Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь
В науке конституционного права, наряду с институтом «политико-территориальное устройство», изучается и близкий ему по содержанию институт «административно-территориальное устройство», в качестве равнозначного которого часто используется понятие «административно-территориальное деление». В то же время, как нам представляется, понятия «административно-территориальное устройство» и «административно-территори- альное деление» нельзя считать в полной мере идентичными. Однако этот вопрос требует отдельного научного изучения, он скорее является дискуссионным, поэтому в целях исключения путаницы и упрощения изучения рассматриваемой темы будем условно полагать, что обсуждаемые понятия являются синонимами.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.9) ее территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета государства. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Более того, согласно Избирательному Кодексу, вопросы, могущие нарушить территориальную целостность Республики Беларусь, не могут быть вынесены даже на референдум (ст.112).
Территории современных унитарных государств и субъектов федераций, как правило, делятся на соответствующие административно-территориальные единицы, т.е. составные части. Рассматривая первый вопрос темы, мы отмечали, что существует два основных способа деления государств на их территориальные составные части, (с наличием субъектов – в федерации и при отсутствии таковых – в унитарном государстве), которые и обуславливают форму политико-территориального устройства той или иной страны. Иными словами, политико-территориальное устройство государства базируется на его административно-территориальном делении.
Что касается Республики Беларусь, то в соответствии со статьей 9 Конституции ее территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Порядок же решения вопросов административно-территори- ального устройства нашего государства определяет Палата представителей Национального Собрания (п.2 ст.97 Конституции Республики Беларусь). Наряду с Конституцией, определяющей общие начала порядка установления и изменения административно-территориального устройства, в Республике Беларусь издан ряд нормативных актов. Среди них следует назвать Закон от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 года №468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 года №1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанного Закона, в том числе Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь; Порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-геогра- фических объектов; Положение о Топонимической комиссии при Совете Министров.
Разумное, научно обоснованное деление территории государства позволяет осуществлять в нем эффективное управление, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечить комплексное экономическое и социальное ее развитие.
Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь (ст.1 выше названного Закона).
В соответствии с Законом (ст.2) административно-территориальное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:
единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;
равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;
включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;
примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.
- Часть I
- Тема 2. Основы учения о конституции 21
- Тема 3. Основы конституционного строя республики беларусь 35
- Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в республике беларусь 57
- Тема 5. Гражданство республики беларусь 94
- Тема 6. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь 101
- Тема 7. Политико-территориальное устройство республики беларусь. Административно-территориальное устройство республики беларусь 117
- Тема 1. Конституционное право как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина Лекция 1. Конституционное право как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина
- Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права
- Методы конституционного права
- Место конституционного права в системе права
- Источники и система конституционного права
- Система конституционного права
- Конституционно-правовые нормы и институты
- Виды конституционно-правовых норм
- Институты Конституционного права
- Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения
- Виды конституционно-правовых отношений
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Юридические факты
- Конституционно-правовая ответственность
- Конституционное право как наука и учебная дисциплина Наука конституционного права
- Контрольные вопросы к теме №1
- Юридические свойства и функции конституции
- Функции конституции
- Классификация конституций и их структура
- Структура конституции
- Конституционное развитие Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь периода вхождения ее в состав ссср
- Основные черты и особенности Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года
- Контрольные вопросы к теме № 2
- Основная литература по теме № 2
- Тема 3. Основы конституционного строя республики беларусь Лекция 3. Основы конституционного строя Республики Беларусь
- Понятие конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- Конституционные основы политической системы белорусского общества. Признаки Республики Беларусь как суверенного государства
- Конституционные основы экономического строя Республики Беларусь
- Конституционные основы социальных отношений в Республике Беларусь
- Конституционные основы духовно-культурных отношений в Республике Беларусь
- Образование
- Культура
- Религия
- Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №3
- Основная литература по теме №3
- Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в республике беларусь Лекция 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь
- Понятие, классификация и юридические свойства основных прав и свобод
- Классификация прав и свобод
- Концепция прав человека и ее отражение в Конституции Республики Беларусь. Понятие и принципы (конституционные основы) правового статуса личности
- Личные (гражданские) права и свободы
- Право на жизнь
- Свобода, неприкосновенность и достоинство личности
- Право на личную жизнь
- Неприкосновенность жилища
- Свобода передвижения и выбор места жительства
- Право на определение отношения к религии
- Право на вступление в брак и создание семьи
- Свобода мнений и убеждений
- Право на национальную принадлежность, пользование родным языком
- Право на судебную защиту
- Право на юридическую помощь
- Право на защиту международных организаций
- Политические права и свободы
- Свобода печати и информации
- Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
- Свобода объединений
- Право на управление делами общества и государства
- Право избирать и быть избранным
- Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах
- Право на обращение в государственные органы
- Свобода печати и информации
- Экономические, социальные и культурные права
- Право на труд
- Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда
- Право на отдых
- Право собственности
- Право на охрану здоровья
- Право на благоприятную окружающую среду
- Право на социальное обеспечение
- Право на жилище
- Право на участие в культурной жизни
- Право на образование (ст.48 Конституции Республики Беларусь)
- Конституционные обязанности граждан
- Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции
- Обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц
- Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности
- Обязанность охранять природу
- Обязанность участвовать в финансировании государственных расходов
- Обязанность защищать Республику Беларусь
- Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях
- Конституционные гарантии прав и свобод личности
- Контрольные вопросы к теме 4
- Основная литература по теме 4
- Тема 5. Гражданство республики беларусь Лекция 5. Гражданство Республики Беларусь
- Понятие, конституционно-правовое регулирование и принципы гражданства Республики Беларусь
- Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь
- Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к теме №5
- Основная литература по теме №5
- Тема 6. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь Лекция 6. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
- Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства. Многогражданство
- Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Право убежища
- Право убежища
- Понятие беженцев, их правовой статус в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме № 6
- Основная литература по теме № 6
- Понятие политико-территориального устройства государства и его формы. Юридические признаки Республики Беларусь как унитарного государства
- Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь
- Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства
- Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси, их отличие от территориальных единиц
- Населенные пункты Республики Беларусь: понятие, виды, характеристика
- Порядок наименования (переименования), учета и регистрации административно-территориальных, территориальных единиц, населенных пунктов и других объектов в Республике Беларусь
- Примечание
- Контрольные вопросы к теме 7
- Основная литература по теме 7
- Литература
- Основы конституционного права
- Часть I
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.