Охарактеризуйте государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (понятие, учредительные документы, ответственность по обязательствам, органы управления)
Унитарное предприятие - коммерческая организация, учрежденная по решению собственника имущества (физического или юридического лица, уполномоченного государственного органа), которое принадлежит ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
ГК допускает возможность создания, наряду с государственными, частных унитарных предприятий. Они представляют собой коммерческую организацию с одним участником, т.е. являются «компаниями одного лица».
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Оно находится в частной либо государственной собственности. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника имущества.
Местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия при условии, что данное помещение принадлежит ему на праве собственности, а также с согласия всех совершеннолетних членов семьи. При этом с собственника жилого помещения взимается плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этих помещений в нежилые в порядке, определенном законодательством (п.4 Положения о государственной регистрации). Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый собственником имущества либо уполномоченным им органом. Содержание устава определено п.2 ст.48, ч.2 п.1 ст.113 ГК, п.29 Положения о регистрации.
Управление в унитарном предприятии носит единоличный характер.
Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в соответствии с п.6 Положения составляет сумму, эквивалентную 400 евро, а унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), - 200 евро.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия. Исключение составляют случаи субсидиарной ответственности по обязательствам экономически несостоятельного предприятия (банкрота), если экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана собственником имущества (п.8 ст.114 ГК). К сожалению, законодатель в п.3 ст.52 ГК не конкретизирует, каким именно действием (бездействием) собственника должна быть вызвана экономическая несостоятельность (банкротство) предприятия, чтобы на него возлагалась субсидиарная ответственность. Следует согласиться с тем, что «приведенная в п.3 ст.52 ГК формулировка может быть с успехом подведена под практически любые действия учредителя в случае банкротства субъекта хозяйствования». В то же время унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества за исключением случаев, предусмотренных ГК (ч.2 п.5 ст.113 ГК)
В соответствии с подп. 40.2 Положения о регистрации уставный фонд унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, к моменту государственной регистрации должен быть Сформирован полностью. Если стоимость чистых активов предприятия становится ниже минимального размера уставного фонда, то предприятие может быть ликвидировано по решению суда (п.5 ст.114 ГК).
Права унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственно ведения в отношении закрепленного за ним имущества, вытекают из содержания права хозяйственного ведения, закрепленного в ст.276 ГК. Собственник имущества в данном случае вправе:
- принимать решение о создании, реорганизации и ликвидации предприятия;
определять предмет и цель деятельности предприятия;
назначать на должность руководителя предприятия;
осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;
получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия.
Унитарное предприятие не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду, в залог и т. д.) принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника. Сделки, совершаемые с остальным имуществом, такого согласия не требуют, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества.
Следует отметить, что ГК предоставляет унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, право создавать с согласия собственника имущества дочерние предприятия и передавать им часть своего имущества. У дочернего предприятия возникает так называемое вторичное право хозяйственного ведения, содержание которого определяется «рамками первичного права хозяйственного ведения и полномочиями, предоставленными «материнским» предприятием.
Казенное предприятие создается по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, относящегося к республиканской собственности. Установление сроков сформирования уставного фонда и утверждение устава казенного предприятия также относятся к компетенции Правительства Республики Беларусь.
Фирменное наименование казенного предприятия должно обязательно содержать указание на то, что оно является казенным.
Пункт 5 ст.115 ГК содержит прямое указание на субсидиарную ответственность Республики Беларусь по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. В силу этого обстоятельства казенное предприятие не может быть признано банкротом (п. 1 ст. 61 ГК).
Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество вытекают из содержания права оперативного управления (ст.277, 278 ГК): оно вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) лишь с согласия собственника. Такое согласие не требуется для реализации производимой предприятием продукции, если иное не установлено законодательством.
Охарактеризуйте частное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (понятие, учредительные документы, ответственность по обязательствам, органы управления)
Охарактеризуйте государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие) (понятие, учредительные документы, ответственность по обязательствам, органы управления)
Охарактеризуйте основания и порядок ликвидации субъектов хозяйственной деятельности
Вопросы прекращения предпринимательской деятельности регулируются ГК РБ (ст. 53-62), Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16 января 2009 г. № 1.
2 способа прекращения деятельности юридического лица:
Ликвидация Реорганизация
Ликвидация юридического лица (ст. 57 ГК) – это прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В соответствии с п. 3 Положения о ликвидации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:
1. Собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором) в том числе в связи с:
истечением срока, на который создано это юридическое лицо;
достижением цели, ради которой оно создано
признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной.
2. Хозяйственного суда в случае:
· непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
· осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
· экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
· в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
3. Регистрирующего органа в случае:
· неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
· внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется только по решению собственника имущества (учредителей, участников), либо в судебном порядке.
Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным для ликвидации юридических лиц (п. 4 Положения о ликвидации).
Собственник имущества, принявший решение о ликвидации юридического лица выполняет следующее (п. 6 Положения о ликвидации):
1. Назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации (со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица).
2. Представляет в регистрирующий орган следующие документы:
· заявление о ликвидации, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;
· решение о ликвидации.
При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
На основании указанных документов регистрирующий орган принимает следующие решения:
1. В течение 3 рабочих дней со дня получения этих документов представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органам ФСЗН, «Белгосстрах» (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (далее – архивы) о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).
При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст.60 ГК РБ):
1. Удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
2. Производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам.
3. Погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды.
4. Удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя).
5. Производятся расчеты с другими кредиторами.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:
· печати и штампы организации;
· ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества;
· подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
· копию публикации в газете «Юстиция Беларуси» о ликвидации.
Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган следующее:
· печати и штампы;
· подлинник свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
· копию публикации в газете «Юстиция Беларуси» о прекращении деятельности.
Согласно пункту 15 Положения о ликвидации регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:
· субъектом хозяйствования, ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации документы;
· при отсутствии справок о наличии задолженности перед бюджетом;
· соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования.
Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность ИП прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.
В соответствии с пунктом 23 Положения о ликвидации решения регистрирующих органов о ликвидации субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в хозяйственный суд.
Реорганизация коммерческой организации (ст. 53 ГК Республики Беларусь) – это прекращение ее деятельности с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.
Виды реорганизации следующие:
· слияние – возникновение нового субъекта хозяйствования вместо нескольких прежних;
· присоединение – это переход прав и обязанностей присоединенного юридического лица к присоединяемому по передаточному акту;
· разделение – возникновение вместо одного прежнего субъекта хозяйствования нескольких новых лиц;
· выделение – выделение из юридического лица нового субъекта хозяйствования без прекращения прежнего;
· преобразование – изменение организационно-правовой формы юридического лица.
Вновь возникшие в результате реорганизации юридические лица подлежат государственной регистрации. Передаточный акт и разделительный баланс являются основными документами по правопреемству вновь возникших юридических лиц.
- Ответы на вопросы к гэк по дисциплине «Хозяйственное право»
- Раскройте понятие хозяйственного права
- Охарактеризуйте понятие хозяйственных правоотношений
- Охарактеризуйте понятие, формы и способы государственного регулирования хозяйственной деятельности
- Охарактеризуйте лицензирование предпринимательской деятельности
- Охарактеризуйте понятие и признаки предпринимательской деятельности
- Охарактеризуйте субъектов предпринимательства, их права и обязанности
- Охарактеризуйте способы защиты прав предпринимателей
- Охарактеризуйте полное товарищество (понятие, учредительные документы, ответственность по обязательствам, органы управления)
- Охарактеризуйте открытое акционерное общество (понятие, учредительные документы, ответственность по обязательствам, органы управления)
- Охарактеризуйте закрытое акционерное общество (понятие, учредительные документы, ответственность по обязательствам, органы управления)
- Охарактеризуйте производственный кооператив (понятие, учредительные документы, ответственность по обязательствам, органы управления)
- Охарактеризуйте государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (понятие, учредительные документы, ответственность по обязательствам, органы управления)
- Охарактеризуйте права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- В состав имущества могут входить:
- Охарактеризуйте понятие, критерии и признаки экономической несостоятельности (банкротства)
- Охарактеризуйте правовое положение должника и антикризисного управляющего при реализации процедур экономической несостоятельности (банкротства)
- Охарактеризуйте конкурсное производство и его последствия
- Охарактеризуйте формы и способы разгосударствления и приватизации
- Охарактеризуйте понятие и элементы хозяйственных договоров
- Охарактеризуйте понятие, функции и классификацию санкций в хозяйственных правоотношениях
- Охарактеризуйте понятие качества и определение требований к нему
- Охарактеризуйте понятие и виды цен. Назовите правовые источники законодательства о ценах и ценообразовании
- Охарактеризуйте способы антимонопольного регулирования
- Охарактеризуйте понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Охарактеризуйте банковскую систему Республики Беларусь
- Охарактеризуйте правовое положение Национального банка
- Охарактеризуйте понятие и виды инвестиций. Охарактеризуйте инвестиционное законодательство
- 30. Охарактеризуйте понятие и правовую основу рынка ценных бумаг