процедурой и процессом в социальном обеспечении1. Однако многие авторы ка­тегорически считают процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения не относящимися к предмету права социального обеспечения1, а органично включен­ными в соответствующие отрасли права — гражданско-процессуаль­ное и административное. Другие ученые констатируют, что эти от­ношения регулируются, как правило, не нормами права социально­го обеспечения, но в качестве составной части предмета науки и учебного курса права социального обеспечения раскрывают их особенности2, которые, безусловно, имеются. Возможно, в будущем эти отношения будут регулироваться разрабатываемым в настоящее время Трудовым (или Социальным) процессуальным кодексом, так как в случае создания органов специализированной трудовой юсти­ции и соответствующего обособленного процессуального законода­тельства было бы логичным включить в компетенцию указанных органов рассмотрение помимо трудовых споров еще и споров в об­ласти социального обеспечения.

Таким образом, процедурно-процессуальные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить на:

1) процедурные отношения по установлению необходимых юри­дических фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспо­собности, нахождения на иждивении и т.д.);

2) процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;

3) процессуальные отношения по рассмотрению споров в облас­ти социального обеспечения как в административном, так и в судеб­ном порядке.

Очевидно, что служебный характер указанных отношений по от­ношению к материальным не означает того, что они факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения не­возможны. Инфраструктурная сущность процедурно-процессуальных отношений сравнима с ролью транспорта в экономике. Выделенное благо должно быть максимально эффективно, быстро и точно дос­тавлено нуждающемуся лицу-адресату, отвечающему законным тре­бованиям. В ходе этих отношений субъект — предоставитель блага также идентифицирует получателя в качестве такового и в длящихся отношениях постоянно контролирует его соответствие установ­ленным требованиям.

Как видно из приведенных классификаций отношений, каждый человек в качестве получателя блага либо заявителя потенциально может участвовать параллельно в целом ряде материальных и процедурно-процессуальных отношений по социальному обеспе­чению.

Так, инвалид может одновременно получать трудовую пенсию по инвалидности, ежемесячное пособие на ребенка, компенсационную выплату как аспирант, находящийся в академическом отпуске по медицинским показаниям, бесплатную лекарственную помощь, еже­месячную денежную выплату в связи с «монетизацией» льгот, нахо­диться в данный момент в процедурных отношениях по предостав­лению ему санаторно-курортного лечения и протезирования, пре­доставления ему транспортного средства и обжаловать действия органа службы занятости по прекращению выплаты пособия по без­работице и т. д.

Это будут нижние уровни классификаций отношений — единич­ные правоотношения по социальному обеспечению определенного вида.

Само наличие нематериальных процедурно-процессуальных от­ношений в сфере социального обеспечения, а также сложная иерар­хичность материальных отношений позволяет говорить о своеоб­разной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности. Это создает известные проблемы при изучении дан­ной отрасли права.

В процессуальных правоотношениях объектом является юри­дическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

В процедурных правоотношениях по реализации права на полу­чение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, посо­бий и т.д.) объектом является юридическое действие по установле­нию права на данный вид обеспечения и назначение его или юриди­ческое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.

  1. Общая характеристика Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».

Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года

Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года (в ред. Федеральных законов

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 21.11.2011 N 326-ФЗ)

  

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.