Свобода массовой информации: понятие, правовая характеристика.
Свобода массовой информации - конституционные гарантии независимого функционирования СМИ в отдельно взятой стране.
Конституция РФ 1993 г. закрепила свободу массовой информации в ч. 5 ст. 29, использовав при этом краткую, но емкую формулу: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". Обогащению содержания свободы массовой информации служат и другие нормы, содержащиеся в ст.29. Так, ч.1 гарантирует каждому свободу мысли и слова, ч.4 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, ч.3 — недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Тем самым подчеркивается, во-первых, относительная обособленность этих свобод, во-вторых, их глубинная генетическая взаимосвязь, в-третьих, взаимодополнение их юридического содержания.
Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует назвать также свободу экономической деятельности и право частной собственности, закрепленные в ст.8, 34 и 35 Конституции, а также принцип идеологического разнообразия (ст.13), предусматривающий, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Тем самым формируются определенные защитные механизмы, чтобы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации.
В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч.3 ст.41), закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст.42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (ч.1 ст.44), открытость заседаний палат Федерального собрания (ч.2 ст.100), открытость судопроизводства (ч.1 ст.123) и т. д.
Конституцией также предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанности давать свидетельские показания (ч.2 ст.51), что уже заранее было предусмотрено Законом о СМИ, закрепившим обязанность журналиста и редакции сохранять конфиденциальность информации и ее источника (ст.41; абз.5 ч.1 ст.49).
Международно-правовое регулирование свободы массовой информации. Прямая имплементация международно-правовых норм закреплена в ч.4 ст.15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует непосредственное действие на территории РФ ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Непосредственно влияющими на содержание свободы массовой информации являются также положения ст.10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Здесь свобода массовой информации выступает в форме свободы выражения мнений и в общем плане является правилом, а вмешательство со стороны государства в ее реализацию - исключением.
Причем для правомерного вмешательства государства необходимы, во-первых, законодательная база; во-вторых, основания, которые перечислены в п.2 ст.10; в-третьих, соразмерность вмешательства потребностям демократического общества.
- «Информационное право»
- Понятие, свойства и структура информации.
- Понятие и признаки информационного общества.
- Информационное общество в России. Программа «Информационное общество 2011-2020».
- Описание
- Понятие и предмет информационного права.
- Информация как объект права, понятие и признаки.
- Информационные права и свободы человека и гражданина.
- Право на информацию.
- Свобода выражения мнений. Понятие и содержание.
- Виды информации и доступ к ней.
- Право на доступ к информации и его охрана.
- Информация без права ограничения доступа.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Понятие права на неприкосновенность частной жизни и его структура.
- Объекты и субъекты права на неприкосновенность частной жизни.
- Персональные данные: понятие и виды.
- Правовой режим персональных данных.
- Свобода массовой информации: понятие, правовая характеристика.
- Средства массовой информации как объект права.
- Правовой режим сми.
- Правовой статус журналиста в системе права массовой информации.
- Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации.
- Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом.
- Понятие и содержание государственной тайны.
- Правовой режим государственной тайны.
- Понятие рекламы. Законодательство рф о рекламе.
- Требования к рекламе.
- 2. Недобросовестной признается реклама, которая:
- 3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- 4. Реклама не должна:
- 5. В рекламе не допускаются:
- Субъекты рекламной деятельности и их правовой статус.
- Особенности правового регулирования отдельных способов рекламирования.
- Статья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах
- Статья 17. Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании
- Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
- Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций
- Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием
- Особенности рекламы отдельных видов товаров.
- Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров
- Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины
- Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания
- Статья 26. Реклама продукции военного назначения и оружия
- Статья 27. Реклама основанных на риске игр, пари
- Статья 28. Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности
- Статья 29. Реклама ценных бумаг
- Статья 30. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением
- Статья 30_1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации
- Политическая и социальная реклама.
- Понятие и структура интеллектуальной собственности.
- Понятие и содержание коммерческой тайны.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Правой режим банковской тайны.
- Правовой режим профессиональной тайны.
- 1. Врачебная тайна
- Правовой режим служебной тайны.
- Понятие и структура вредной информации.
- Особенности правового регулирования отношений в сети Интернет.
- Понятие и предмет информационной безопасности.
- Доктрина информационной безопасности рф.
- Понятие «электронного правительства» и «электронного государства». Элементы электронного правительства.
- Электронное правительство в России.
- Общие вопросы организации библиотечного дела в рф.
- Права граждан в области библиотечного дела.
- Общие вопросы организации архивного дела в рф.
- Архивный фонд рф.
- Правовые вопросы использования электронной подписи.